Экономика подробности Миссия «Освоить бюджет»: какой из мэров Уфы за 20 лет потратил больше всего наших денег и на что

Миссия «Освоить бюджет»: какой из мэров Уфы за 20 лет потратил больше всего наших денег и на что

Смотрим, как градоначальники выкручивались в условиях дефицита

Каждый мэр имел возможность привнести в планирование бюджета немного своего видения

В очередной раз столкнувшись с проблемами в сфере ЖКХ или здравоохранения, каждый из нас хоть раз в сердцах костерил чиновников, неразумно расходующих бюджеты или вовсе «всё разворовавших». Что уж говорить о временах экономической нестабильности, когда к госфинансам на всех уровнях приковано особенно пристальное внимание как самих властей, так и жителей. Вот, например, в Уфе в 2023 году мэрия взяла уже два больших кредита, что вызвало активные обсуждения.

Одни считают, что деньгами можно было бы распорядиться разумнее, другие ностальгируют по былым временам, когда трава была зеленее, ну а кого-то всё устраивает. Мы решили изучить, как власти Уфы исполняли свои бюджеты на протяжении последних десятилетий, на что тратили казенные рубли и при каком из мэров были самые крупные дефициты (а главное, насколько это большая проблема для горожан).

Финансы поют романсы

На что мы ориентировались?

Для анализа мы собрали данные из утвержденных властями Уфы и Башкирии отчетов об исполнении бюджетов с 2000 по 2022 год — они доступны в справочной системе «Гарант», на сайтах Курултая республики и Горсовета башкирской столицы. Однако сведения, касающиеся начала нулевых (до 2006 года), представлены обрывочно, в некоторых случаях отчеты за разные годы рассчитывались по-разному, из-за чего в дальнейшем на этом участке нашего исследования могут наблюдаться некоторые «аномалии» — например, резкие «скачки» отдельных категорий расходов. Также отметим, что частично сведения об исполнении бюджетов за 2002–2004 годы мы взяли из приложений к постановлениям мэрии об эмиссии облигаций городского займа от 22 января 2003 года и 10 октября 2006 года, опубликованных в справочных сервисах «Кодекс» и «Гарант».

Итак, стоит начать с неприятного открытия: судя по отчетам об исполнении бюджета Уфы, с 2000 по 2022 год чаще всего город «уходил в минус». Дефицита не наблюдалось лишь шесть раз — в 2007, 2010, 2019, 2020, 2021 и 2022 годах. Трудно сказать, было ли это связано с грамотным финансовым менеджментом или нет, однако при сравнении показателей Уфы с показателями Башкирии можно найти некоторые интересные корреляции.

Так, периодам, когда Уфа «выходила в плюс», почти во всех случаях предшествует заметный профицит в бюджете республики, а в сами годы «расцвета» башкирской столицы региональные показатели резко падают. Еще примечательно то, что финансовые результаты города снижаются в течение одного-двух лет после того, как у вышестоящего бюджета возникают заметные трудности (исключение — ковидные годы, когда Уфа была «в плюсе», а Башкирия показывала рекордный дефицит бюджета).

Можно заметить, как согласованы между собой два бюджета

Влияние республиканского бюджета на городской действительно существует, объяснял корреспонденту UFA1.RU экономист Рустем Шайахметов. Башкирия традиционно выступает источником поддержки для муниципалитетов посредством прямых трансфертов и других механизмов. Соответственно, когда в вышестоящем бюджете возникает дефицит, это влечет за собой финансовые трудности и для Уфы. Среди других факторов, оказывающих существенное влияние, экономист называл низкие собственные доходы городского бюджета башкирской столицы и неудовлетворительное качество управления городскими финансами.

Комментируя в беседе с корреспондентом UFA1.RU собранные нами исторические данные о показателях городского бюджета, Шайахметов отметил, что хоть бюджет и оказывает непосредственное влияние на горожан, так как определяет финансирование муниципальных учреждений (школ, детсадов, учреждений допобразования), строительства и содержания дорог, социальной инфраструктуры, сам по себе его дефицит не является негативным фактором.

— Важно, чтобы были источники его финансирования, и если превышение расходов позволит решить с меньшими затратами значимую проблему, то это, наоборот, положительный фактор, — отметил он. — Однако важно, чтобы это не привело к дефолту.

В перспективе ближайшего года, прокомментировал экономист, с учетом уменьшения возможностей республиканского бюджета и индексации зарплат бюджетникам сократятся инвестиционные проекты, осуществляемые с использованием средств городского бюджета.

