«Помоги ближнему своему», – гласит древняя заповедь. К сожалению, немногие следуют ей и жертвуют деньги нуждающимся. Это происходит в силу разных причин: невысокого уровня доходов населения, отсутствия традиций меценатства, а также... несовершенства налогового законодательства. Например, до настоящего времени люди, получающие материальную помощь, должны были отдавать 13% от суммы. Однако теперь все изменится. В понедельник, 22 августа, в России вступает в силу закон, предоставляющий налоговые льготы для благотворительной деятельности.
В законе есть несколько важных моментов, которые касаются налога на добавленную стоимость, налога на доходы физических лиц и налога на прибыль. Одно из главных нововведений заключается в отмене выплат НДФЛ после получения помощи от благотворительных организаций детьми, оставшимися без попечения родителей.
Еще один важный момент – освобождение от НДС ввозимых на территорию страны незарегистрированных лекарственных средств, которые нужны для лечения по жизненным показаниям конкретным пациентам. Большое количество лекарств, предназначенных для лечения серьезных заболеваний, приходится привозить из-за границы. И тем, кто отдал немалые суммы за них, приходилось платить еще и налоги.
«Закон дает налоговые льготы для компаний, которые предоставляют услуги по уходу за пожилыми людьми, инвалидами и иными лицами, находящихся в трудной жизненной ситуации, – поясняет директор адвокатского кабинета «Налоговое право» Василий Бакулин. – То есть от НДС будут освобождены все компании, предоставляющие те или иные социальные услуги».
«Это давно следовало сделать. Хорошо, что общество и государство начинают это понимать, – говорит фандрайзер (специалист по привлечению средств на некоммерческие проекты. – Прим. ред.) фонда «Наши дети» Любовь Ястребова. – Все, что способствует тому, чтобы было меньше слез, а было больше радости – это очень хорошо. Но, к сожалению, почему-то именно самых дорогих и нужных детям лекарств нет в реестре бесплатных медицинских препаратов».
В налоговом отношении станет проще проводить физкультурно-оздоровительные и спортивные мероприятия, распространять социальную рекламу. Есть и другие виды налоговых преференций. «Законом созданы более благоприятные условия для деятельности некоммерческих организаций, оказания социальных услуг населению. Уверен, он будет способствовать развитию благотворительной деятельности в России», – считает управляющий партнер юридической фирмы «ЮСТ», вице-президент Федеральной палаты адвокатов РФ Юрий Пилипенко.
Многие коммерческие компании восприняли поправки к закону с большим энтузиазмом, некоторые уже объявили о том, что готовы помочь большему количеству нуждающихся. «Недавно на нашем сайте мы разместили адреса, по которым можно обращаться к нам за благотворительной помощью, – говорит руководитель пресс-службы Ассоциации кредитных организаций РБ Дмитрий Рудзит. – Конечно, все обращения будут проверяться. Приоритеты будут у детей и сирот. Банковское сообщество республики готово оказывать помощь и делает шаги в этом направлении».
Но у любой ситуации есть обратная сторона. Некоторые люди с подозрением относятся к благотворительным фондам: мол, кто знает, как они на самом деле распоряжаются полученными деньгами. Есть недоверие и к коммерческим структурам, которые жертвуют деньги. В девяностых годах предприниматели частенько «отмывали» деньги через «карманные» благотворительные фонды.
«К сожалению, в нашей стране все равно любую лазейку, связанную с уменьшением налогов, используют не только в благотворительных целях. Изменения в НК РФ привлекут внимание недобросовестных коммерсантов, которые могут воспользоваться положением людей, нуждающихся в помощи. Это очень аморально и печально. Поэтому, не думаю, что новые поправки в НК РФ приведут к серьезному изменению социальной политики», – говорит директор представительства инвестиционно-финансовой компании «Солид» в Уфе Михаил Титов.
Но Василий Бакулин считает иначе. По мнению адвоката, «отмыв» слишком трудоемок и малореален. «Подобного рода схемы актуальны в той правовой среде, где отсутствует возможность преступно не платить налоги, используя простые очевидные схемы. К сожалению, в нашей стране существует тысяча и сто способов не платить налогов», – говорит юрист.
«Некоторые люди воспринимают фонды как отмывочные прачечные. Мы стараемся избегать денежных отношений с нашими благотворителями. Мы за целевой подход к проблеме. Я не прихожу к какому-нибудь директору и не прошу у него денег для покупки волейбольных мячей. Я говорю ему: «Давай купим мячи, возьмем наших детей и поедем в социальный приют куда-нибудь в район». Так человек будет уверен, что деньги будут потрачены не зря», – считает директор благотворительного фонда «Байтул мал» Артур Насибуллин.
Хочется верить, что принятый закон изменит социальную политику в стране к лучшему. Как бы необычно это ни звучало, но, возможно, он поможет стать людям чуточку добрее. Однако подписание закона – это лишь полдела.
«Необходим комплекс мер. На примере своего фонда мы убедились в том, что законодательство решает не все. Наш фонд долго не регистрировали, мучили придирками. Государство должно показывать, что благотворительность – это социально-одобряемая деятельность, что для таких организаций не существует искусственных ограничителей. Необходимо отказаться от политизированности благотворительности. Тогда люди будут понимать, что эта деятельность не влечет за собой каких-то проблем», – считает руководитель информационной службы благотворительного фонда «Урал» Владимир Савичев.
В современной России немало проблем, связанных с благотворительностью. Например, нет фондов, которые занимались бы помощью взрослым людям. Чаще всего помощь меценатов направлена на детей и сирот, а другие группы населения «остаются в стороне». Яркий пример тому – Светлана Сивакова, сбором средств для лечения которой в том числе занимается и наш сайт.
«Не могу быть уверен относительно ситуации по всей России, но на данный момент в Башкирии нет благотворительных фондов для взрослых, которым не к кому обратиться, кроме государства и простых людей, – говорит главный редактор сайта Ufa1.ru Олег Смаков. – Если по какой-либо причине государство отказывает в поддержке этим больным, их можно считать обреченными, и все прекрасно понимают, что их ждет мучительная смерть. Яркий пример – Светлана Сивакова, для которой мы пытаемся собрать два с половиной миллиона рублей! До сих пор никто из влиятельных людей не откликнулся, а женщина каждый день корчится от боли, причиняя страдания своей дочери. Поэтому надеюсь, что с принятием нового закона благотворительная деятельность коммерческих организаций будет направлена не только в фонды, но и на поддержку граждан, которые не попадают под категории традиционных фондов. И Светлану Сивакову еще можно будет спасти. Она еще жива!»
Фото: Фото с сайта Аsteria4you.ru