Одной из главных сенсаций сезона Башкирской оперы станет дебют худрука театра Аскара Абдразакова в качестве режиссера-постановщика. Вслед за братом Ильдаром, поставившим «Аттилу», старший из Абдразаковых тоже решил попробовать себя в новом амплуа — воплотить оперу «Дон Кихот» французского классика Жюля Массне, которая никогда не ставилась на уфимской сцене. Подготовка к премьере идет полным ходом: в цехах театра создают декорации и костюмы, над которыми работает главный художник Башоперы Иван Складчиков. Художник-постановщик спектакля лично провел для UFA1.RU экскурсию по производственным лабиринтам театра и показал, как рождается грядущая постановка.
Инициатор постановки Аскар Абдразаков признался, что «Дон Кихот» — одна из его любимых опер. Не один сезон он блистает в титульной партии на сцене Мариинского театра. К слову, прославленный бас очень органично смотрится в облике испанского гранда.
По его словам, постановка, которую увидят уфимцы, будет «классическая, красивая и визуально приближенная к эпохе действия романа».
Опера была написана по личной просьбе Федора Шаляпина. Жюль Массне писал её, будучи смертельно больным, но не смог отказать великому русскому басу.
Художник-постановщик сделал около полутора тысяч эскизов костюмов, поскольку пятиактная опера очень продолжительная — длится более двух с половиной часов.
Иван Складчиков, прежде чем начать работать над постановкой, детально изучал исторический костюм того времени, когда происходит действие оперы.
Художник полностью отвергает современные постановки, где действие переносится в наше время и герои одеваются в вещи из бутиков: «Я не одеваю своих героев в платья Zara — мне это вообще не интересно».
Костюмы для спектакля — это не точная копия исторических нарядов, а их стилизация. Сам художник-постановщик считает, что это «более сложная задача», ведь у театра своя специфика и копирование подлинных костюмов — это далеко не лучший вариант.
Историю испанского костюма Иван изучал в самых знаменитых музеях Испании — практически посетил их все. Говорит, что это просто необходимо для работы над постановкой. Он очень тщательно подходит к работе над любым проектом.
Кроме, собственно, работы над сценографией, костюмами и декорациями, главный художник Башоперы досконально изучил либретто постановки.
— Чтобы я мог достойно сделать свою работу, я должен хорошо узнать всех своих персонажей, — отмечает Иван.
Вся мебель, предметы интерьера изготавливаются вручную по эскизам Ивана.
Работа над оперой заняла около полугода: в производственных цехах театра — пошивочном, столярном, реквизитном — работы пришлось остановить из-за того, что некоторые сотрудники перенесли коронавирус и ушли на самоизоляцию. Кстати, сам Иван тоже переболел и на какое-то время выпал процесса.
Эскизы для спектаклей, изготовленные Иваном, пользуются большим успехом: уже сейчас есть коллекционеры, готовые платить по тысяче долларов за коллекцию зарисовок.
Складчиков использует исключительно натуральные материалы для своих костюмов, и в этом есть своя логика: во-первых, историческая достоверность, во-вторых, спектакль идёт несколько часов, и артист-исполнитель не должен испытывать дискомфорт из-за того, например, что ему будет душно в пластике или синтетике.
Художник-постановщик лично контролирует работу абсолютно всех цехов. Проводит в театре весь день — с утра до позднего вечера. Сам во всё вникает, говорит, что каждый спектакль — это как рождение ребёнка.