Бизнес эксперт Вас не слушают и перебивают? Вы просто скучный и неубедительный — изучаем советы по грамотной речи

Вас не слушают и перебивают? Вы просто скучный и неубедительный — изучаем советы по грамотной речи

Учимся у автора книги «Говорить красиво и убедительно»

Тренер по уверенной речи Татьяна Джумма

В ноябре в Уфе пройдет форум «Женщина будущего». Организаторы обещают мотивирующие и вдохновляющие выступления успешных в бизнесе и отношениях спикеров. Девиз форума: «Женщины меняют мир!»

— Кто такие женщины будущего? Это активные женщины, которые думают о своем завтра, которым небезразлично будущее близких, семьи и мира вокруг. И они будут говорить о важных вещах со сцены, — говорят организаторы.

Одна из спикеров — тренер по уверенной речи Татьяна Джумма, автор книги «Говорить красиво и убедительно» и основатель Академии эффективных коммуникаций. Мы не сразу поняли, что значит «говорить красиво». Поэтому попросили Татьяну всё подробно объяснить и показать на примерах, какие ошибки люди совершают в своей речи.

Мы предложили эксперту изучить два видео с выступлениями известных в Башкирии — чем они хороши и что делают не так? Объясняет Татьяна Джумма.

Разбираем Ляйсян Утяшеву

Смотрим и слушаем, как Ляйсан отвечает на вопросы поклонников

У Ляйсан приятный тембр голоса, очень спокойный темп речи, поэтому понятно, о чем она говорит. Также достаточно низкий, красивый, глубокий, мудрый голос. Ляйсан действительно приятно слушать.

Есть паузы в речи, что помогает нам понять, о чем она говорит и переварить информацию. Она использует большое количество разных эмоций, и благодаря этому нам интересно ее слушать.

С точки зрения смыслов Ляйсан использует такую технику, как искренняя позиция: она искренне говорит о том, как она самом деле считает. Плюс она также приводит личные примеры. Всегда личные примеры, истории, сближают спикера со слушателем. Поэтому мы таким образом проникаемся и начинаем доверять Ляйсан.

Если говорить о подаче, то хорошо, что у Ляйсан активная мимика. Обратите внимание, как она использует жестикуляцию. Когда она говорит о том, что женщина уставшая, она же это показывает на себе. Это тоже помогает удерживать внимание аудитории, привлекает внимание и усиливает подачу информации.

Над чем стоит поработать? Я бы поработала над сокращением слов. Такие слова, как «че-то», «прям» — и иногда есть слова-паразиты. Их лучше убрать из речи, потому что не несут никакой смысловой нагрузки, а только лишь занимают время и отвлекают слушателя от основной информации.

Элвин, не отворачивайся от зрителя

Смотрим и слушаем, как обращается к фанатам Элвин Грей

Первое, на что стоит обратить внимание, — это упаковка, как он звучит, как он говорит. У Элвина есть своя интересная подача с точки зрения звучания голоса, благодаря которой мы его запоминаем, но есть над чем поработать.

В первую очередь, это — конечно же, дикция. Чтобы вас лучше понимали, нужна четкая речь. Речь будет четкой, когда мы работаем с тремя позициями речевого аппарата: нижняя челюсть, язык и губы.

Если мы посмотрим на Элвина, можно обратить внимание, что есть небольшое зажатие в области челюсти. Поэтому здесь нужно обязательно поработать

Второй момент: Элвин говорит несколько монотонно. Его тяжело слушать. Что можно сделать? Сделать речь более эмоциональной, начать обязательно делать паузы для того, чтобы речь не была очень монотонной и было удобнее воспринимать то, что он говорит.

Что бы я бы еще добавила в звучание голоса, так это опору голоса, сделала бы ее более убедительной. Каким образом? Я бы порекомендовала Элвину, когда он делает паузы, брать больший объем воздуха.

Еще стоит увеличить громкость голоса. Здесь на самом деле нужно посмотреть, почему возникает такое придыхание, когда говорит Элвин. Возможно, это определенный прикус, над которым нужно поработать. Возможно, стоит показаться ортодонту. Мне слышится, что там есть над чем поработать с точки зрения именно самой челюсти: прикус, уздечка и так далее.

Второй момент — это, конечно, смыслы. Понятно то, что он говорит, но он повторяет одно и то же несколько раз. Хочется добавить глубины, больше слов именно с визуальной позиции.

У нас существует четыре типа слушателей: визуалы, дигиталы, кинестеты и аудиалы. Наша задача, когда мы говорим, — работать на всех, использовать в своей речи речевые модули, которые подходят и для аудиалов (то есть речь звучит красиво, уверенно, убедительно) и для дигиталов (должна быть структура четкая), и для визуалов (рассказать о том, что в этом красивом месте сегодня пройдет наш потрясающий концерт), и также для кинестетов (допустим, сказать: «Посмотрите, какие мягкие удобные сиденья мы здесь приготовили» или «Специально для вас мы начнем вовремя», потому что кинестеты любят комфорт).

