
Однажды уфимец Александр Маликов решил бросить всё и исполнить свою детскую мечту — стать настоящим морским волком. Чтобы купить яхту и отправиться на ней в путешествие, Александр продал все свое имущество и уже второй год плывет на ней к морю.
Корреспондент UFA1.RU связался с путешественником и узнал его историю из первых уст.
«Я не Джек Воробей, я просто шкипер. Шкипер Александр Маликов»
— Я просто хотел поменять место жительства, — рассказывает Александр, — иметь собственную яхту, как мне кажется, лучше, чем иметь собственный дом. Да и сады, огороды — это не для меня. Я болею морем.
Мечта о морских странствиях появилась у 55-летнего Александра ещё в детстве.
— В те годы многие занимались хоккеем и футболом, а меня интересовали паруса, яхты, корсары, — рассказывает он, — я читал книги о парусниках, о видах акул, которые могли бы встретиться в море. Потом, когда появился интернет, смотрел много видео о морских катастрофах, учился на чужих ошибках, чтобы не повторить их.
От шутливого сравнения с популярным персонажем Джеком Воробьём Александр с улыбкой открещивается:
— Я не Джек Воробей, — смеётся он, — я просто шкипер. Шкипер Александр Маликов.

Детская мечта шкипера Маликова осуществилась лишь много лет спустя. В 2017 году он решился на покупку собственной яхты. Судно обошлось более чем в 300 тысяч рублей, ради этой покупки Александр отказался от своего жилья.
— Понравились фотографии, — вспоминает он, — тогда мне показалось, что она двухмачтовая. К тому же у неё центральный кокпит (капитанская рубка. — Прим. ред.). Но, пока я собирал деньги, её уже купили. Я тогда чуть было не взял другой катерок — малый сетеподъёмник, но потом увидел, что яхту снова выставили на продажу уже в Ярославле и отправился туда, не раздумывая.
По словам Александра, «Пенелопу» — так называется судно — он взял буквально не глядя.
— Мы приехали в Ярославль поздно, было уже темно, — рассказывает он, — быстро выгрузили вещи, оформили документы, и владелец уехал. Нас тогда было двое: я и мой напарник по плаванию. Так яхта и оказалась у меня.
Продавец спешил на работу, поэтому все бумажки подмахнули быстро. Заняться обустройством судна Александр решил на следующий день. В ту ночь он заснул счастливым.

Нелёгкий путь «Пенелопы»
— Уже наутро я обнаружил, что яхта находилась в ужасном состоянии, — рассказывает Александр, — корпус как будто специально ободрали до металла, фанера на палубе прогнившая, леера погнуты, да и мачта тоже, столы внутри в ужасном состоянии, помпового насоса не было.
Вскоре напарник путешественника отказался странствовать с ним.
— Он начал артачиться, капризничать, — объясняет Александр, — я тогда сказал ему: «Иди-ка ты домой».
В начале путешествия Александр договорился со своим напарником, что выплатит ему десять тысяч рублей за дорогу. Мужчины условились вместе дойти до Саратова, куда Маликов вёл «Пенелопу» на ремонт — в одиночку плыть было боязно.
Когда напарник решил покинуть борт, Александр предложил ему самостоятельно решить, отработал ли он эти деньги.
— Я дал ему эти десять тысяч, — вспоминает Александр, — и сказал: «Если ты считаешь, что ты их заработал — забирай всё. Если нет — оставь какую-нибудь часть». Он забрал всё и ушёл.
Маликов, однако, не держит на бывшего напарника обиды. «Бог ему судья», — коротко отзывается он о случившемся. Из Нижнего Новгорода шкипер шел уже в одиночку.
— 7 ноября на Белой меня подобрали бакенщики из Дюртюлей, — рассказывает он, — за двое суток доставили к уфимскому Затону. Оттуда и началось моё одиночное путешествие.
«На Белой мне мало места — мелко»
Шкипер Маликов планирует отправиться в Волгодонск, Ростов-на-Дону, переплыть Чёрное и Средиземное море. Также заглянет Александр и в Севастополь. Туда он собирается доставить российский флаг, который участвовал в «Бессмертном полку» на Красной площади в Москве.
— Мне поручили отвезти этот флаг в Севастополь, — рассказывает Александр, — но я ещё попутно стараюсь посещать места боевой славы, там сфотографировать его. Тут вот, ещё казаки предложили помощь, собирали деньги на бензин. Они хотят, чтобы я отвёз в Севастополь ещё и их вымпел.
Рассказывая о своих планах, Александр мечтает:
— Может, на море где-нибудь найду себе женщину, семью, которая будет так же, как я, болеть морем. А вообще у меня планы большие: я бы хотел найти голубую лагуну — свою, провести там остаток времени без интернета и телефонов.
У путешествия Александра нет определённой цели. Он планирует продолжать плавание, посещая всё новые и новые места.
— На Белой мне было мало места, мелко, — говорит он. — Мне сейчас предлагают работу в сфере парусного яхтинга в Новороссийске, Анапе, Сочи. Друзья-то есть, но я понял, что всё это больше слова, а что там на самом деле будет — непонятно.

