Предстоящие саммиты ШОС и БРИКС не оставили властям выбора. К июлю транспортная система Уфы должна пережить эволюционный скачок. В этом случае миллионное население города получит нормальную систему общественного транспорта. А если все пойдет по плану, ситуация на рынке пассажирских перевозок значительно улучшится и по всему региону.
Представители обеих ветвей власти, кажется, нашли решение проблемы. Депутаты Госсобрания РБ попытались сформулировать единые для всех правила игры на рынке, разработав типовое положение «Об организации обслуживания населения пассажирским автомобильным транспортом». Предполагается, что документ поможет сделать пассажирские перевозки комфортными и безопасными, участники рынка будут работать в равных условиях, а жители самых удаленных от столицы региона населенных пунктов получат возможность пользоваться услугами общественного транспорта. Однако частные перевозчики пока не уверены, что смогут вписаться в новую систему координат.
Коллапс, льготники и нелегалы
За последние десять лет Башкирия накопила слишком большое количество транспортных проблем. В регионе сегодня на 1339 маршрутах работает 120 официальных перевозчиков. В 90-е годы в Уфе было всего 600 автобусов и 600 единиц электротранспорта, сообщил председатель Госкомтранса Ильяс Муниров. «Нужно пересмотреть маршруты в сторону оптимизации, ограничивать личный автотранспорт, чтобы люди активнее пользовались общественным. Мы сами создаем условия для нелегалов. Предстоящие саммиты заставляют решить проблему к июлю», – заявил он.
Транспортная сеть в Уфе перегружена, не хватает парковок и стоянок. В таких условиях предлагается отказаться от автобусов малой и средней вместимости. Вместо них на центральных улицах появятся большие автобусы, следующие строго по выделенной для общественного транспорта полосе.
Льготники, имеющие право бесплатного проезда, могут воспользоваться им только у государственного перевозчика. Но доля на рынке пассажирских перевозок государственного предприятия – «Башавторанса» – менее 20%. Право на льготу есть, но возможность воспользоваться ею есть лишь в 20% случаев. По замыслу закона граждане имеют право пользоваться не строго определенными маршрутами. Рабочая группа предложила решить вопрос, обязав всех без исключения перевозчиков устанавливать в каждом транспортном средстве терминалы для электронной оплаты проезда. Понятие «социальный маршрут» в этом случае будет нивелировано.
Кроме того, в положении будет расписан порядок открытия и закрытия маршрутов, введена обязанность по ведению реестров уже существующих маршрутов. Кроме того, по мнению авторов проекта, нужно провести перепись всех остановочных пунктов и определить ответственных за их содержание. При этом уже в момент объявления конкурса на осуществление пассажирских перевозок нужно будет указывать, сколько транспортных средств требуется для обслуживания конкретного маршрута. Все это отчасти поможет в борьбе с нелегальными перевозчиками, которые, по словам участников рынка, остаются основной головной болью для власти и бизнеса.
Из-за работы нелегалов, по данным правительства, бюджет теряет около 1,5 миллиардов рублей ежегодно. Глава Башкирии Рустэм Хамитов не раз высказал недовольство темпами работы уфимских властей в решении транспортной проблемы.
На легальный транспорт денег выделяется все больше, а жители республики, которые также могли бы финансировать «белых» перевозчиков, предпочитают пользоваться услугами теневых игроков, констатировал генеральный директор «Башкирского регистра социальных карт» Олег Романов.
Реформы понравятся не всем
Представители частных автоперевозчиков реформы встретили настороженно. Самым эмоциональным было выступление индивидуального предпринимателя Фаниса Батырова. Так, его возмутило, что участникам рынка документ навязывает обязанность установки приборов ГЛОНАСС, обслуживание льготников без прозрачной системы получения за это компенсаций, а также предусматривает лишение права работать на маршруте за однократное нарушение. «Складывается впечатление, что этот документ написали производители терминалов», – заявил он.
В существующем варианте положение не решит существующие проблемы и не поможет развитию сферы общественного транспорта, уверен Фанис Батыров. «Благодарим за то, что не поставили нас перед фактом», – заключил предприниматель.
Частные перевозчики уверены, что даже продуманный и внятный документ не поможет решить существующие проблемы, пока на рынке нет порядка. «Чтобы это положение работало, надо очистить рынок от нелегальных перевозчиков. Когда по нашему городу идут проверки, проверяют только легальный транспорт. Я спрашиваю: "А будете проверять нелегалов?" Мне отвечают: нет, а их нет у нас», – пожаловался руководитель стерлитамакской компании «Транспортник» Василий Пивторан. В Стерлитамаке, по его данным, около 200 машин, дублирующих маршруты «белых» перевозчиков.
Представитель легального уфимского перевозчика ООО «Альянс СКД» Николай Струев также считает, что требования документа выполнить трудно. «Конечно, мы будем переходить на автобусы большой вместимости, но для этого требуется время», – сообщил он.
Также руководители частных компаний заявили, что им, чтобы взять автобус в лизинг и успеть отбить его стоимость, требуются долгосрочные гарантии администрации. Так, контракт должен заключаться на срок не менее трех лет в случае, если перевозчик работает с отечественной техникой. При условии, что автобусы импортного производства, нужно не менее семи-восьми лет.
Глава администрации Ирек Ялалов уверен, что конкуренция со временем приведет к сокращению числа перевозчиков: слабые покинут рынок, останутся лишь те, кто сможет выполнить жесткие требования властей. «В крупных городах мира два-три перевозчика, иногда даже один», – подчеркнул Ирек Ялалов.
По мнению сити-менеджера, «вся беда в том, что в России не принят основополагающий закон, своего рода транспортная конституция». «Мы в Уфе пошли по такому пути, нашли юридическую зацепку: все транспортные улицы, площадки будут паспортизированы. И право передвигаться по нашей земле получат только легальные перевозчики», – отметил градоначальник.
Завершая обсуждение, Ильяс Муниров подчеркнул, что реализовать программу придется, и предложил «белым» участникам рынка быть «немного злее», отстаивая свои права в том числе и в судах. «Вы же легальные перевозчики, вам же нужна прибыль», – напомнил он.
Конкретной даты, когда документ вступит в силу, нет. Однако власти должны реализовать проект к июлю. Летом Уфа обязана получить удобный и комфортный транспорт. Хотя бы на два июльских дня.