<p>Татьяна Джумма</p><p>Татьяна Джумма</p>

Когда мы работаем на массовую аудиторию в своей речи использовать речевые модули для четырех типов аудитории, потому что мы не знаем, кто будет присутствовать.

Нужно понимать, что каждый человек включает в себя два основных типа личности. Например, если человек — визуал, то не всегда он может относиться к визуальному типу, может, у него еще дигитальный тип. Поэтому очень важно использовать в своей речи четыре подачи: визуал, дигитал, кинестет и аудиал.

Теперь разберем Элвина с точки зрения подачи. Начнем с того, что хорошо. Есть жестикуляция, она не совсем естественная, потому что, возможно, это была импровизация. Видно, как немножко напряжено тело Элвина. Он концентрируется, но хорошо, что есть жестикуляция, это важно.

Есть мимика достаточно активная. Она передает эмоции. Есть обращение к слушателям. Вот этот вот взгляд пронзительный, когда он говорит: «Приходите, я вас жду». Это всё хорошо.

Теперь с точки зрения подачи что можно улучшить. Когда мы снимаем видео и выступаем публично, наша задача — чтобы всегда аудитория видела часть нашего лица и считывала эмоции.

Понятно, что это было быстрое видео и Элвин не репетировал и импровизировал, но я бы не советовала делать следующий элемент: он сначала ушел от аудитории, потом обратно к ней пришел. То есть он вроде бы создал вот это доверие с аудиторией через экран, а потом его сам разорвал, и в конце он опять подошел.

На ролике мы видим, как Элвин поворачивается, как будто бы уходит от аудитории, а потом поворачивается спиной. Таким образом, он от себя ее отконекчивает. То есть теряется доверие, которое было создано. Поэтому задача — не поворачиваться спиной. Всё-таки зрителю нужно, чтоб всегда была видна часть лица, чтобы видеть эмоцию, которую испытывает спикер.

Я рекомендую грамотно продумывать, где будет находиться спикер, если вы снимаете видео. Идеально было бы следующее: Элвин встает, показывает зал, и дальше не он уходит, а сам видеооператор немножко работает камерой, показывает весь зал и возвращается к Элвину. Тогда было бы интереснее, внимание аудитории удерживалось бы сильнее и сама композиция смотрелась бы интереснее.

Что значит говорить красиво?

Публичное выступление — это когда перед нами находится хотя бы один человек, необязательно, чтобы перед вами был тысячный зал. Когда мы общаемся с человеком один на один, ведем переговоры либо встречаем друга или соседа, выходя из квартиры, — это тоже публичные выступления, коммуникация. То есть мы уже начинаем управлять.

В моей методологии существует три основных позиции. Первое — это упаковка, то, как мы звучим. Нас приятно и интересно слушать. Это тогда, когда у нас есть эмоции в голосе, то есть разные эмоции, а не монотонность. Второе — мы говорим четко, у нас четкая дикция. Третье — спокойный темп речи, и собеседнику понятно, о чем я говорю.

Вторая позиция — это смыслы. Это не только грамотная формулировка мысли, а понимание того, что важно услышать моему собеседнику, либо видеть зал, когда я говорю.

Если на сцене выступает стилист и перед ним сидит женская аудитория, допустим, бизнесвумен, важно говорить не просто о красивой одежде, но и об одежде, которая выглядит статусно. Говорить смыслами — значит использовать слова и речевые модули, которые интересны и понятны вашей аудитории.

Третий момент (очень важный, особенно в наше время) — это подача и эмпатия. Когда мы понимаем, интересно ли слушать меня моему собеседнику? Это управление вниманием человека, который нас слушает, либо целым зрительным залом.

Как это можно сделать? Можно задавать вопросы, чтобы понимать тип собеседника: кинестет, аудиал, визуал или дигитал. Я понимаю, кто передо мной, и начинаю грамотно подавать информацию, чтобы меня было интересно слушать, таким образом, управляя вниманием аудитории.

<p>Татьяна Джумма</p><p>Татьяна Джумма</p>

Красивая речь держится на трех опорах: упаковка, смыслы, подача.

Если это большой зрительный зал, то я дам кинестетам комфортный темп речи, визуалу — презентацию, для дигитала — понятную структуру, для аудиала — красивое уверенное звучание голоса.

К подаче относится и считывание эмоций собеседника либо целого зрительного зала. Когда я смотрю на своего собеседника и вижу, что он улетел в облака, моя задача — вернуть его. Сделать это можно обычным вопросом: «Вам понятно?»

То же самое — с залом. Когда я понимаю, что зал не реагирует, кто-то отвлекся на телефон, то прошу поднять руку тех, кому всё понятно. Это управление.

Вот что такое красивая речь — соблюдение трех пунктов: упаковка, смыслы, подача.

Как понять, что я говорю «некрасиво»?

Если вы говорите некрасиво, исходя из этих трех пунктов, то вас, скорее всего, не слышат, не слушают, не замечают, перебивают. Потому что, например, у вас есть слова паразиты, либо вы говорите очень тихо, либо говорите неинтересно для своей аудитории, либо не управляете вниманием аудитории, говорите монотонно, что хочется уснуть.

Я работаю заводским лаборантом (слесарем, водителем и т. п.) и с людьми на работе почти не общаюсь — зачем мне «говорить красиво»?

Наша красивая речь необходима в основных сферах нашей жизни: бизнес, карьера, личное и семья. Поэтому наша задача понять, в каком направлении жизни вас не слышат, не слушают, не замечают, перебивают.

Если вы руководитель и понимаете, что вас не слышат, то, скорее всего, вы звучите неуверенно. Либо вы говорите речевыми модулями, которые не важны вашему коллективу. Либо вы говорите скучно, неинтересно.

Еще частая история, кстати, бывает, когда коллектив находится в состоянии подавленных эмоций. Руководитель хочет всех вдохновить, а на самом деле он не считывает эмоцию, что необходимо сонастроиться, быть эмпатичным со своим коллективом и доносить информацию именно из правильной эмоции.

Красивое звучание голоса — это еще и грамотное формулирование мыслей, достижение своих целей. Красивая речь — это тогда, когда вас понимают, и вы достигаете своих целей в бизнесе, в карьере и в личной жизни. Если вы на работе не используете речь, не общаетесь ни с кем, то в обычной жизни вы всё равно взаимодействуете и достигаете своих целей.

Чтобы купить какой-то конкретный продукт, вы общаетесь с продавцом. Чтобы ребенок выполнил домашнее задание, вы мотивируете его на то, чтобы он их выполнял. Чтобы поехать отдыхать в определенную страну, вы мотивируете своего супруга, чтобы он тоже поехал в эту же страну. Это всё тоже коммуникация, это тоже всё красивая речь.

<p>Татьяна Джумма</p><p>Татьяна Джумма</p>

Когда человек только открывает рот и начинает говорить, мы понимаем, какого он уровня.

Здесь необходимо знать с какой эмоцией сказать фразу, какие речевые модули убедят вашего супруга, ну и соответственно, как удерживать его внимание и считывать эмоцию. Если мы понимаем, что сейчас человек находится в не очень хорошем настроении, то, следовательно, лучше немножко подождать.

Красивая речь необходима, чтобы создавать новый уровень своей жизни. Красивая речь — это определенный уровень развития человека. Если мы хотим развития — повышения заработной платы, улучшения качества своей жизни с точки зрения друзей, уровня друзей, с которыми мы общаемся и взаимодействуем, — то нам необходимо работать над своей речью.

Когда человек только открывает рот и начинает говорить, то мы сразу же считываем и понимаем, какого он уровня, как он развит, какой у него статус, сколько он зарабатывает. Когда мы слушаем человека, мы считываем огромное количество информации на подсознательном уровне. Если человек начинает говорить с первой секунды неуверенно, непонятно и нечетко, то интерес сразу теряется.

Есть потрясающая цитата: «У вас не будет второго шанса произвести впечатление». Это действительно так. Поэтому красивая речь нужна не только с точки зрения, как я говорила, работы, но и с точки зрения личной жизни, коммуникации, определенного уровня качества вашей жизни.

Если у меня от рождения нет харизмы, мне можно даже не стараться или есть методы, чтобы ее прокачать?

Ораторами не рождаются, ораторами становятся. Харизматичные люди тоже не рождаются харизматичными. Харизматичные люди — это люди, которые понимают, что они чувствуют, понимают свои сильные и слабые стороны.

Нужно понять, что вас ограничивает в проявлении себя естественного, себя настоящего. Для этого необходимо проанализировать страхи, убеждения. Самые частые: страх ошибки, страх оценки, синдром самозванца, страх успеха и страх неудачи.

Надо проработать эти страхи. Почему они появились и откуда? Очень часто, когда мы обнаруживаем синдром самозванца, выясняется, что люди всё еще сравнивают себя 16-летним подростком, который действительно чего-то не умел, чего-то боялся.

Надо выписать список своих регалий, успехов, результатов и не забывать, что вы уже не тот подросток, а добивавшийся успеха взрослый человек.