— В то же время бюджет Уфы в прошлом году был в 1,3 раза больше бюджета Казани, а качество жизни там выше, соответственно, уфимский бюджет имеет значительный потенциал оптимизации своих расходов, не влияющий на качество муниципальных услуг и городской среды, — отметил он. — По дефициту республиканского бюджета могу сказать, что он во многом искусственен, так при дефиците в 10 миллиардов рублей, [в 2024 году] запланировано предоставление налоговых льгот на 20 миллиардов рублей, из них 13 миллиардов рублей — налог на прибыль, 4 миллиарда — налог на имущество организаций. Башкортостан — лидер по предоставлению налоговых льгот бизнес-структурам.

Не в деньгах счастье

Самые крупные дефициты, судя по данным из отчетов, пришлись на эпоху мэров Ирека Ялалова и Павла Качкаева, что неудивительно, учитывая длительность их пребывания у власти. Ирек Ишмухаметович вряд ли этим гордится, но именно при нем городской бюджет поставил антирекорд, «уйдя в минус» более чем на 3 миллиарда рублей. Произошло это в 2014 году, в период введения санкций против России. В последующие два года дефицит составлял 1,35 и 2,55 миллиарда рублей. Выйти из постоянного убытка бюджету Уфы удалось лишь в 2019 году, уже при мэре Ульфате Мустафине, но и его первый год у власти увенчался дефицитом в 792,5 миллиона рублей.

Положительный тренд, заданный в последний год работы Ульфата Мансуровича, продолжился в 2020–2022 годах — бюджет города вышел в плюс на 1,29 миллиарда, 43,17 миллиона и 224,28 миллиона рублей соответственно. В 2020 году вовсе был поставлен рекорд по размеру профицита, следующим в рейтинге идет 2010 год с его 390,49 миллиона рублей профицита. Впрочем, в 2023 году красивый взлет оборвался — планировавшийся бездефицитным бюджет, согласно последним изменениям, исполняется уже с 922,7 миллиона рублей недостачи.

Что касается эпохи Павла Качкаева, то за весь период его работы главой администрации (с 2003 по 2011 год) город дважды выходил в плюс, но были и потрясения. Так, в последний год перед уходом Павла Рюриковича из мэрии, городской бюджет показал дефицит в 1,48 миллиарда — это значительно больше, чем во все предыдущие годы, начиная с 2000-го. На тот момент ближайшим «конкурентом» 2011 года был 2003-й с его 409,87 миллиона рублей дефицита.

В 2023 году движение «вверх» прервалось

В целом очевидно, что соразмерно росту доходной и расходной частей уфимского бюджета растут и показатели дефицитов и профицитов. Инфляция, девальвация и другие процессы делают свое дело и мешают разглядеть тренд. Если всё же рассчитать по имеющимся данным соотношение дефицитов и профицитов бюджета к общему уровню его доходов, то можно увидеть, что динамика этого показателя волнообразная — время от времени он обновляет максимумы как снизу, так и сверху.

Самым крупным отрицательным показателем в прошлом десятилетии было -13,22% от доходов в 2002 году, а в нашем десятилетии -13,67% от доходов в 2014 году. Самым крупным «выходом в плюс» в прошлом десятилетии было 2,46% от доходов в 2010 году, в последующие годы — 3,89% от доходов в 2020 году. При этом, по имеющимся данным, после 2012 года дефицит бюджета Уфы по отношению к доходам в половине случаев опускается ниже -6%, тогда как ранее он лишь однажды опустился ниже планки в -3%.

Одним из способов покрыть дефицит городского бюджета являются кредиты. Новости о том, что мэрия вновь ищет банк, чтобы взять там в долг крупную сумму, привлекают внимание, но, похоже, для уфимской администрации это совершенно привычная процедура. По данным сервиса «Контур.Закупки», мэрия регулярно проводит аукционы по открытию кредитных линий в банках — только с 2012 года таких закупок проводилось около двух сотен.

Время от времени власти брали особенно крупные кредиты: например, в 2009 году у «Сбербанка» мэрия взяла 500 миллионов рублей, в 2012 году у него же — 750 миллионов рублей, в 2013 власти набрали кредитов более чем на два миллиарда рублей и в дальнейшем продолжали заимствования, готовясь к саммитам ШОС и БРИКС, которые прошли в Уфе в 2015 году.

Девальвация рубля осенью в год их проведения привела к тому, что администрация приостановила практику активного кредитования, писал «Коммерсант — Уфа», однако в дальнейшем чиновники к ней вернулись. В 2016 году, например, у одного только «Социнвестбанка» мэрия взяла кредитов на 500 миллионов рублей, при этом за деньгами администрация тогда обращалась и в другие банки.

Активные заимствования городские власти продолжали и в дальнейшем. В 2019 году мэрия открыла у Сбербанка и ФК «Открытие» 10 кредитных линий общим лимитом в миллиард рублей, в 2020 году такую же сумму чиновники взяли в долг у «Уралсиба», в 2023 году администрация открыла кредитные линии в Сбербанке на 390 и 600 миллионов рублей. Все эти деньги, как рассказывали в самой мэрии, привлекались для покрытия дефицита бюджета и для рефинансирования прошлых долгов.

