«Таганка» — сеть шинных центров, в первую очередь знакомая опытным автолюбителям из Уфы и Башкирии. Еще недавно желтые магазины были едва ли не на каждом шагу, но всё изменило банкротство и уголовное дело в отношении основателя этого бренда. История о том, как 50-летний Андрей Смышляев сказочно разбогател на покрышках, а потом задолжал поставщикам миллиарды рублей, достойна экранизации в стиле Джеймса Бонда — ведь чтобы вернуть деньги, искать имущество пришлось и в Италии, и в Великобритании, и (внезапно) в Чечне. Главная интрига — финал этой истории, который нам еще предстоит увидеть. Но обо всем по порядку.
Башкирский экспат
— Я прекрасно помню лицо Андрея Смышляева, когда в 2019 году ему позвонили из Москвы и сообщили о захвате его яхты на Антильских островах. Он был у меня в офисе в Милане, — рассказывал итальянский адвокат Александро Мария Тирелли в интервью газете Il Giornale. — Слегка раздраженное [лицо], но не более того.
Известный юрист и эксперт по международному праву Тирелли в прошлом представлял интересы ряда российских предпринимателей, перебравшихся в Средиземноморье. Один из них — переехавший в Италию уроженец Уфы Андрей Смышляев — в конце десятых был обвинен в России в мошенничестве и преднамеренном банкротстве. Бизнесмена задержали итальянские власти на его вилле на озере Комо, где он и ожидал решения об экстрадиции.
Пока в России строилось уголовное дело в отношении Смышляева, итальянская пресса создавала ему образ «врага Путина». Например, газета Corriere della Sera прямо утверждала, что семья предпринимателя «находится в оппозиции к президенту», а La Provincia называла его «антипутинским магнатом». В некоторых материалах на это указывал адвокат Тирелли, в других источники информации о политических взглядах бизнесмена не указывались.
Тогда же, в 2019 году, Андрей Смышляев, как писал «Коммерсант», направил в несколько российских СМИ и бизнес-омбудсмену Борису Титову письма, в которых указал «на вероятную политическую подоплеку уголовного дела» против него. Опрошенные изданием эксперты сошлись во мнении, что таким образом бизнесмен рассчитывал убедить итальянские власти не удовлетворять запрос Генпрокуратуры о его принудительном возвращении в Россию.
О богатстве и влиятельности Смышляева ходило много слухов. Итальянская пресса указывала на наличие у него частного самолета, яхты, недвижимости в Лондоне, квартиры в деревне Бренцио и «Виллы Бономи» с большим парком и двумя бассейнами в Меццегре в элитной итальянской провинции Комо.
Корреспонденту UFA1.RU удалось на условиях анонимности поговорить с одним из знакомых Смышляева, осведомленных о его делах в конце десятых. Он рассказал, что у бизнесмена был сложный характер. По словам нашего собеседника, у предпринимателя было много имущества, которое он распределил между родственниками — в частности, старшей дочерью Дариной, младшей дочерью, бывшей женой Ольгой и другими родственниками.
— Его имущество было разделено как минимум 7–8 частей, — рассказал знакомый Смышляева. — Это было сделано для того, чтобы затруднить его изъятие, а также потому, что Дарина — его дочь от другой жены, не Ольги, с ней и сводной сестрой у девушки непростые отношения, поэтому имущество пришлось поделить между двумя семьями.
В Италии Смышляев женился на итальянке, однако, по словам нашего собеседника, истинная причина этого поступка могла заключаться в желании получить вид на жительство. Знакомый бизнесмена сказал, что эта женщина — «официантка, которой заплатили за свадьбу». При этом супруга и дочь Смышляева жили вместе с ним на Комо, а Дарина до 2018 года летала в Милан на частном самолете и тратила десятки тысяч евро на шоппинг, утверждает он.