Второе — осознанность речи. Надо начать думать, зачем вы говорите. Проанализируйте сегодняшний свой день: зачем вы говорили в течение дня, для чего, какая была цель вашей коммуникации.

Харизматичные люди — это добрые, открытые люди. Каждая их коммуникация направлена на то, чтобы достичь положительной цели. Иногда когда люди анализируют коммуникацию, они говорят, что, вот я сейчас специально сказал, чтобы задеть, чтобы как-то разозлить собеседника.

Как объясняет Татьяна, необходимо следить за внимание аудитории и контролировать его

Это уже негативная манипуляция, а харизматичные люди — это люди добрые, открытые, они с большим масштабным мышлением. Они никогда так говорить не будут. Если вы вдруг чувствуете, что хотите кому-то причинить негатив, то ваша задача понять, почему, и отработать причину.

Ну и наконец, надо изучать себя. Я рекомендую больше общаться, больше коммуницировать с людьми.

Мы не просто так живем в обществе: мы учимся друг у друга, мы узнаем себя друг в друге. Ходите на различные мероприятия, общайтесь, знакомьтесь. Есть интроверты, который скажут: «О, боже, нет, никогда». Начните с маленьких аккуратных шагов. Поймите, что пространство и люди безопасны. Если вы начнете открываться миру, вы увидите, как остальные тоже начнут открываться к вам.

Попробуйте сегодня, когда пойдете в магазин за молоком, поздороваться с продавщицей и улыбнуться ей. Вы увидите, что она улыбнется вам в ответ. Такие маленькие шаги дадут возможность вам постепенно раскрепоститься и изучить себя. Вы поймете, что вы не такой, как привыкли о себе думать.

Есть какие-то простые лайфкаки?

Первое — упаковка речи. Каждый день перед тем, как вы выходите из дома, чтобы начать четко уверенно говорить, можно делать упражнение. Вы почувствуете, что будете звучать по-другому.

Это упражнение для упаковки голоса. Чтобы говорить четко и уверенно, необходимо, чтобы работали три ключевые позиции речевого аппарата. Это губы, это язык и это нижняя челюсть.

Очень частая история: нижняя челюсть практически у 90% людей зажата, поэтому мы над ней часто работаем. Для этого сделаем упражнение-скороговорку: сначала медленно, далее быстро. Обязательно обращаем внимание на три позиции речевого аппарата: губы, язык, нижняя челюсть.

Проговариваем несколько раз: «Кот под колпаком». Далее увеличиваем скорость речи.

Одна из важных составляющих выступления — подача

Второе упражнение для смыслов: чтобы люди вас стали понимать, структурируйте свою речь. То есть не подряд мы говорим все мысли, которые в нашей голове, a говорим «первое», «второе», «третье».

Можно не обговаривать цифры, а в своей голове разделить информацию порционно. Первое — «я спрошу, как у тебя дела». Второе — «я приглашу тебя в кино». Третье — «мы с тобой обсудим вчерашний фильм».

Когда вы начнете структурировать речь, вы будете более понятны для вашего собеседника. Очень частая ошибка, когда заваливают количеством информации без структуры.

Третий момент — это эмпатия. Начните обращать внимание на то, как человек вас слушает. Какая эмоция у него на лице, счастлив ли он, включен ли он вас. Если вы видите, что он не включен, он не слышит, попробуйте его включать, задавая вопросы.

Какие вопросы эмпатии? «Понятно ли тебе то, что я сейчас говорю?» «Возможно, у тебя есть вопросы?» «Может быть, ты что-то хочешь добавить?» Приглашайте вашего собеседника и вашу аудиторию к коммуникации.

Есть такая интересная метафора: коммуникация, общение, выступление — это как танец, и, чтобы был результат, необходимо танцевать вместе и синхронно.

Женский форум в Уфе, на котором выступит Татьяна и другие спикеры, пройдет 9 ноября в Уфе.

Согласны с автором?

Да
Нет
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY2
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
1
ТОП 5
Мнение
«Лучше поехать в Сочи». Путешественник из России назвал единственную причину не отдыхать в Тбилиси
Анонимное мнение
Мнение
«Не люблю нытиков»: вахтовик с зарплатой 300 тысяч ответил тем, кто жалуется на свой доход
Анонимное мнение
Мнение
«Вам же боком выйдет»: психолог — о том, почему не надо наказывать ребенка-квадробера
Анонимное мнение
Мнение
Турки хотят посадить на пожизненное россиянку, которая бросила младенца в туалете. Почему так жестоко?
Анонимное мнение
Мнение
Бесплатные горячие источники, но дорогая коммуналка: россиянин — о жизни в нетуристической Болгарии
Анонимное мнение
Рекомендуем
Объявления