О своих школьных учителях помнит любой житель Уфы. Кого-то вы любили, кого-то, может быть, ненавидели, а с кем-то были несправедливы. В детстве не каждый задумывается о том, как живется учителям, и только с возрастом становится понятно, что школьные преподаватели выполняют огромную работу, которую недооценивают ни в финансовом, ни в моральном плане.
По данным Башстата, в прошлом году средняя зарплата учителей составляла около 38 000 рублей, но находятся вакансии, предлагающие около 30 000. Как оказалось, денежная сторона вопроса — не единственное, что может огорчить педагогов. Героиня нашей публикации — учительница в одной из уфимских школ. Она анонимно рассказала о «прелестях» школьной жизни, которые часто оказываются за кадром для учеников и их родителей. Ее откровения о темных сторонах работы — в материале UFA1.RU.
Лишняя нагрузка и техническое оснащение
В первую очередь любого учителя начинает раздражать некоторое отставание от времени. Это несовершенство, несбалансированность рабочих программ; ограниченность в выборе учебных пособий. Также есть проблема — во многих школах устаревшее техническое обеспечение, которое не позволяет использовать, допустим, проекторы, которые нужны для занятий.
Также со временем замечаешь какой-то потолок для развития. Только поначалу и со стороны думается, что работа учителем выгодна по времени: работаешь только в первой половине дня, а летом — каникулы. Но нет, так лишь кажется. После работы тебе приходится делать гору бумажной работы: заполнять отчеты, журналы, дневники, решать текущие задачи в школе, а вишенка на торте — обосновывать беспокойным мамам и папам, почему их чадо получило именно такую оценку.
Дополнительная нагрузка распространяется не только на бумажные дела. У нас в регионе есть «любимые» мероприятия — санитарные пятницы и чистые четверги. Я знаю, что такие есть еще в Чечне, насчет других регионов не в курсе. Осенью и весной по четвергам и пятницам устраивают «субботники», когда после проведенных уроков вы идете убираться. Тогда остается только молиться, чтобы выпала школьная территория, а не какие-нибудь окрестности.
Есть другой пример, похожий — это школьный лагерь. Иначе как изнасилованием его назвать не получается. Это причина, по которой у учителей нет передышки во время каникул — вы должны быть заняты в школьном лагере. Раньше он действовал только летом, но теперь проводится еще осенью и весной. Аргументируют эти изменения тем, что в начальной школе ввели бесплатное питание. Так или иначе, для учителей это ад.
Профдеформация и обязаловка
У учителей происходит очень сильная профессиональная деформация. Мы часто шутим, что учитель учителя видит издалека. Работа с детьми и решение школьных проблем, которые превращаются в рутину, мощно влияют на психику. Кажется, что у педагогов что-то меняется в лице после 10 лет работы в школе. После этого почти невозможно начать карьеру где-то в другом месте, и дело здесь не в навыках, а в образе мысли.
Отдельная тема, которая, возможно, связана с профдеформацией, — это рабочие взаимоотношения. Есть коллективы с агрессивной средой, в которых чувствуется незащищенность. Создается впечатление, что я прихожу на работу, чтобы на меня бросились с обвинениями и угрозами. Это, кстати, относится не только к коллегам — пассивная агрессия льется со стороны администрации учебного заведения, учеников, их родителей. Очень тяжело испытывать столько негатива, даже когда любишь преподавать.
Конечно же, куда деваться от бесконечных рабочих чатов в мессенджерах, сообщения в которых прилетают со скоростью света. Здесь есть всё: уборки, какие-то ссоры и разборки, потерянные вещи, заблудившиеся дети, даже заблудившиеся учителя... И праздники с сотнями открыток во всех этих беседах, которые забивают память в телефоне. В общем, телефон педагога — это виртуальный переносной ад. Я всегда ставлю мобильник на беззвучный режим, чтобы не сойти с ума от уведомлений.
Есть у нас и кое-что особенное, и имя этому — микрорайон. Очередная обязательная активность, когда учитель ходит по квартирам и собирает информацию. Между педагогами распределяют все дома микрорайона. После всех проведенных уроков и рабочих дел ты еще должен пройти через каждую квартиру каждого дома, что тебе досталась, выяснить, кто там живет и есть ли несовершеннолетние дети. Это событие очень «срочное», и обычно нам говорят, что все данные «уже вчера надо было сдать».
Эту собранную информацию мы отправляем выше, и ее используют для организации выборов. Выборы — это целая история. Думаю, комментарии на этот счет излишни: здесь и избирательные участки в школах, и непрекращающиеся сообщения, что все учителя обязаны проголосовать. Имеет место и пропаганда — нам намекают, что неплохо было бы поддержать какого-то определенного кандидата. Возможно, есть и другие подводные камни, но это то, с чем я сталкивалась сама.
Ранее мы рассказывали вам о том, что бесит представителей других профессий: тату-мастеров, курьеров, таксистов, сотрудников супермаркетов, репетиторов и дизайнеров.
Согласны с автором?