— Что касается утверждений о том, что он оппозиционер и «враг Путина» — это было преувеличение со стороны итальянской прессы, — рассказал знакомый бизнесмена. — Защита Смышляева хотела использовать политический аспект, чтобы его не экстрадировали в Россию и не посадили, поскольку некоторые итальянские суды с 2014 года отказывались выдавать задержанных в Россию, ссылаясь на несоблюдение Россией прав человека. На самом деле, Смышляев хотел попробовать сбежать в Лондон, где у него жила дочь, она там изучала экономику.
То, что у предпринимателя действительно было большое состояние, можно понять, и изучив материалы арбитража по банкротству связанных с ним компаний. Процесс стартовал в 2017 году, когда у холдинга «Таганка» Смышляева, управлявшего сетью одноименных шинных центров в Уфе и других городах России, возникли крупные долги перед кредиторами. У родственников и бизнес-партнеров мужчины тогда арестовали 23-метровую моторную яхту Olga, названную в честь бывшей жены, две виллы и более ста гектаров земли в Италии на берегу озера Комо, а также ряд других активов.
Деньги не резиновые
О биографии предпринимателя известно крайне мало — он никогда не был публичным человеком и не давал интервью. Родился Андрей Смышляев 26 февраля 1972 года в Уфе, одним из первых его бизнес-проектов, связанных с будущей сетью «Таганка», являлся, по всей видимости, «Магазин «Таганка»», созданный, по данным сервиса «Контур.Фокус», в Уфе в 1999 году и ликвидированный в 2010-м.
Впрочем, в архивных копиях страниц с официального сайта холдинга утверждается, что сеть магазинов была основана еще в 1995 году. Согласно сведениям, указанным в наиболее поздней из сохранившихся копий веб-страницы, на 2014 год в Уфе работало 11 торгово-сервисных центров «Таганка» (два — круглосуточно), три центра были открыты в Стерлитамаке, по одному — в Октябрьском, Нефтекамске, Мелеузе, Ишимбае, Бирске, Белорецке.
За пределами Башкирии сеть на тот момент была представлена тремя центрами в Самаре, тремя — в Оренбурге, по одному — в Тольятти, Челябинске, Набережных Челнах и Йошкар-Оле. Согласно публикациям в официальной группе СШЦ «Таганка» в социальной сети «ВКонтакте», в 2013 году центры открылись также в Ульяновске и Калуге.
По данным «Контур.Фокуса», в последние годы перед ликвидацией в 2018 году ЗАО «Таганка» (указанная на официальном сайте в качестве головного юрлица магазина) показывала достаточно стабильную прибыль в районе 3–5 миллионов рублей в год, а вот выручка падала с 3,65 миллиарда рублей в 2014 году до 221,99 миллиона рублей в 2017-м.
Тем не менее, несмотря на такие значительные успехе в бизнесе, его владелец долгое время «не светился». Первое заметное появление Смышляева на публике произошло в 2017 году, когда он стал главным свидетелем обвинения по делу против вице-мэра Уфы Александра Филиппова. Тогда чиновника судили за неуплату подоходного налога от продажи бизнесмену компании «Автореал», одним из ключевых активов которой было право аренды земельного участка на углу проспекта Салавата Юлаева и улицы 50 лет СССР в Уфе.
По данным «Коммерсанта», между Смышляевым и Филипповым, получившим пост в мэрии, возник конфликт, когда последний отказался продлить аренду участка для «Автореала», а позднее передал его компании известного уфимского застройщика и экс-депутата горсовета Андрея Носкова. Дело о неуплате налогов против Филиппова впоследствии было прекращено, однако во время судов проблемы возникли уже у самого Смышляева.
Сначала началось банкротство, вскоре было возбуждено и уголовное дело, предпринимателя объявили в международный розыск. В упомянутом выше письме, направленном журналистам разных изданий, владелец «Таганки» утверждал, что в период разбирательств с вице-мэром он «регулярно получал угрозы как в отношении жизни и здоровья, так и в отношении бизнеса» со стороны высокопоставленного чиновника. Сам Филиппов, отвечая «Коммерсанту» на вопросы по поводу этих претензий, назвал их «абсолютной чушью» и добавил, что «обвинения в запугивании выглядят настолько смехотворно, что не нуждаются в комментариях».
