Минувшее лето редакция автомобильного раздела сайта Ufa1.ru провела, можно сказать, в дороге. С июля по сентябрь сотрудники сайта проехали в общей сложности около тысячи километров с одной лишь целью: взять пробы АИ-95 на двадцати автозаправках Уфы и республики, чтобы проверить качество топлива. Масштабный рейд по АЗС состоялся в рамках проекта «Лаборатория бензина», организованного городским сайтом Ufa1.ru и компанией «Светоком».
В список АЗС попали практически все сети автозаправок, работающие на территории Уфы и республики: «Башнефть», «Башкирнефтепродукт», «Лукойл», Salavat, «УНП», «КПД», «Оптан» и некоторые другие. В отличие от прошлогоднего проекта, мы решили брать не по одной АЗС каждой сети, а по три-четыре, особенно крупных. Мы сочли, что при таком подходе результаты рейда будут более объективными.
Итоги этого масштабного проекта мы опубликуем уже в ближайшее время, а сейчас постараемся рассказать о том, как именно проходил забор проб для «Лаборатории бензина».
Что, зачем и почему?
Вопрос «Что проверять?» перед нами не стоял: мы с самого начала решили отправлять на экспертизу 95-й бензин. Почему именно он? Все просто: среди автомобилистов бытует мнение, что «настоящего девяносто пятого» на АЗС практически не бывает, кругом – АИ-92, щедро разбавленный присадками, повышающими октановое число. Все мифы стоит проверять, а лучше способа, чем лабораторный анализ, еще не придумали.
Второй повод заняться экспертизой тоже прост: нам, да и всем автовладельцам, интересно знать, что именно заливают в бензобаки различные продавцы топлива. С учетом особенностей нашей экспертизы, о которых мы расскажем чуть ниже, мы не можем гарантировать ту же точность измерений, что и при анализах, которые обычно проводят официальные проверяющие ведомства. И все же итоги, которых мы и сами с нетерпением сейчас ждем от лаборатории, открывают если не полную картину топливного рынка, то, как минимум, дают пищу для размышлений. Кстати, как и в прошлом году, качество бензина будут проверять специалисты Испытательной лаборатории Магнитогорского государственного технического университета имени Г. Носова.
Третий повод – это ваши, читательские, просьбы. Наш проект по лабораторному анализу АИ-92, который мы провели в прошлом году, вызвал множество откликов – как положительных, так и не очень. В комментариях и письмах по обратной связи многие просили проверить «на вшивость» 95-й бензин. Вот мы и выполняем просьбу наших читателей.
День первый
Прежде, чем мы выехали в рейд по заправкам, пришлось провести весьма объемную подготовительную работу. На сайте был размещен анонс рейда – конечно же, без указания дат и адресов (мы и сами их на тот момент не знали). Оставалось лишь набрать реквизит: несколько канистр, стеклянную тару для проб, широкий скотч, ножницы и еще кучу других мелочей. Кроме того, нужно было решить вопрос с доставкой бензина в Магнитогорск: подобные грузы категорически запрещены к перевозке транспортными компаниями, поэтому приходилось искать попутки по личным каналам.
И вот, день первого рейда наступил. С погодой не повезло: пока наша машина стояла в городских пробках, успел пройти проливной дождь. Мы рассаживаемся в видавший виды «Фьюжен» и берем курс на промзону, но нам нужно еще дальше: первая же АЗС в нашем списке расположена под Благовещенском. Здесь нам заливают необходимые три литра бензина, предварительно поитересовавшись, почему оператор снимает процесс на камеру.
Заправившись, мы разворачиваемся и едем обратно в Уфу. Рейд на этом вовсе не завершен: впереди еще пять АЗС, на каждой из которых нужно побывать, купить бензин и, возможно, поругаться с персоналом заправок. После прошлогоднего опыта мы уже знаем, с чем можем столкнуться, и морально готовы защищать свои права. Впрочем, практически зря: в этот день нам больше никто не мешал.
Подобные рейды – это всегда чудовищная трата времени. И дело даже не в том, что порой нам приходилось наматывать по 200 километров до желаемой автозаправки. Городские пробки еще никто не отменял: так, едва добравшись из Благовещенска до Уфы, мы добрых сорок минут простояли перед Тимашевским переездом. Зато потом нам открылась «зеленая улица»: через Шакшинскую трассу мы выехали на М-5 и довольно быстро доехали до Ауструма. Касса, канистра, чек. Разворачиваемся.
На той же трассе в этот день мы посетили еще две или три сетевых заправки. После того, как последняя бутылка с бензином была закупорена, можно было вздохнуть с чистой совестью: на этот день наша работа выполнена. Но в общем списке оставалось еще 14 АЗС, и следующая поездка обещала быть чуть более трудной.
День второй
Второй рейд мы проводили уже в середине августа. Нам оставалось отработать два направления: М-5 в сторону Октябрьского и Р-314 в сторону Салавата. В планах на день – шесть автозаправок, на каждой из которых требовалось залить по три литра девяносто пятого.
В этот день мы решили уделить больше внимания небольшим сетям. Хотелось проверить на прочность еще один миф, согласно которому частные заправки, расположенные вдали от городов, чаще торгуют сомнительным суррогатом. На трассе М-5 таких АЗС можно найти немало: наряду с крупными сетевыми станциями здесь можно встретить даже безымянные автозаправки, без каких-либо опознавательных знаков. Впрочем, большинство из них пришлось объехать стороной: ассортимент у частников, как правило состоит из одного лишь 92-го бензина, реже такие АЗС продают солярку. Нам же был нужен АИ-95, и в его поисках мы готовы были проехать столько, сколько потребуется. Впрочем, крупные сети мы тоже не обходили стороной.
Под Уфой нам попалась спрятанная в тени придорожных деревьев заправка, которую мы проехали мимо, не успев вовремя сбросить скорость. Твердо решив заглянуть сюда на обратном пути, экипаж сайта Ufa1.ru двинулся дальше в сторону Октябрьского.
Первые две пробы были взяты уже в Кандрах. Оператор на одной из заправок удивилась на просьбу отпустить три литра, и поинтересовалась, во что именно мы собираемся заливать бензин. Подобные вопросы впоследствии мы не раз слышали от операторов: по технике безопасности, топливо нельзя отпускать в пластиковую или стеклянную тару. Поэтому сотрудник АЗС таким образом уточняли: вдруг нам захочется заправить бензин в «неправильную» емкость?
Так, за несколько часов, время от времени останавливаясь для покупки топлива, мы добрались до Октябрьского. В самом городе заправки решили не брать: для нас важнее были станции на федеральных трассах, где проходит максимальное количество автомобилей. После обеда наш «Фьюжен» выехал в обратный путь – пока наш рейд проходил без приключений.
Сюрпризы начались уже в Уфе, куда мы прибыли в 16:00. О городских пробках можно умолчать – ими уже никого не удивишь. Мы рассчитывали так: взять пробы с одной АЗС уже в Уфе. Выбор пал на небольшую сеть контейнерных АЗС, благо этих заправок в одном районе сосредоточено аж три штуки. Но здесь нас постигло разочарование: то ли слухи распространяются быстрее, чем ездит «Фьюжен», то ли на сети АЗС действительно возникли технические проблемы. Так или иначе, но на всех трех АЗС колонки с АИ-95 не работали. Как не работали и колонки с другими видами топлива. Что делать? До отъезда курьера остается час, нужных заправок в южной части города нет... В итоге проблема решилась быстрой поездкой в пригород и столь же быстрым возвращением обратно. Мы успели буквально в последний момент, за десять минут до отъезда машины в Магнитогорск.
К чему была вся эта спешка? Дело в том, что бензин имеет свойство портиться. Нам удалось сделать так, что от момента забора топлива до начала лабораторных тестов проходило не больше суток: сделать это быстрее было бы попросту нереально.
День третий
Он наступил через две недели, даже чуть раньше. За это время в Уфе успел подорожать бензин: в частности, «Башкирнефтепродукт» поднял цены на 20 копеек, «Лукойл» – на 50. В масштабах нашего рейда это была меньшая из проблем: в конце концов, чтобы добраться до нужной АЗС, мы сжигали куда больше топлива, чем нам нужно было там заправить.
