В Уфе полным ходом идет подготовка к строительству снегоплавильного пункта. Плавилку хотят разместить на улице Сагита Агиша, рядом с проспектом Салавата Юлаева. По мнению городских властей, установка — это более экологичный вариант, нежели снежный полигон. Вот только строительством пункта недовольны уфимцы, которые живут по соседству. Жильцы ЖК «Умный» на улице Гали Ибрагимова считают, что «плавилка» доставит массу неудобств жителям района. Мнение уфимцев поддерживает и председатель Союза экологов Башкирии Александр Веселов. По его мнению, строительство снегоплавильного пункта нанесет вред экологии. Мы поговорили с экологом и выяснили, есть ли альтернативы размещению снегоплавильного пункта. Подробнее об этом в материале UFA1.RU сегодня, 12 сентября.
За или против?
Жильцы «Умных домов» выступили против размещения снегоплавилки, поскольку опасаются большого количества большегрузов, которые будут привозить снег. Жители дома считают, что машины будут загружать прилегающие дороги и загрязнять воздух выхлопами.
— На снегоплавильном пункте в Калининском районе ездит порядка 170 КАМАЗов в день. Они стоят в ряд и не глушат двигатели. Это постоянный шум, вибрация и вредные вещества. Плюс тут нет никакой благоустроенной территории, дети ходят в школу, а все КАМАЗы будут стоять здесь. Это просто опасно для жизни ребенка, — опасается одна из жильцов Анна Лавина.
Обеспокоенные жители также переживают и за то, что воздух будут загрязнять испарения от снега.
— Это загрязняет нашу атмосферу. В снеге живут грибы, микробы, все эти испарения будет уходить к нам, запах неприятный. Здесь будет постоянный поток большегрузного транспорта. Это вонь, шум, очереди КАМАЗов, — высказала свои волнения Юлия Ходжаева.
С мнением уфимцев согласен и председатель Союза экологов Башкирии Александр Веселов. По его мнению, снегоплавильная установка опасна для окружающей среды выбросами нефтепродуктов в атмосферу.
— У нас на Салаватке и так дышать нечем, потому что там ложбина получается, то есть дорога находится в низине, и все выбросы оседают там. А мы еще один дополнительный источник выбросов туда поставим, — высказался эколог.
Вот только чиновники уверяют, что снегоплавилка будет безопасной для жителей и экологии города. Власти заявляют, что неприятных запахов быть не должно, ведь они предусмотрели их нейтрализацию при помощи специального оборудования.
— Появление снегоплавильного пункта — это цивилизованный шаг в сторону уборки снега с наших улиц. Он намного экологичнее снежного полигона, где снег просто скидывается в кучу. Если даже сравнивать с другими регионами, то у них такая практика уже давно активно применяется: в черте города располагается по несколько таких установок и проблем во время снегопадов возникает намного меньше, — добавил сопредседатель регионального штаба ОНФ Мурад Шафиков.
Чиновники также отмечают, что территория, где разместят установку, не затрагивает природоохранную зону, а также дороги, проходящие рядом с жилыми домами.
— Выбрали данную территорию, так как технология плавления снега тесно связана с наличием сетей канализации. А здесь как раз находятся насосные станции Уфаводоканала, — объяснил начальник управления коммунального хозяйства и благоустройства мэрии Уфы Руслан Яхиббаев.
Есть ли альтернатива?
Александр Веселов предложил несколько альтернативных мест размещения снегоплавилки. По его словам, снегоплавильный пункт можно разместить ближе к очистным сооружениями. К примеру, такие находятся в Затоне.
— Допустим, в Затоне можно поставить рядом с очистными сооружениями — городскими очистными сооружениями водоканала, — говорит эколог. — Там тоже вариант будет нормальным. [Талые воды] будут сразу поступать на очистные сооружения. У нас же есть станция слива на очистных сооружениях, на большинстве биологических очистных сооружениях есть станции слива для машин, которые шамбуют и септико-сточные воды вывозят, а затем сливают. Здесь что-то аналогичное можно [сделать], такой же снегоплавильный пункт на водоканальной площадке сделать. Это будет идеальный вариант.
При этом, как отмечает специалист, такой вариант будет обходиться бюджету города дороже.
— Но здесь будет хромать экономика, поскольку если на этот пункт будет машина приезжать, то далековато будет. Поэтому надо несколько [снегоплавильных пунктов], как это предусматривает город, — пять снегоплавильных пунктов. Надо размещать их в окружении промышленных предприятий, а не в окружении рекреационных зон или жилых домов, — подчеркнул он.
Кроме того, по мнению Веселова, новый снегоплавильный пункт может расположиться в поселке Новые Черкассы Орджоникидзевского района Уфы.
— Новые Черкассы — стали бы идеальным вариантом, — высказался Веселов.
В поселке уже располагаются мусорный полигон, а также такие предприятия, как станция «Черкассы», «Уралсибнефтепровод». Однако, как полагает эколог, размещение «плавилки» там также потребует затрат.
— Количество снега, особенно когда снегопады идут, город очищать нужно, это огромные затраты. Я понимаю, по аналогии с мусором у нас одна свалка, и все везут в Новые Черкассы, это нормально. Но объемы между мусором и снегом не сопоставимы. Но, с другой стороны, мусор всё же опаснее во много раз, чем снег, потому что там отходы всех классов опасности, — высказался Веселов.
Напомним, что в Новых Черкассах уже несколько лет обещают построить долгожданный государственный приют для животных. Также в планах властей открыть в поселке крематорий.
Еще одним вариантом стало бы установить снегоплавилку ближе к промышленной зоне. Например, в Черниковке, где располагается давно забытый завод «Химпром». В качестве примера эколог привел соседний регион — Татарстан.
— В Казани, допустим, снегоплавильные пункты расположены по внешнему периметру города, размещаются пять снегоплавилок. Нужно исходить из этого, поскольку промзона у нас есть везде, — пояснил Веселов.
Также, по мнению специалиста, снегоплавильный пункт можно установить в южной промзоне в сторону уфимского аэропорта, где находится ряд крупных предприятий.
— Там расположены заводы «Электроаппарат», «Ласселсбергер» и другие предприятия. Там нормальное место, но единственное, что там дачный кооператив. Санитарно-защитную зону необходимо будет соблюсти. Тоже нормальный вариант.
Другим вариантом расположения снегоплавилки стал поселок Нижегородка в Уфимском районе, где располагается несколько крупнейших заводов и производственных предприятий.
— Можно будет [разместить снегоплавильный пункт] в незатопляемой зоне в Нижегородке, там тоже множество промпредприятий, — отметил Веселов.
Эколог добавил, что в целом в снегу содержится множество вредных веществ — выхлопные газы от автомобилей, резиновая пыль и другие отходы от машин.
— Если [власти] заботятся о развитии наших зеленых зон и здоровье жителей, то [ставить снегоплавильный пункт возле жилого комплекса] не нужно. А если мы хотим решать текущие задачи минимальными средствами, не заботясь о будущем, не заглядывая на пять-десять лет вперед, то можно и здесь поставить. Но проект должен пройти слушания, обсуждение с населением, чтобы люди знали, где какой объект у нас строится и как он будет влиять на их здоровье, — пояснил эксперт.
Что нужно учитывать при выборе места для снегоплавилки?
Эколог также перечислил критерии, которые необходимо учитывать при выборе места для снегоплавильного пункта. По мнению специалиста, размещение установки напрямую зависит от экономических причин.
— Первое — это экономические причины. То есть это логистика, — пояснил эколог. — Необходимо сократить плечи перевозок снега на снегоплавильный пункт. Поэтому эта схема оптимально должна быть выстроена на каждый снегоплавильный пункт, а их нужно несколько по Уфе с учетом дорог, пропускной способности, где грузовики проходят.
Во-вторых, как объясняет Веселов, нужно учитывать экологический критерий.
— Как можно дальше зона должна быть от рекреационных зон. Я не говорю про санитарно-защитную зону, поскольку у снегоплавилки всего 100 метров санитарно-защитная зона, поэтому тут не влияет. Из опыта того, что есть — это Парк Калинина, который имеет такой снегоплавильный пункт. Здесь в парковой зоне располагается снегоплавилка. Нужно как можно дальше размещать от релаксационных зон, где люди отдыхают. В Парке Калинина люди отдыхают, гуляют, там лыжные прогулки. Такой объект там совершенно не нужен, — отметил Веселов.
Третий фактор при выборе места — рельеф местности.
— Любой объект, имеющий выбросы в атмосферный воздух, размещаем на пониженный участок рельефа местности, как это в Парке Калинина, там у нас и так ложбина находится между двумя холмами, и там скапливаются выбросы и от транспорта, и от стационарных источников. Поэтому, размещая снегоплавильный пункт там, мы увеличиваем выбросы в атмосферу в этой зоне. Они будут еще больше там накапливаться, и концентрация их будет больше: и среднесуточные, и фоновые концентрации, возможно, даже селевые дни, а у нас их ежегодно около 200–250. На пониженных участках с рельефной местностью у нас превышаются ПДК, — говорит Веселов.
Также, как считает эколог, загрязненный снег нужно плавить отдельно
— У нас более-менее чистый снег в жилых кварталах внутри дворов, а на дорогах — загрязненный снег, потому что там добавляются выбросы автотранспорта, и они оседают на проезжей части, на ближайший тротуар, и плюс у нас еще там антигололедные компоненты. Нужно учитывать, что на снегоплавильный пункт загрязненный снег надо привозить отдельно от чистого снега, и к нему должны быть более жесткие требования. Загрязненный снег нужно плавить отдельно, потому что там больше мусора и больше выбросов, — отмечает Веселов.
Кроме того, по словам эколога, при выборе места для размещения снегоплавильного пункта нужно обязательно проводить общественные слушания.
— Нужно предупреждать жителей ближайшего микрорайона, района и трудовые коллективы. Допустим, у нас размещают мусоросортировки прям в черте города, а вокруг пищевые предприятия работают, трудовые коллективы работают, магазины продуктов питания, промпредприятия, естественно, люди начинают жаловаться. Всё же санитарно-защитная зона до ближайшего офисного помещения, где работает массовое количество сотрудников, должна соблюдаться. 100 метров — это ориентировочная санитарно-защитная зона, в зависимости от розы ветров она может иметь другую конфигурацию, где-то меньшую, где-то большую, смотря в какую сторону. У нас юго-западные ветра. Необходимо, чтобы ближайший микрорайон или жилые дома располагались с наветренной стороны по отношению к снегоплавильному пункту. Этот фактор тоже нужно учитывать, — заключил эксперт.
Напомним, городские власти считают, что снегоплавильный пункт, который построят на улице Сагита Агиша, не доставит неудобств местным жителям. Какие аргументы приводят чиновники — читайте в этом материале.