Долгожданное возвращение
В Генпрокуратуре впоследствии озвучили претензии к Смышляеву — они возникли из-за подозрительных действий аффилированных с ним компаний «Трек» и «Русшина-Тюмень» по отношению к их крупнейшему кредитору «Нокиан Шина» — российскому подразделению финского бренда Nokian Tyres — в 2014–2015 годах.
По версии следствия, в декабре 2015 года, будучи непосредственным руководителем «Трека», бизнесмен совершил «действия, заведомо повлекшие неспособность юридического лица в полном объеме удовлетворить требования кредиторов» по обязательствам более чем на 2,8 миллиарда рублей.
В постановлении Кировского райсуда Уфы, где рассматривалось дело предпринимателя, сказано, что он с использованием служебного положения обманным путем похитил шинную продукцию на 1,25 миллиарда рублей, поставленную «Нокиан Шина». Отметим, что на момент описанных событий, по данным «Контур.Фокуса», директором «Трека» был Евгений Федоров, владела им теща Смышляева Лидия Салманова, однако следствие полагает, что речь в данном случае идет о номинальных владельцах.
Помимо этого, как сообщали в Генпрокуратуре, в 2014–2015 годах Смышляев в качестве владельца и гендиректора компании «Русшина-Тюмень», имевшей с «Нокиан Шина» дистрибьюторское соглашение и договор купли-продажи, ввел партнеров в заблуждение относительно «невозможности осуществить оплату в установленный срок за переданную ранее последними продукцию». После этого он вывел деньги и объекты недвижимости, а также совершил «ряд операций», которые привели к тому, что имущества компании «Русшина-Тюмень» стало недостаточно для того, чтобы погасить основной долг перед кредитором в размере 1,1 миллиарда рублей.
Как передавал «Коммерсант» с прений по делу предпринимателя в Октябрьском райсуде Уфы, где сейчас рассматривается дело, в 2014–2015 годах «Нокиан Шина» поставила «Русшине-Тюмень» больше миллиона шин примерно на 3 миллиарда рублей, из которых было оплачено только 1,9 миллиарда, а оставшаяся часть продукции, по мнению следствия, была похищена.
Полученные шины, считает обвинение, Смышляев продал через подконтрольное ЗАО «Таганка» и местных предпринимателей (согласно «Контур.Фокусу», ЗАО «Таганка» владел и руководил партнер бизнесмена Сергей Горохов, также привлеченный к делу о банкротстве). По версии следствия, деньги от продажи шин Смышляев перевел на свои счета, счета родственников и подконтрольных организаций. Когда выяснилось, что «Русшина-Тюмень» не может погасить задолженность и начался процесс банкротства, он уехал из России. В 2021 году Италия приняла решение выдать бизнесмена по запросу Генпрокуратуры.
Вокруг света
Тем временем в арбитраже полным ходом продолжалось банкротство. В этот процесс в той или иной степени были втянуты не только бизнес-партнеры Смышляева (как, например, Сергей Горохов или экс-директор «Трека» Евгений Федоров), но и отец Валерий, бывшая жена Ольга, ее мать Лидия Салманова и брат Сергей с супругой Ириной, другая бывшая жена Владлена, их совместная дочь Дарина Смышляева, а также родители экс-супруги коммерсанта Нинель и Ринат Сыртлановы.
То, что в процесс оказались вовлечены многие из родственников предпринимателя, неудивительно — итальянская пресса прямо указывала, что, несмотря на брак с итальянкой и развод с Ольгой Смышляевой, он поддерживал с экс-супругой контакт и присутствовал в ее компании на вилле, где его и задержали стражи порядка. Более того, как отмечала La Provincia, бывшую жену и двух детей бизнесмена встречали в резиденции на озере Комо и в его отсутствие.
Различные активы, оформленные Андреем Смышляевым на родственников, пытались и на данный момент продолжают пытаться вернуть в конкурсную массу, чтобы рассчитаться по долгам перед кредиторами, которых в общей сложности накопилось на 3,2 миллиарда рублей. Помимо «Нокиан Шины», крупный долг у компаний холдинга «Таганка» образовался и перед компанией «Бриджстоун СНГ» — филиалом японского производителя шин Bridgestone Corporation, которому структуры Смышляева оказались должны 608,2 миллиона рублей, следует из материалов арбитража.
Бороться есть за что: перед банкротством бизнесмену и его окружению принадлежало несколько бизнесов в разных сферах и дорогостоящие активы. В частности, он владел компанией «Рост», имеющей лицензию на вещание радиостанции Love radio в Башкирии, интерес в медиа был и у бывшей супруги Ольги, выступавшей учредительницей фирмы «Радио Булгар» с лицензией на вещание станции «Наше радио» (до 2020 года — «Радио Шансон»).
Оба этих актива через суд удалось вернуть в конкурсную массу, а «Радио Булгар» даже успели реализовать на торгах за 19 миллионов рублей. Победителем аукциона стало консалтинговое агентство «Премьер», которое, по данным «Коммерсанта», действовало в интересах медиаменеджера Рустема Самарбаева, компании которого в разное время выступали вещателями «Радио Ваня», «Юмор FM», «Дорожное радио» и других станций в Башкирии.
Согласно «Контур.Фокусу», на данный момент компания «Радио Булгар» действительно принадлежит бизнес-партнеру Самарбаева Борису Аникину. На момент написания материала представитель Самарбаева не ответила на вопросы корреспондента о будущем «Нашего Радио» в регионе — сейчас вещание станции прервано.
В 2022 году арбитражные суды в нескольких инстанциях удовлетворили требования «Нокиан шина» о возврате в конкурсную массу десятков объектов недвижимости, связанных со Смышляевым. Среди них, например, участки и здания сельскохозяйственного назначения в селе Силантьево Бирского района Башкирии, предположительно, относящиеся к мясокомбинату «Агро-сила» (согласно «Контур.Фокусу», он принадлежит Ольге Смышляевой, директором выступает ее брат Сергей Салманов).
Также вернулись в конкурсную массу объекты баз отдыха «Сосновый бор» и «Колибри» в Бирском районе. Примечательно, что из-за приватизации «Колибри» в 2012 году было возбуждено уголовное дело. Тогда база досталась связанной со Смышляевым компании «Ритекс», но прокуратура и Следственный комитет республики обнаружили признаки мошенничества при проведении аукциона по ее продаже.
Так, по версии СК, объявление о торгах опубликовали в поддельном выпуске газеты «Победа», весь тираж которой был уничтожен после продажи объекта. В прокуратуре тогда сообщили о наложении ареста на базу отдыха «Колибри», однако в дальнейшем о ходе данного уголовного дела не сообщалось. Корреспондент UFA1.RU направил запросы по этому поводу в оба ведомства.
В ходе банкротства внимание обратили даже на счета дочери Смышляева Дарины, постоянно проживавшей в Великобритании, где она училась в Лондонском городском университете. Суд установил, что разные лица из окружения бизнесмена переводили ей на счета деньги, то же самое делал и он сам. Согласно банковским выпискам, Дарина расходовала эти средства на оплату аренды в Лондоне, а также совершала платежи в Уфе, Москве, Милане, Вене, Вероне и Будапеште. В итоге ей запретили покидать территорию России по требованию конкурсного управляющего.
Возвращение активов и отмена сомнительных сделок по их перепродаже от родственников до фирм-однодневок долгое время затруднялось из-за постоянных попыток членов семьи Смышляева прибегнуть к «банкротному туризму», следует из материалов арбитража. Описание этого метода, указывал «Коммерсант», оказалось и в уголовном деле бизнесмена.