Проблема была чисто технической: оказалось, что в городе вдруг разом закончились все деревянные ящики, в которые можно было бы сложить бутылки с бензином. Подходящих ящиков не нашлось ни на почте, ни на строительных рынках, ни в одном из десятков магазинов, ни у курьерских служб. Впрочем, последние готовы были упаковать нашу «посылку» в свою тару, но, едва заслышав о содержимом, тут же категорически отказывались. Это нас не удивило: мы и сами знаем, что бензин к пересылке службами доставки запрещен. А вот то, что компании отказывались даже продавать тару, уже выходило за рамки нашего понимания. Делать нечего, складываем пустые бутылки в картонную коробку и выезжаем, понадеявшись на авось: мало ли, вдруг где найдем ящик?
Итак, вот и первая заправка. Начать мы решили с той самой контейнерной АЗС – во-первых, она расположена ближе всего к нашей редакции, а во-вторых, в прошлый раз мы до них так и не достучались. Однако сотрудники АЗС вдруг перепугались видеокамеры и отказались продавать бензин. Минут 15 ушло на то, чтобы связаться с руководством АЗС и объяснить наши цели. Сдача с тысячерублевой купюры уже в кармане, однако оператор по-прежнему не спешит ни включать колонку, ни выбивать чек. Наконец, добро от начальства получено, но сотрудники изъявляют желание присутствовать при отборе. Мы не против: в конце концов, они имеют на это право. Девушка-оператор приносит литровый пробоотборник, внимательно изучает бутылки, в которые мы собираемся переливать бензин и расписывается на пломбах. Когда работа закончена, она уже гораздо дружелюбнее интересуется, где и когда можно будет узнать результаты.
Следующая остановка – на другом конце города. Что характерно, наш сайт уже в третий раз выезжает в «топливные» рейды, и ни разу на заправках этой сети (название которой мы оставим в тайне до окончания лабораторной экспертизы) нам никто не мешал выполнять свою задачу. Возможно, руководство сети спокойно за качество продукта. Что ж, о качестве бензина на этой АЗС нам скоро расскажет лаборатория.
В очередной мы остановились не на АЗС, а возле склада компании «Башметиз»: проезжая мимо, мы увидели возле ангара целую гору досок и подумали, что вряд ли нам представится лучший способ обзавестись столь необходимым для рейда ящиком. Спасибо сотрудникам склада, которые любезно предоставили нам инструменты и кучу досок, из которых мы втроем за час сколотили какое-то подобие ящика, в который как раз влезли все бутылки. «Вот так журналисты и меняют профессию», – шутили мы, работая ножовкой, гвоздодером и молотком.
По соседству со складом стояла небольшая АЗС: судя по просторной парковке маршрутных пазиков, именно они чаще всего здесь заправляются. Мы были здесь в прошлом году, и тогда эта АЗС принадлежала некоему ИП, причем результаты экспертизы АИ-92 на частной заправке оказались одними из лучших в городе. Разумеется, мы не могли проехать мимо.
Спустя полчаса редакционный «Фьюжен» уже несется по трассе М-5 в сторону Самары и на пересечении с Оренбургским трактом сворачивает в сторону Стерлитамака. Наш путь лежит именно в те края. Так, километр за километром, мы приезжаем в село Зирган. На въезде видим АЗС, забираем топливо и едем обратно – остается еще две АЗС в Салавате и Стерлитамаке. Процедура повторяется, и мы наконец можем вздохнуть спокойно: рейд подошел к концу.
Когда ждать результатов?
На момент публикации этой статьи специалисты Испытательной лаборатории МГТУ им. Носова продолжают работу над лабораторными анализами присланных нами проб бензина. Какими будут результаты – предугадать сложно, однако кое-какие ожидания у нас есть. В первую очередь, это субъективные ощущения: топливо с некоторых АЗС заметно отличалось от других образцов и по цвету, и по запаху. С другой стороны, на отдельных автозаправках мы приобретали бензин с маркировкой «Евро-5», который, несомненно, будет отличаться по чистоте от той же «тройки».
В любом случае, ждать осталось уже недолго: методика исследования и полные результаты экспертизы топлива по всем двадцати АЗС будут опубликованы уже до конца сентября. Следите за обновлениями!