Всего лишь неделю назад я с чистой совестью рассмеялся бы в лицо любому, кто скажет, что «Cirque du Soleil» стоит тех денег, которые за него просят в кассе. Если совсем откровенно, то всю свою жизнь цирк я ненавидел от всей души, и даже не потому, что мне было жаль замученных зверушек. Заезжие труппы под управлением заслуженных и народных, состоящие из несмешных клоунов с поролоновыми бейсбольными битами, пресловутых забитых зверушек и разукрашенных в bordello-style гимнасток – таков сложившийся стереотип современного российского цирка. Другими словами – совершенно не то, что каждый из нас видел в кино, скорее, какая-то жалкая и совершенно скучная подделка. Добавить к этому ужасающее состояние здания уфимского Госцирка, в котором вовсю продается ширпотреб с ближайшего вьетнамского рынка за пятикратную цену – и обещанный праздник куда-то улетучивается, даже не начавшись.
На фоне ярких афиш всего подобного убожества афиша канадского Cirque du Soleil, выглядит хоть и бледно, но с достоинством. Шоу Corteo, которое привезла в этом году в Россию труппа «Цирка солнца», будет показано всего лишь в трех городах страны: в эти дни его смотрит Питер, в августе шапито переедет в Казань, а уже осенью «Дю Солей» представит свою программу москвичам. Созданная в середине 80-х годов прошлого века парой бродячих актеров труппа в настоящее время является одной из самых знаменитых в мире. Что они такого сделали? При всей моей нелюбви к цирковому искусству я не смог отказаться от приглашения увидеть своими глазами шоу той самой труппы, которой вот уже четверть века рукоплещет весь мир.
Никогда не думал, что в один прекрасный день я брошу все и улечу за две тысячи километров ради циркового представления. Петербург встретил наш самолет проливным дождем. После жаркой Уфы это было бы весьма кстати, но едва ливень закончился, в городе вновь стало душно. Из «Пулково» пришлось около часа добираться до СКК «Петербургский» – именно на площади перед комплексом раскинулись белоснежные шатры. Где-то на самом верху можно заметить логотип «Cirque du Soleil», но первым делом в глаза бросается ограда из стальной сетки и охранники через каждые десять метров. Верхушки шатров увенчаны флагами самого цирка (на них, разумеется, изображено солнце), а также Канады и России. Немного ниже начинается полный интернационал: несколько десятков флагов разных стран мира. Это одна из традиций Du Soleil: знак уважения Канаде, где впервые собралась труппа, принимающей стране и всем государствам, откуда родом актеры.
Представление должно было начаться в 20:00. К половине седьмого на «пятачке» перед кассой собралось уже достаточно народу, ожидающего, когда, наконец, можно будет войти на территорию циркового городка. В 19:00 людей начали запускать. Сканер штрих-кодов, считывающий билет, рамка металлоискателя, беглый взгляд охранника на содержимое сумки – и вот я уже иду в поисках «входа №8» – согласно контрамарке, именно оттуда проходил путь до моего места. В билете было сказано «вход 8, сектор 206, ряд К, место 13», и я уже приготовился провести ближайший час в поисках этих координат, однако найти место оказалось совсем несложно: заблудиться в городке нереально, к тому же вокруг было достаточно волонтеров, по одному взгляду понимающих, что человеку необходимо подсказать направление.
Изнутри главный шатер оказался куда просторнее, чем казалось снаружи. Пока зрители рассаживались по местам, актеры... просто ходили по трибунам, то перекидываясь парой слов (разумеется, на своих родных языках!) с кем-нибудь из гостей, то просто пожимая руки всем желающим. Наконец, свет погас.
Первые же пять секунд «Corteo» разбили вдребезги все сложившиеся в моей голове стереотипы о цирке. Шоу началось с того, что спокойный голос произнес: «Мне приснились мои похороны». На сцене стоит кровать, на ней лежит бездыханное тело старого клоуна по имени Мауро. Вокруг суетится вся его труппа, сверху парит ангел в белом платье, постоянно прибегают все новые люди. С каждой секундой действие становится все более сюрреалистичным: ангел вдруг начинает порхать вверх вниз, коллеги усопшего делают сальто через кровать. Сам покойник через какое-то время вместе со своим одром уже летит над сценой, где ангелы примеряют ему крылья: подходящим оказывается 52 размер.
Какими должны быть похороны клоуна? Да какими угодно, но необычными! И в этом «Corteo» соответствует своему названию: в переводе с итальянского это означает «шествие». Мимо проходит траурный кортеж, который на полпути вдруг превращается в карнавальную процессию и замолкает лишь после крика инспектора манежа Господина Лояля «Silencio!», после чего вновь уходит под минорный напев. И Мауро решает надеть свой клоунский наряд, чтобы в последний раз выступить со своей труппой. И в этот, казалось бы, невеселый сюжет, разворачивающийся где-то между сценой и куполом, органично вплетаются и воздушные гимнасты, и с совершенно невозможные с точки зрения Ньютона прыжки на кроватях-батутах, и маленькая клоунесса Валентина, летающая над зрителями на шарах, накачанных гелием, и шутовская пародия на «Ромео и Джульетту», и многое другое. А над всем этим сверху молча наблюдают ангелы, в нужный момент поднося реквизит.
Напоследок Мертвый Клоун проезжает под куполом шатра на велосипеде, под прощальные крики своих друзей, молчаливые взгляды ангелов и бурные овации зала. И после этого, пожалуй, каждый почувствует неудержимое желание еще раз сходить на похороны клоуна Мауро.
...Это невозможно смотреть, не отбив ладоши аплодисментами, не разинув рот, не уронив скупую мужскую слезу и не почувствовав искреннего детского восторга. Без оглядки на возраст и пол: даже взрослые мужики весьма сурового вида на два часа превратились в детей. Наверное, потому, что само представление было подано искренне и без фальши. А может быть, это как раз то, чего нам всем не хватает в жизни: доброй сказки и маленьких чудес на грани с волшебством.
О «Corteo» можно говорить долго. Например, о живом саундтреке, продуманных до мелочей костюмах актеров, особенностях монтажа цирковых шатров (их ставят восемь дней и еще столько же потом разбирают) и так далее. И все равно – лучше один раз увидеть. Если «Дю Солей» – это цирк, то я не знаю, какое слово подобрать для того, о чем говорилось в первом абзаце. Доброй половине нашей редакции хватило размещенного ниже двухминутного трейлера, чтобы начать планировать осеннюю поездку в Казань.
И – да, представление «Cirque du Soleil» действительно стоит отданных за билет денег.
Автор благодарит Туристско-информационный центр Казани и «Цирк дю Солей Рус» за предоставленную возможность прикоснуться к чуду.
Гастроли Cirque du Soleil в Казани состоятся с 21 августа по 26 сентября на площади Тысячелетия.
Фото: Официальный трейлер Cirque Du Soleil