В материалах указано, что номинальные владельцы фирм, чтобы избежать субсидиарной ответственности, регистрировались в Чечне якобы по месту жительства. Там же создавались и новые фирмы для вывода активов. По версии следствия, Смышляев планировал «порешать все проблемы» в судах северокавказской республики, но его планам не суждено было сбыться, так как в ходе банкротства удалось доказать, что фактически родственники бизнесмена в Чечне не проживают.
Конкурсный управляющий компании «Русшина-Тюмень» Григорий Вайнштейн сообщил корреспонденту UFA1.RU о том, что на данный момент кредиторам возвращены 181,49 миллиона рублей, что составляет 13,45% от суммы требований кредиторов, включенных в реестр. Большой объем имущества готовится к продаже. Всего ведется десять процедур банкротства в отношении компаний и физлиц, вовлеченных в вывод активов «Русшина-Тюмень», уточнил Вайнштейн.
Как рассказал управляющий, в рамках банкротства компании Смышляев вывел 23 объекта недвижимости в Тюмени, которые удалось вернуть, оспорив цепочку сделок, и в итоге продать выше рыночной стоимости, 406 миллионов рублей через займы, требования по которым он вывел на аффилированную компанию по цепочке сделок. Эта же компания получила 69 объектов недвижимости в Башкирии от родственников Смышляева — эти сделки удалось оспорить, а недвижимость вернуть в собственность «Русшина-Тюмень».
— Также удалось обнаружить виллу на озере Комо в Италии, выведенную на бывшую жену, а потом — на 18-летнюю дочь, и 23-метровую морскую моторную яхту в Хорватии, записанную на офшорную компанию на Карибах, которая зарегистрирована на 80-летнего отца, — рассказал Вайнштейн. — На эти объекты Арбитражным судом республики наложены обеспечительные меры, а их владельцев управляющий привлекает к субсидиарной ответственности. По цепочке сделок была выведена радиостанция «Юмор ФМ» в Тюмени, и ее тоже удалось вернуть.
Конкурсный управляющий отметил, что, насколько ему известно, в других процедурах банкротства также есть успехи, которые позволят погасить часть задолженности за счет привлеченных к субсидиарной ответственности лиц.
— Так, в процедуре банкротства Ольги Смышляевой возвращены объекты недвижимости, а также радиостанция, которая была продана с торгов по цене в два раза выше начальной, — отметил он. — В банкротстве Андрея Смышляева возвращены объекты недвижимости, проданные по цепочке сделок, и радиостанция. В банкротстве Дарины Смышляевой оспорена сделка с родственниками на 40 миллионов рублей. В банкротстве Сергея Горохова, который являлся руководителем в компаниях Смышляева, возвращены объекты недвижимости. Такая же картина в банкротстве Лилии Ахметовой (работала бухгалтером в компаниях Смышляева), где оспорены сделки и возвращены 7 объектов недвижимости.
На данный момент сеть шинных центров «Таганка» не действует, а большая часть компаний из бизнес-империи Андрея Смышляева ликвидирована. Гособвинение запросило для бизнесмена 8 лет колонии общего режима, штраф в миллион рублей и ограничение свободы сроком на 1,5 года. Приговор Смышляеву могли вынести уже 20 июня, однако по состоянию здоровья подсудимого слушание было перенесено на 20 июля.
Знакомый Смышляева, с которым мы поговорили о его делах в конце десятых годов, заявил корреспонденту UFA1.RU, что болезнь бизнесмена вызывает у него сомнения.
— Еще будучи в Италии, он предлагал использовать фальшивые медицинские документы, чтобы избежать экстрадиции, хотя он здоров, как бык, — утверждает он. — Поэтому я думаю, что он притворяется.
Читайте также наши статьи о том, как в Башкирии разорился основатель бренда «Индюшкин» Марсель Юсупов, водивший дружбу с бывшим челябинским губернатором, и о том, как создатель брендов «Край курая» и «Честное коровье» Александр Никитин стал фигурантом уголовного дела из-за проблем с долгами.