20idei
СЕЙЧАС +12°С
Все новости
Все новости

Неля Низамутдинова, заместитель директора регионального центра информатизации Национального банка РБ: «Система электронных расчетов позволила проводить платежи в режиме реального времени»

ds

Поделиться

В этом году исполнилось 20 лет системе электронных банковских расчетов – в 1992 году был проведен первый межрегиональный электронный платеж между главными управлениями Банка России по Свердловской области и Пермскому краю. Сегодня банки страны имеют возможность осуществлять перевод денежных средств в режиме реального времени. Однако таких результатов удалось достичь не сразу – становление системы было сопряжено с рядом проблем. Даже спустя десятилетия технологии электронных расчетов продолжают развиваться и совершенствоваться. О том, как разрабатывалась система электронных расчетов в Башкирии, с какими проблемами столкнулись разработчики, как их решали, а также о перспективах развития системы корреспонденту 102banka.ru рассказала заместитель директора регионального центра информатизации Национального банка РБ Неля Низамутдинова.

– Неля Дамировна, какие были условия к моменту начала электронных расчетов в РБ?

– В 1993 году на территории Башкирии работали около 40 кредитных организаций и 19 расчетно-кассовых центров. Все документы ходили в бумажном виде, что было сопряжено с большими задержками. Средства поступали получателям лишь в течение месяца. Ненадлежащим образом работающая система расчетов тормозила и развитие экономики республики. Поэтому было принято решение организации электронных расчетов. Соответствующий указ президиума верховного совета РБ был издан 19 апреля 1993 года. С этого момента начались работы по организации электронных расчетов.

Чтобы организовать работу по новой схеме, необходимо было выполнить ряд условий. В частности, бухгалтерский учет в кредитных организациях должен был соответствовать требованиям Банка России, требовалось программное обеспечение, персональные компьютеры и каналы связи для обмена информацией. Кстати, в то время для доставки электронных платежных документов и обмена информацией по каналам связи в расчетно-кассовых центрах Национального банка использовались советские модемы ФизТех.

Поначалу внедрением новой системы в республике занималась коммерческая организация – Расчетная палата, которая обеспечивала проведение электронных расчетов, подключение кредитных организаций, в то время коммерческих банков, к системе электронных расчетов. Также мы начали подключать и расчетно-кассовые центры, первыми стали ГРКЦ и Орджоникидзевский РКЦ. К 1994 году все РКЦ были подключены к системе внутрирегиональных электронных расчетов. С 1995 Расчетная палата влилась в состав Регионального центра информатизации Национального банка РБ.

Электронные расчеты – перевод денежных средств банками (учреждениями Банка России, кредитными организациями) по банковским счетам с использование электронных технологий.
Электронный платежный документ (сообщение) (ЭПД) – документ, являющийся основанием для совершения операций по счетам кредитных организаций (филиалов) и других клиентов Банка России, открытым в учреждениях Банка России, подписанный (защищенный) ЭЦП и имеющий равную юридическую силу с расчетными документами на бумажных носителях, подписанными собственноручными подписями уполномоченных лиц и заверенными оттиском печати.

– Насколько удалось повысить скорость прохождения документов?

– Скорость оборота при проведении внутрирегиональных электронных расчетов сократилась с одного месяца до одного дня. Межрегиональные платежи стали проводиться в течение одного-двух дней в зависимости от удаленности региона. А система банковских электронных срочных платежей, которая начала функционировать в конце 2007 года, позволила осуществлять расчеты в режиме реального времени в масштабах всей страны.

Приведу еще несколько цифр. Если в 1995 году из общего числа документов 83% платежей проводилось с использованием электронных технологий, а в 2012 году этот показатель составляет уже 99,88%. Такой высокий процент проведения платежей электронным способом связан с тем, что в настоящее время все формы безналичных расчетов (платежные поручения, платежные требования, инкассовые поручения) проводятся в электронном виде.

– Были ли готовы участники рынка переходить на новую схему работы?

– Кредитные организации поначалу не проявили заинтересованности. Из-за проведения расчетов в течение одного дня банки не могли «крутить» деньгами клиентов: они очень быстро доходили до получателя – зачислялись на их счета. Но впоследствии к ним пришло понимание того, что электронные расчеты ускоряют оборачиваемость и дают возможность управлять ликвидностью, используя систему межбанковского кредитования.

Кроме того, чем лучше работает платежная система, тем лучше для экономики, увеличивается товарооборот: ускоряются расчеты между контрагентами, выпуск и реализация товаров, лучше работает производство.

– С какими еще проблемами столкнулись при внедрении новой системы?

– Естественно, в то время была проблема с каналами связи – можно сказать их просто не было, качество каналов связи оставляло желать лучшего. Лишь к середине 90-х годов Центральный банк РФ начал строить свою телекоммуникационную систему, организовал каналы связи до расчетно-кассовых центров, тем самым обеспечивая надежность передачи информации и повышая устойчивость функционирования программного обеспечения.

Другая проблема – это кадры. Мы обучали сотрудников расчетно-кассовых центров работе на персональных компьютерах и при этом внедряли передовые технологии и новое программное обеспечение в каждом РКЦ, позволяющее проводить электронные платежи.

– Было ли что-нибудь новое в республике в технологии расчетов?

– В целом, все технологии в регионах были похожи, но был и ряд отличий. В частности, у нас был внедрен так называемый «Терминал кредитной организации» (прототип «Клиента Банка России»). Он упрощал подключение кредитных организаций к системе электронных расчетов и позволял участникам работать в едином формате и позволял обрабатывать и контролировать пакеты электронных платежей в одном файле. В других регионах такого сервиса не было.

– А предпринимались ли попытки взломать систему?

– В 1995 году была зафиксирована единственная попытка взлома, но она оказалась неудачной. Был организован ряд мероприятий, и причастные к этому люди были осуждены за мошенничество.

Отмечу, что шансов у злоумышленников не было. Система безопасности очень хорошо продумана, используются криптографические средства защиты и электронно-цифровая подпись на каждом этапе как со стороны кредитных организации, так и со стороны Центрального банка. Применяются и технологические способы защиты.

– Каким образом проводилась централизация?

– Изначально каждый регион имел свою операционную систему, программное обеспечение и развивался по-своему, что было не очень удобно для участников. Так, крупные коммерческие банки, имеющие филиалы в разных регионах, должны были поддерживать программное обеспечение в разных форматах.

Центробанк принял решение о типизации применяемого программного обеспечения и унификации форматов, создав единые форматы банковских электронных сообщений, которые определили единый порядок форматов электронных платежей. Также был внедрен так называемый «Клиент Банка России» – программное обеспечение, которое предоставляется кредитным организациям и клиентам и позволяет обмениваться информацией, используя унифицированную транспортную систему. Это тоже шаг вперед, так как все стали работать по единым правилам.

К 2007 году все регионы перешли на два программных обеспечения. Были созданы два коллективных центра обработки информации (КЦОИ) в Санкт Петербурге и Нижнем Новгороде, работающие на двух программных обеспечениях (Рабис-2 и Рабис-НП), каждый обслуживал по 37 регионов, и в 2009 году был создан КЦОИ Московского региона. Вся обработка информации по нашему региону проводилась в Санкт-Петербурге, а в этом году мы перешли на коллективный центр обработки информации в Нижнем Новгороде. Регионы, обрабатывающиеся в КЦОИ в Санкт-Петербурге, переведены на обработку в Нижний Новгород и Москву, сменив программное обеспечение, тем самым Центробанк закончил оптимизацию учетно-операционных систем.

– Каковы перспективы системы электронных расчетов?

– Новый этап развития системы электронных расчетов заключается во внедрении системы БЭСП (банковские электронные срочные платежи), которая позволяет в течение минуты провести платежи от отправителя до получателя. Система представляет собой централизованную на федеральном уровне в масштабах всей страны систему валовых расчетов в режиме реального времени, взаимодействующую с региональными компонентами платежной системы банка России посредством обмена электронными сообщениями.

Система начала функционировать в конце 2007 года. Сегодня планируется централизация второго уровня – создание единого федерального центра обработки платежей, который позволит объединить два коллективных центра обработки информации и предоставлять клиентам сервисы.

Таким образом, основу перспективной платежной системы Банка России будет составлять единая, универсальная, централизованная на федеральном уровне многосервисная система расчетов, в которой реализуются функциональные возможности системы БЭСП и возможности действующих сервисов региональных компонент платежной системы Банка России с учетом их развития. Через нее будут проводиться срочные и несрочные платежи в валюте РФ по правилам, установленным Банком России, в едином регламенте с использованием специализированных расчетных сервисов, предоставляемых участникам платежной системы Банка России. Работы по созданию единой система расчетов будут завершены 2015 году.

Фото: Фото предоставлено пресс-службой Нацбанка РБ

  • ЛАЙК0
  • СМЕХ0
  • УДИВЛЕНИЕ0
  • ГНЕВ0
  • ПЕЧАЛЬ0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter