
Группа активно гастролирует по России и соседним странам
Корреспондент UFA1.RU Артем Супонькин — большой ценитель музыки. Ранее он писал про местных инди-музыкантов и составлял плейлист из песен уфимских артистов, которых стоит услышать.
Поэтому пройти мимо дебютного альбома группы AY YOLA — главных башкирских звезд этого года — он никак не мог. Но релиз его разочаровал. Почему — узнаете в его авторской колонке.
AY YOLA позиционирует себя как музыкальный проект, вдохновленный эпосом «Урал-батыр». В коллективе состоят Руслан Шайхитдинов, также известный как DJ Север, его дочь, певица Адель Шайхитдинова, и основатель этно-рок-группы «АРГАМАК» (Argymak) Ринат Рамазанов. В 2025 году сингл с грядущего альбома группы Ноmау стал вирусным в соцсетях, в том числе в Казахстане и Кыргызстане.

Сразу скажу: AY YOLA мне не нравится. Их творчество с самого начала казалось искусственным и гротескным, поэтому я относился к нему скорее как к пародии или китчу. Хотя концепция башкирского фолка мне нравится, именно у AY YOLA, на мой вкус, он не ощущается аутентичным и выглядит скорее как не очень хороший косплей.
Осознавая возможную предвзятость, я постарался оценить альбом ребят с точки зрения того, как они сами его презентовали. Нам обещали «оживить древнюю легенду», переложить этнические мотивы на современный лад — так давайте попробуем оценить, удалось ли этого достичь.
Я не буду касаться текстовой части, так как не разбираюсь на достаточном уровне в эпосе «Урал-Батыр». Сосредоточусь на музыке и том, как она звучит для уха обычного российского и мирового слушателя, поскольку амбиции у группы, судя по всему, выходят далеко за пределы Башкирии.
Итак, Ural Batyr. Первый полноформатный альбом AY YOLA из 12 треков, который должен был либо показать всем кузькину мать, либо закрепить их статус группы одного хита. Спойлер: мне кажется, что получилось скорее второе. Давайте сперва кратко пройдемся по каждому треку, а потом будем рассуждать.
Альбом открывается длинной и, по правде сказать, не самой интересной мелодией на курае. Такое соло на четыре минуты отлично подошло бы для долгого чаепития или медитации, но, на мой взгляд, это не лучший старт для данного релиза.
Не поймите неправильно: у меня нет никаких проблем с размеренными задушевными темами на курае. Просто это совершенно не отражает вайб альбома и ощущается в нем стилистически чужеродным. К тому же вступление вышло крайне затянутым.
Сразу после четырехминутного курая нас встречает drone bass, горловое пение и хаотичный звон кубыза — элементы, которые будут сопровождать почти каждый последующий трек на этом альбоме. Это заиграла песня Batyr, в которой впервые звучит речитатив от Рината Рамазанова.
Чтобы два раза не вставать, скажу сразу: рэп у него скучный. Очень однообразный, монотонный, рифмосхемы и ритмика почти всегда идентичны. В треке Shulgan Ринат пытается выйти из зоны комфорта, немного поменяв флоу, и сразу же начинает читать мимо бита!
Короче, мне совсем не понравилось, хотя в самый первый раз это еще и может звучать довольно свежо. Примерно то же могу сказать и про трек Batyr целиком: поначалу прикольно, но довольно быстро понимаешь, что песне не хватает развития.
К тому же, на мой вкус, голос Адель в припевах не очень хорошо сочетается с рэпом в куплетах — слишком уж большой разброс в частотах. Это подводит нас к разговору о специфических сведении и мастеринге Ural Batyr, но давайте вернемся к нему позже — так сказать, на десерт.
А пока включаем третью песню альбома — Ugez. Она начинается, как рок с о-о-очень плоско звучащими электрогитарами, Адель поет мотив, смутно напоминающий Smells Like Teen Spirit от Nirvana, всё шипит, свистит и звучит не очень приятно для уха.
После вступления начинается что-то вроде Limp Bizkit или 2rbina 2rista на минималках. В брейкдаунах играет курай на подложке из пэдов с массивной реверберацией — прием, который кочует у AY YOLA из трека в трек. В целом эта песня тоже очень проходная и забывается моментально.
Альбом продолжается главным хитом группы под названием Homay, который на фоне предыдущих и правда звучит гораздо лучше. Я теперь даже прощаю ему однообразность: главным образом, наверное, из-за домбры, бой которой заполняет пустоту в миксе.
Вообще, на этом моменте я бы снова остановился для заметки на полях. Много пустоты в миксах — это болезнь почти всех треков на альбоме Ural Batyr (по крайней мере, тех, где нет домбры). При прослушивании я несколько раз останавливался проверить, не сломались ли мои наушники и не стали ли «глушить» кусок частотного диапазона.
Включал Cosmo Sheldrake — и нет, у Cosmo всё замечательно. Куча перкуссий, барабанов, духовые инструменты звучат ярко, басы — плотно, голос — насыщенно, на всей ширине диапазона что-то происходит. AY YOLA стоило бы поучиться у этого исполнителя, как делать качественную фолктронику, потому что в их песнях ничего подобного нет и близко.
Вот как, например, в треке Shulgan — том самом, где Ринат Рамазанов читает рэп мимо бита. Музыкально в ней нет почти ничего этнического — обычный рэп, переходящий в драм-н-бейс.
Но AY YOLA умудрились еще и уничтожить характерный для жанра драйв, утопив скоростные барабаны в реверберации от других инструментов («Сайдчейн? Не, не слышали»).
И вот когда, казалось бы, надежда уже покинула нас, вдруг звучит песня Kil Kotom, которая может похвастаться сэмплом с максимально интенсивными тюркскими вайбами. Не побоюсь сказать, что это потенциальный новый хит AY YOLA — не такой большой, как Homay, но перспективный.
Субъективно мне показалось, что здесь стоило бы как минимум отказаться от прямой бочки, а как максимум попробовать какой-нибудь нестандартный размер (это же фолк, в конце концов). Можно было бы и темперацию поискать какую-нибудь более народную, потому что вокал звучит уж очень по-западному. Но это я уже размечтался.
На треке Ber, ike, os, который идет сразу после Kil Kotom, я понял страшное: почти во всех песнях альбома фоновый вокал Адель звучит абсолютно одинаково. Специально не проверял, но, вероятно, везде даже тональность одна и та же. А в целом песня скучная, включите снова Ugez и поищите 10 отличий.
В следующей песне, Tugan Tel, рэп заставили читать уже Адель. Получилось что-то в духе Die Antwoord (но хуже). Этнического тут тоже ноль, курай и кубыз прикручены для галочки, и если их убрать, не изменится абсолютно ничего. Если не воспринимать трек как «оживление древней легенды», то, в принципе, слушать можно.
Песня Ural Vasyaty, идущая следом, ранее уже выходила синглом. Не знаю внутренней кухни и утверждать не буду, но есть стойкое ощущение, что она родилась в попытке сделать еще один Homay — тут точно такая же домбра, точно такой же бас, точно такая же структура.
Судя по стримингам и просмотрам, попытка второй раз войти в ту же воду оказалась не очень удачной. Да и что уж кривить душой, Ural Vasyaty получилась заметно скучнее, чем Homay.
Десятый трек альбома — еще один сингл, Yola, который встречает нас полной звуковой кашей. Бас давит на мозг, речитатив вполголоса сложно разобрать. В припеве, надо признать, всё становится гораздо лучше: тут и перебор красиво звучит, и барабаны, а еще наконец-то вместо «квадрата» используется ритм tresillo, прямо-таки глоток свежего воздуха.
Предпоследний трек Akbuzat — это, наверное, главный провал всего альбома. Он начинается примерно в том же звучании и настроении, в котором заканчивается Yola, — видимо, чтобы возникло ощущение плавного перехода одной песни в другую. Вступление заканчивается, и начинается какой-то гиперпоп.
И вот что я могу сказать с уверенностью: AY YOLA абсолютно не умеет делать гиперпоп и не понимает жанр на фундаментальном уровне. Иначе для меня загадка, как столь распиаренная группа, продюсер которой уже лет тридцать в электронной музыке, не справилась с задачей сделать нормально звучащий микс.
Ребята, у нас в Уфе есть никому не известные инди-исполнители, которые с этим справляются в сто раз лучше, чем вы (привет, meowme)! Спросите хотя бы у них, как делать эквализацию, как работать с эффектами, как надо обрабатывать вокал в гиперпоп-музыке…
У AY YOLA получилась звуковая каша, от которой болят уши и голова. Серьезно, если вы в этом жанре не очень разбираетесь, включите какой-нибудь трек, 100 Gecs например. У них там тоже гора синтезаторов, обработанных эффектами и дисторшеном, играет друг поверх друга — но там это стильно и энергично, а тут просто ужасно.
Ладно, давайте закругляться. Последний трек Aruakh, в отличие от многих других, у меня почти никаких претензий не вызвал. Это еще одна протяжная и медитативная тема с элементами эмбиента. Едва ли такая песня способна стать хитом, но сделана вполне приемлемо.
Если подводить итоги, то альбом, как мне кажется, получился слабым. Насколько я понял задумку, планировалось взять пачку более-менее актуальных музыкальных жанров и скрестить их с этническими мотивами. Называется это фолктроника, и в этом направлении, поверьте, вы можете послушать что-то гораздо более интересное, чем Ural Batyr.
Если вы интересуетесь западной поп-музыкой, то можете помнить недавний трек Mamushi от Megan Thee Stallion. Он, кажется, задумывался как фьюжн западной и японской культур, но в итоге получился просто еще один трек Megan Thee Stallion, причем не самый лучший.
Что-то подобное я могу сказать и про Ural Batyr — с той разницей, что здесь таких треков 12. Этнические элементы имеют в лучшем случае декоративную функцию, заметно не обогащая попсово-современное звучание. Для сравнения послушайте, как использует тот же курай в своих треках блюзовый певец Айдар Исхаков:
Песни у AY YOLA иногда настолько похожи друг на друга, что можно не заметить, когда закончилась одна и началась другая. И дело тут не в стилистическом единообразии (в нем как раз ничего плохого), а в банальном дефиците музыкальных находок.
Инструменталы уфимцев обычно стоят на четырех столпах: four-on-the-floor драмлуп, монотонный протяжный бас, точно такое же монотонное горловое пение и зацикленный сэмпл/мелодия поверх всего этого. Всё это используется на минимально приемлемом для публичного релиза уровне качества.
Опять же, есть с чем сравнить — послушайте, например, насколько креативнее использует те же приемы сибирская фолк-группа OTYKEN. Они еще и гораздо изобретательнее: могут карканье вороны и прочие звуки природы использовать как ear candy, что звучит потрясающе.
Помимо всех вышеперечисленных проблем, есть еще одна, общая для всех треков. Речь о спорного качества сведении и мастеринге, разговор о которых я ранее пообещал оставить «на сладкое».
У меня возникло ощущение, что звукорежиссер (к сожалению, не знаю, кто именно это был) переборщил с верхней частью частотного диапазона, из-за чего вместо «бархатистости», которой, видимо, хотели достичь, в треках появилось неприятное жужжание.
Более того, голоса Адель и Рината из-за этого звучат так, будто их записывали в разных вселенных, и плохо сочетаются друг с другом. Помимо этого, в басовой части, как мне показалось, постоянно присутствует раздражающий гул.
Треки довольно сильно и не очень аккуратно скомпрессированы, хотя это и не так заметно, поскольку миксы, как я уже упоминал, отличаются невероятной скудностью. Это большой минус для фолк-музыки, где ожидаешь много перкуссий, специфических этноинструментов и звуковых плюшек, требующих бережного и детального подхода как к микшированию, так и к мастерингу.
Это мое обывательское мнение, но кажется, что представители индустрии выдали AY YOLA статус главных фрешменов 2025 года с большим авансом. Давайте смотреть правде в глаза: случайный успех Homay — это единственный инфоповод вокруг группы, связанный непосредственно с музыкой, которую она делает.
Всё остальное, от выступления на ПМЭФ до статуса посла «Интервидения», есть результат усилий и средств, вложенных в продвижение. К сожалению, в условиях музыкальной пустыни, возникшей в России за последние несколько лет, конкурировать особо и не с кем, поэтому артисты как будто уже и не стараются.
В результате всё, чем может нас порадовать главная башкирская фолк-группа года, — это однообразный звуковой кисель, в котором уху почти не за что зацепиться, в котором критически мало интересных идей и много самоповторов, а этническая часть сведена к минимуму.
Возможно, с точки зрения культурной ценности было бы лучше, если бы ребята из AY YOLA уложили имеющийся материал в три-четыре песни, а не размазывали бы его на двенадцать. Альбом Ural Batyr, думаю, останется в истории как один из невзрачных релизов последних лет, вокруг которых было много шума, пока все об этом не забыли.