«Пока мы в этой стране будем помогать другим, а не себе, здесь делать нечего»
— Денег, правда, у меня совсем не осталось, — сокрушается Александр, — даже на топливо вот теперь нет. А из-за того, что я не успел сделать загранпаспорт, у меня теперь проблемы — не могу уйти далеко. Даже вот буду пересекать Азовское море — там Украина, могут возникнуть сложности.
Путешественник с тоской рассказывает о том, чем, помимо детской мечты, было вызвано его желание отправиться в долгое плавание.
— Хотелось бы, конечно, уйти куда-нибудь подальше, — объясняет он, — очень тяжело жить, когда в стране такое происходит, когда президент обещает улучшения, а получается всё наоборот. Я подумал, что бежать из этой страны надо.
Александр, рассказывая о своей прошлой жизни, заметно грустнеет:
— Кому-то хорошо живётся, наверное, но не всем, — говорит он, — мне вот почему-то в жизни не везёт ни в чём. Я всегда старался работать не за деньги, а ради того, чтобы быть полезным человеком. Видать, общество этого не ценит. Нужно обманывать, воровать, лгать, а честному человеку тяжело.
Капитана «Пенелопы», по его словам, ничего не держит на суше:
— Жену-то я найти не смог, мало кто разделяет мою страсть к морю, — говорит он, — а на государство я много работал последние 15–18 лет. Работал без записи в трудовой книжке — а это теперь то же самое, что безработный, так как никаких отчислений мне не положено. Так что пенсия у меня будет очень маленькая. Может, Башкирия даже и сэкономит на мне, если я не буду оформлять её.
Жизнь на большой земле была для Александра нелёгкой. Судостроитель по специальности, он долгие годы не мог найти себе постоянной работы, а ухудшение зрения закрыло перед ним двери и во многие смежные профессии.
— Я могу сказать, что не очень-то хорошо Родина ко мне отнеслась, — сетует он, — с перестройкой гастарбайтеры заняли все места и понизили расценки на работу. Устроиться стало проблематично: зачастую приходилось работать без трудовой, а значит, быть без прав, без соцпакетов. Пока мы в этой стране будем помогать другим, а не себе, здесь делать нечего.
Путешественник рассказал о своих жизненных принципах и проблемах, с которыми сталкивается сейчас.
— Я много делал людям добра и не просил деньги, не брал просто, — объясняет он, — они мне предлагали оплату за «левую» работу, а я не брал. Мотивировал это тем, что вдруг мне понадобится помощь, а мне просто нечем будет заплатить? Поэтому достаточно было простого спасибо.

Одиночка по характеру
Сейчас Александр на борту яхты «Пенелопа» находится в поселке Пятиморск Волгоградской области — без денег и без топлива. На своей странице в соцсети он попросил неравнодушных людей о финансовой помощи. Вот что он рассказал о последствиях этого решения:
— Многие люди осуждают меня за то, что я прошу деньги, как безработный лентяй. На самом деле я много чего отдал уже, за это и заплатил, — говорит Александр.
Путешественник не обижается на негатив в свою сторону.
— Я молюсь не о себе, я молюсь о других, чтобы людям было хорошо, — говорит он, — а другой кто-нибудь пускай помолится за меня.
Под конец беседы Александр разоткровенничался:
— Я на самом деле одиночка по характеру. Мне в коллективе сложно, да и управленец из меня неважный, — говорит он, — к тому же я нудист по натуре, а публично свою наготу демонстрировать у нас не принято и никаких условий нет для таких, как я. Поэтому я предпочитаю быть один, путешествовать. Прятаться я больше не хочу.

Бывает, что с охотой к перемене мест не совладать. Артема из Стерлитамака так манили дальние страны, что он ради них бросил институт и престижную работу. И уже 4 года колесит по миру на байке.
Если вы знаете других удивительных людей, присылайте сообщения, фото и видео на почту редакции, в наши группы «ВКонтакте», Facebook и «Одноклассниках», а также в WhatsApp по номеру +7 987 101–84–78.