Вдоль главного уфимского проспекта Салавата Юлаева, чуть дальше недостроенной мечети «Ар-Рахим», находится заброшенное здание завода «Электроаппарат». Когда-то здесь производили вакуумные выключатели, трансформаторы и прочую коммутационную аппаратуру, теперь же внутри нет никого, кроме скучающего охранника, отгоняющего шастающую по территории молодежь.
Мы посмотрели, как сейчас выглядит предприятие и выяснили, когда и почему завод прекратил работу.
История завода «Электроаппарат» берет свое начало в 1941 году, указано в интерактивной энциклопедии «Башкортостан». Тогда его создали на базе эвакуированного в Уфу цеха А2 Харьковского электромеханического завода имени Сталина, а также а также двух московских заводов № 9 и № 633, сообщается на сайте «Башнацбиблиотек».
Новому предприятию дали непримечательное название — «Завод № 656», но чаще его называли Уфимским электромеханическим заводом. Тут запустили производство продукции для фронта — электротехники для танковой промышленности, коммутационной аппаратуры для самолетов, пусковой и защитной — для флота, а также комплектующие для средств фронтовой связи.
Поначалу завод базировался в недостроенном Дворце социалистической культуры (ныне это Дом профсоюзов на Кирова). В здании регулярно происходили пожары, 9 марта 1947 года огнем был полностью уничтожен четвертый этаж, значительно повреждены второй и третий со всем оборудованием, продукцией, складами и документацией. Частично пострадал и первый этаж. После этого инцидента за предприятием в народе закрепилось название «горелый завод».
В дальнейшем здание восстановили, производство возобновилось. В послевоенные годы завод переключился на выпуск низковольтной электроаппаратуры, а с 1957 года он так и назывался — Уфимский завод низковольтной электроаппаратуры. До этого он скрывался под наименованием «п/я 131», после иногда мелькал под названием «п/я М-5275».
До 1987 года предприятие входило в состав башкирского производственного объединения «Электроаппарат», производило предохранители, распределительные ящики, универсальные переключатели и другое оборудование. В какой-то момент завод переехал с Кирова на Воровского, 77 (ныне проспект Салавата Юлаева, 45), расположившись неподалеку от так называемой «эмальчекушки» — производственного объединения «Труд».
Когда точно «Электроаппарат» переехал, сегодня установить сложно. Старожилы вспоминают, что это произошло примерно в восьмидесятых — как раз тогда здание «горелого завода» на Кирова перестроили в Дом профсоюзов.
Свое современное название завод получил в девяностые. Это десятилетие сильно ударило по производству, признавался в интервью журналу «Новости электроники» гендиректор Валерий Трофимов в 2002 году. На фоне спада производства в первой половине девяностых из-за снижения спроса у предприятий, «Электроаппарат» стал производить бытовую технику.
Впрочем, планы по восстановлению были: завод очень рассчитывал на свою новую разработку — вакуумный выключатель, производство которого началось с 1996 года. В начале нулевых также решили начать серийный выпуск новых разъединителей. Казалось, что надежда еще есть.
В 2004 году республика решила приватизировать принадлежавшие ей акции завода, их приобрела московская холдинговая компания «Электрозавод». Как писало издание «РБК», группа участвовала в строительстве энергомоста в Крым и поставляла трансформаторы для объектов Олимпиады в Сочи. В конце 2005 года началось строительство Уфимского трансформаторного завода, в церемонии запуска приняли участие Владимир Путин и верхушка башкирской власти.
Уже в десятых годах, как указывало издание «РБК», «Электрозавод» мелькнул в одном из эпизодов дела экс-полковника МВД Дмитрия Захарченко, признанного виновным в получении крупных взяток и воспрепятствовании расследованию. Он расследовал дело, связанное с контрактом холдинговой компании на 4 миллиарда рублей, по которому, по версии следствия, работы были выполнены лишь на 1,8 миллиарда.
Перед обысками Захарченко предупредил знакомую сотрудницу «Нота-банка», где были открыты счета «Электрозавода», чтобы она спрятала документы, которые могли иметь отношение к махинациям. Впоследствии по этому эпизоду прошли обыски в квартире гендиректора и одного из акционеров компании Леонида Макаревича.
К этому моменту у уфимского «Электроаппарата» уже начались проблемы. Как писал «Коммерсантъ», в начале 2016 года завод решили законсервировать до конца года из-за отсутствия заказов на выпуск продукции. Спрос стал значительно сокращаться еще в 2014 году, отмечало издание со ссылкой на бухгалтерскую отчетность предприятия. Временная заморозка производства, как выяснилось впоследствии, оказалась постоянной.
Завод простоял законсервированным до 2020 года, когда акции холдинга «Электрозавод» выкупило «у группы частных инвесторов» совместное предприятие «Сбера» и АФК «Система» олигарха Владимира Евтушенкова. Сумма сделки оценивалась в 24,7 миллиарда рублей.
По ее итогам активы «Электрозавода» вошли в состав группы ERSO (входит в «Систему»). Казалось бы, появление инвестора — это шанс возродить умирающий завод на проспекте Салавата Юлаева. В 2022 году в ERSO действительно анонсировали план по «консолидации работы компаний холдинга в Башкортостане на базе единого технологического комплекса». Однако был нюанс.
К этому моменту производство в Уфе прочно обосновалось на площадке Уфимского трансформаторного завода (того самого, старт которому давал Путин). Хоть новый план развития в компании и позиционировали как возрождение завода «Электроаппарат», собственники сразу обозначили — старое здание предприятия едва ли будет вновь использоваться.
— Завод «Электроаппарат» бездействовал практически 10 лет. И, конечно, за зданием не было должного контроля. Строение обветшало, — объяснял директор дивизиона «Вторичное электротехническое оборудование» холдинга ERSO Борис Лебедев. — Плюс, производство находится в центре города. Такое расположение не удовлетворяет современным стандартам. Затруднены подъезды грузового транспорта. Соблюдение экологических и прочих норм также под вопросом. Поэтому продолжать производственную деятельность, включая металлообработку, покраску и прочие необходимые операции здесь нецелесообразно.
Так и стоит бывший завод пустой. На территории сегодня можно встретить разве что охранника, который не позволил нашему корреспонденту войти внутрь. Впрочем, до этого туда уже пробирались особо пронырливые уфимцы и увидели удручающую картину: