Молодую художницу из Уфы захейтили в соцсетях после публикации ее работ с обнаженными башкирами. Герои ее произведений — башкиры в национальных костюмах, запечатленные в пикантных позах и за непристойными занятиями. Первым внимание на эти картины обратил один из лидеров запрещенной на территории РФ националистической организации «Башкорт» Руслан Габбасов. После этого девушке, по ее словам, стали угрожать.
Савельева дала интервью корреспонденту UFA1.RU, в котором рассказала всё, что думает об этой ситуации, и поделилась творческими планами на будущее.
— Алёна, какие картины вы рисуете?
— Я пишу разные работы. Что захочу, то и рисую. Без всяких предубеждений. Я прочитала ответ одного то ли депутата, то ли общественного деятеля, и долго смеялась, не могла остановиться. Он опубликовал мои работы, которые я рисовала по книге Марселя Жуандо «Три ритуальных убийства», он обвинял меня в очень смешных вещах. В книге был священник, который убил свою любовницу, и об этом были рисунки. Я могу прочитать книгу и нарисовать иллюстрации без всякого заказа.
— И в чем вас обвинил этот депутат?
— Он назвал меня умалишенной и захотел отправить на экспертизу. Может быть, у него есть соответствующее образование, а мы не знаем. Может быть, он реально какой-то психиатр? По внешнему виду ставит диагнозы, как будто какой-то экстрасенс.
— А что касается картин с башкирами, это было в виде какого-то сериала?
— Я рисую сериями. Если рисовать одну картинку, она затеряется. По моему мнению, современному человеку нужно давать информацию сериями. Я хотела в таком смешном виде показать современный Башкортостан без всякой злобы. Это, наверное, самая оптимистичная моя серия работ за всю жизнь. Я даже когда ребенком была, так оптимистично не рисовала.
— Когда вы начали и когда закончили эту серию?
— Я начала рисовать в конце декабря. 25 декабря выложила первую работу, сейчас в народе ее прозвали «Рамиля» — в честь Рамили Саитовой, которая обнаженная открыла полицейскому дверь. Остальные рисунки выходили через день, через два дня. Успела нарисовать за это время 8 картинок, которые можно показать. И при этом люди стали их хвалить. У меня никогда не было такой реакции.
— То есть поначалу реакция была положительная?
— Да, это были люди, которые знают меня лично либо знакомы с моим творчеством.
— А когда пошла первая негативная реакция?
— Когда пост опубликовал предводитель организации, которую признали экстремистской. Причем самое интересное, что я выложила картинку — я ее с таким вдохновением рисовала — специально встала часов в 7 утра в воскресенье. Я нарисовала и выложила днем. Все как всегда похвалили, я тогда решила, что надо помыть полы, сделать генеральную уборку. И пока мыла, слышу, что телефон без остановки блюмкает, и думаю: что, опять спамеры атакуют или бабушка перепутала кнопки? Подхожу — а там мне сыплются сообщения в «Инстаграм», и подписки льются. Я не понимаю: что это вообще такое? А ближе к вечеру уже во «ВКонтакте» присылает мне друг пост этого предводителя, который призывает к самосуду.
— Как вы думаете, это консервативность какая-то в народе?
— Нет, я так не считаю, потому что весь негатив шел с подачи националистов, но нельзя всех так называть. У меня есть друзья башкиры и башкирки, это адекватные современные люди. Это проблема чисто какой-то социальной группы, которая не ходит в музеи. Их не так много, но они радикальные. Понятно, что любой радикал идет намного активнее, чем человек с другим мышлением.
— Какая основная идея у этой серии?
— Вообще идея была показать другим регионам, что башкиры — такие же современные люди, как и все остальные, что мы ничем не отличаемся. Потому что, когда я приезжала в другие города, люди думали, что я местная, а когда узнавали, что я из Башкортостана, они мне отвечали следующее: «О, вы же там до сих пор в юртах живете, у вас там казни на улицах».
— Расскажите подробнее о том, какой смысл закладывали в саму живопись?
— Я использовала яркие цвета, подбирала специально по цветовому кругу, высчитывала, что будет лучше. Я брала цвета не настоящих этнических ковров, а рисунок заполняла другими цветами, чтобы показать, что это новодел. Многие упрекают меня, что это национальные костюмы. Но на самом деле я не изобразила ни одного атрибута из национального костюма. Именно исторического. Я брала образцы костюмов из спектаклей.
— А как появилась мысль раздеть этих героев?
— Есть убеждение, что национальные народы ничем таким не занимаются, а только думают о продолжении рода и о традициях, поэтому я решила их раздеть и показать, что наш народ в сексе достаточный.
— Вам начали поступать угрозы?
— Да. Первые десять штук я просто удалила, решила: не буду ничего отвечать. Но потом написали моей подружке личное сообщение с оскорблениями меня: «Вот рисует там одна… рисует и не думает о здоровье своих близких и друзей… да придет время возмездия». Потом еще одному моему другу угрожали, и так прислали нескольким людям.
— Вы связываете это с запрещенной на территории России организацией «Башкорт»?
— Да, я только с ними и связываю, потому что есть люди, которым нравятся рисунки, есть люди, которым не нравятся они. Если им не нравится — они могут выражать свое мнение, они могут писать, что нарисовано уродливо, что я плохо подбираю цвета. Это нормально. Но когда люди пишут, что я унизила целую нацию, грозятся вырвать уши, поломать ребра, и что я буду лежать в луже из собственной крови — это ненормально.
— У вас есть страх за свою жизнь?
— За себя — нет, я боюсь за своих родственников и друзей. Потому что я-то на виду, меня все видят, и если меня реально найдут в луже крови, для меня не будет какого-то сожаления. А если кому-то из друзей что-то сделают, то это будет кошмар.
— Вы написали заявление в полицию, что вам там сказали?
— Мне сказали, что вряд ли кого-то найдут. Даже несмотря на то, что мне писали, что надо бы мне облить лицо кислотой. В комментариях, в открытом виде. И полицейские сказали, что обойдутся они, скорее всего, только штрафом. Хотя есть статья уголовного кодекса и караются угрозы на срок до пяти лет. Сейчас угрозы перестали поступать в личные сообщения.
— А правда, что после всей этой истории у вас раскупили все картины?
— Да, за два дня.
— А до этого у вас были такие ошеломительные продажи?
— Нет. Когда я делала выставки, кто-то приходил и хотел купить, но нечасто. В основном покупали знакомые и их друзья. А в этой истории я думала, что я нарисую, положу в папку и они будут там лежать долгие годы, найдет их кто-то только после смерти. Первую работу из этой серии купили сразу, как я ее опубликовала. Вторую мужчина успел купить до скандала, а остальные уже после.
— На остальные ваши работы возрос спрос?
— Некоторые спрашивают про другие работы, но в основном спрашивают про эту серию.
— Планируете после всего этого резонанса эту серию продолжить?
— Да, я планирую продолжить. У меня уже есть идея с Салаватом Юлаевым. Вся эта ситуация способствует тому, чтобы я продолжила, чтобы не думали, что я испугалась.
— Вы изображали другие национальности?
— Да, я рисовала чеченцев. Изображен был борец в состоянии радости, а у него на плечах был баран. И Кадырова в гробу нарисовала. При этом чеченцы претензий не предъявляли.
Бывшая айс-герл «Салавата Юлаева» Ульяна Тригубчак снялась в откровенной фотосессии в башкирских национальных нарядах. Фотографии она опубликовала у себя в социальных сетях. Как объяснила Ульяна, таким образом она решила поддержать Алёну Савельеву. Ульяна отметила, что уже далеко не XIX век, и живем мы не в юртах. Подробнее в материале.