Копейка рубль бережет

Теперь, когда мы разобрались с суммами, убытками и способами их покрыть, самое время посмотреть, на что тратят бюджетные деньги и есть ли среди мэров тот, при котором всем нам жилось лучше. Спойлер: скорее всего, нет, так как при разных мэрах распределение расходов не отличалось слишком уж радикально.

Для рассмотрения мы выделили несколько показательных категорий расходов, объемы финансирования которых можно сопоставить. Отметим, что отчеты об исполнении бюджетов в разные периоды вели по-разному: самые сильные различия обнаруживаются у документов, составленных до 2006 года и после него. В частности, в нескольких старых отчетах расходы на СМИ включали в одну категорию с расходами на культуру, но в дальнейшем они стали двумя отдельными категориями.

Похожая ситуация со спортом и здравоохранением — их то считали вместе, то раздельно, а с 2015 года город вообще перестал тратить деньги на эту сферу — связано это, по всей видимости, с упразднением уфимского горздрава и передачей медицинских учреждений под крыло Минздрава республики. Дабы сохранить последовательность, в наших расчетах мы оставили спорт и здравоохранение одной графой расходов, сложив показатели в тех немногих местах, где они в отчетности считались раздельно.

Итак, за вычетом «аномалий», связанных с разными методиками расчета в исходной документации и перемен, связанных с реформой здравоохранения, расходы на социалку, нацбезопасность и правоохранительную деятельность, защиту окружающей среды, культуру, ЖКХ, спорт, СМИ и образование сопоставимы по доле от всех расходов.

В целом по выбранным показателям все мэры довольно похожи

С 2013 по 2021 год росли траты мэрии на охрану окружающей среды, но даже в пиковой точке в 2021-м они едва превышали десятую долю процента от всего объема расходов. Почти на всём исследуемом промежутке времени расходы на ЖКХ составляли от четверти до трети всех расходов, снижавшись до 12–13,4% лишь в 2017–2020 годах, при Ульфате Мустафине.

Другая значительная графа расходов — образование — также стабильно «съедала» львиную долю бюджета и со временем лишь росла. Если в 2000 году на эти цели уходило 20,19% от всех расходов, то уже в 2017 году — 44,48%. Потом расходы на этот пункт снижались на 2–4 процентных пункта, а в 2022 году составили 34,22% от всех расходов.

Самые большие деньги на «национальную безопасность и правоохранительную деятельность» выделялись в период работы Павла Качкаева — в 2005–2008 годах на эти нужды уходило от 4,79% до 5,65% всех расходов уфимского бюджета. Ни до, ни после эта категория не превышала планку в 4%, а впоследствии, начиная с 2015 года, планомерно снижалась, достигнув к 2022 году уровня в 1,95% от всех расходов.

С начала века медленно, но верно снижаются расходы и на социальную политику — к ней относятся различные выплаты и льготы. Если в 2000 году эта категория составляла 4,83% от всех расходов, то в 2022 году на социалку приходится уже 2,34% — с 2013 года доля расходов на эти нужды ни разу не превышала 3%.

Незначительными остаются расходы на СМИ, а вот на культуру с 2005 по 2010 стали выделять чуть больше денег, чем прежде (в районе 2% вместо прежнего 1%). До середины десятых роста вложений в культуру не наблюдалось, но вот с 2018 года процент снова вырос, достигнув в пике 3,73% в 2020 году. К 2022 году всё снова немного откатилось — доля этой категории в общей массе расходов бюджета Уфы составила 1,94%.

Другими крупными направлениями в бюджете традиционно остаются национальная экономика (сюда входят поддержка предприятий, производство, инфраструктура и еще много чего), содержание самого аппарата и расходы, связанные с различными финансовыми обязательствами администрации.

Нынешний мэр Уфы Ратмир Мавлиев занимает свой пост лишь с 2022 года, и нам еще предстоит оценить, как городской бюджет будет чувствовать себя при нем. Пока что градоначальник настроен оптимистично — следующие три года хочет исполнять бюджет без дефицита. И это притом, что бюджет Башкирии, согласно предложенному в октябре проекту, как мы уже упоминали ранее, в следующем году «уйдет в минус» 10 миллиардов рублей.

— Согласно представленному в совет городского округа город Уфа проекту бюджета, [в 2024 году] он будет бездефицитным с объемом финансирования 44,9 миллиарда рублей. Номинальный объем финансирования будет на уровне этого года. С учетом инфляции реальное финансирование сократится на 8%, — заключил экономист Рустем Шайахметов. — По статьям доходов и расходов не могу ничего сказать, пока они официально не представлены.

За актуальными новостями Уфы и Башкирии следите в нашем Telegram-канале. Подписывайтесь и будьте в курсе главных событий.
Звоните круглосуточно8 (347) 286-51-96
Мы в соцсетях
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем