Власти Башкирии предлагают ничего не добавлять в потребительскую корзину. На протяжении ближайших двух лет она останется неизменной. Во всяком случае, именно такой смысл заложен в законопроекте «О потребительской корзине в Республике Башкортостан в 2011-2012 годах», поступившем на рассмотрение в Госсобрание республики.
В последний раз потребительская корзина в Башкирии пересматривалась в 2006 году. Действие принятого в тот год закона истекло в 2010, после чего депутаты должны были принять новую его редакцию. Однако правительство предложило оставить все как есть.
Как сообщила министр труда и социальной защиты населения РБ Ленара Иванова, «замораживание» потребительской корзины – вынужденная мера, вызванная последствиями экономического кризиса и дефицитом бюджета. Аналогичные тенденции наблюдаются и в других регионах.
Законопроект о предстоящем изменении потребительской корзины обсуждался еще в конце прошлого года. Тогда вице-премьер Фидус Ямалтдинов отметил: «Параметры новой потребительской корзины, которая бы определялась на основе нормативно-статистического метода, нуждаются в проработке с участием заинтересованных федеральных органов исполнительной власти, обеих палат Федерального Собрания Российской Федерации, Общественной палаты Российской Федерации, профсоюзов, научных организаций. При этом стороны Российской трехсторонней комиссии считают необходимым ускорить подготовку проекта федерального закона.
С учетом изложенного, потребительскую корзину в Республике Башкортостан на 2011-2012 годы также предлагается установить в составе и объемах, предусмотренных действующим Законом Республики Башкортостан «О потребительской корзине в Республике Башкортостан», то есть без изменения ее состава и объемов».
Потребительская корзина пересматривается не реже одного раза в пять лет и формируется на основе Методических рекомендаций, утвержденных правительством РФ в 1999 году. При кажущейся незначительности этого социального параметра он очень важен. От потребительской корзины зависит величина прожиточного минимума, устанавливаемого в регионе. Ее стоимость учитывается при оказании социальной поддержки малоимущим гражданам.
Сегодня в годовую потребительскую корзину трудоспособного человека входит 136,8 килограмма «хлебных изделий» (макарон, муки, круп, бобовых), 108 килограммов овощей и бахчевых, 95 килограммов картофеля, 23 – фруктов, 38,4 мяса, 17,5 рыбы, 210 – молока и молочных продуктов в перерасчете на молоко, 22,2 сахара, 15 – растительного масла и маргарина, а также 200 штук яиц. Для пенсионеров норма меньше. А для детей по некоторым позициям – молоко, овощи, фрукты и сахар – предусмотрены повышенные порции.
В перерасчете на один день выходит, что взрослый работающий человек должен съедать почти 50 граммов рыбы, 105 – мяса, почти 300 – овощей, 260 – картофеля, 375 – хлеба, макарон, бобовых и круп, половинку яйца, пол-яблока. Кроме того, в корзину включены расходы на одежду, хозяйственные товары, ЖКХ, транспорт, досуг и другие услуги.
Ленара Иванова отметила, что методика расчета состава и объемов потребления продовольственных и непродовольственных товаров, а также услуг существенно устарела. По мнению диетологов, минимальный набор продуктов питания в потребительской корзине не учитывает различия в рационах питания работников умственного и физического труда, физиологические особенности работников, занятых на тяжелых работах. Сегодня Всемирная организация здравоохранения рекомендует ежедневное потребление 400-450 граммов фруктов и овощей. Ученые давно признали предлагаемую потребительской корзиной структуру питания неприемлемой.
Кроме того, в корзину не включены многие современные услуги. Например, затраты на сотовую связь и Интернет. Эксперты считают: если бы этот социальный параметр пересмотрели сегодня, состав корзины существенно изменился бы. К тому же при этом обязательно увеличился прожиточный минимум, который, собственно, и рассчитывается на основании корзины.
Прожиточный минимум, в свою очередь, влияет на целый ряд нормативов жизни населения, объясняет гендиректор Всероссийского центра уровня жизни Вячеслав Бобков. От него, например, прямо зависят минимальный размер оплаты труда и пенсия. Отталкиваясь от прожиточного минимума, решается вопрос о выплате детских пособий, субсидий на оплату ЖКХ. По МРОТ рассчитывают пособие по безработице. То есть, чем выше будет прожиточный минимум, тем больше граждан смогут претендовать на получение социальной поддержки государства. Но если этот параметр не пересматривать, бюджетные расходы не возрастут.
В Екатеринбурге 17-летний школьник Виталий Никишин поставил на себе эксперимент: в течение месяца он питался в соответствии с прожиточным минимумом. Меню получилось убогим: на завтрак каша на воде, на обед овощной суп и котлета с гарниром, на ужин – стакан кефира и печенье с маслом.
«Я решил своим примером – можно сказать, голодовкой – привлечь общественность к острой социальной проблеме – проблеме бедности в стране – и продемонстрировать всю абсурдность, нежизненность и, в первую очередь, негуманность "статистических цифр"», – записал он в своем дневнике.
Эксперимент привел к тому, что у здорового парня ухудшилось здоровье, он ослаб и потерял за месяц два с половиной килограмма. К счастью, у юноши была возможность вернуться к нормальному рациону. Чего нельзя сказать о многодетных и малообеспеченных семьях, которые живут на минимуме годами.