Бизнес Здоровье Всё о коронавирусе эксклюзив «Надо же как-то кормить семью». Интервью с главой Минторга Башкирии о бизнесе в новом ковидном режиме

«Надо же как-то кормить семью». Интервью с главой Минторга Башкирии о бизнесе в новом ковидном режиме

Алексей Гусев рассказал, что грозит предпринимателям за игнор указа Хабирова

В министерстве торговли РБ надеются, что ограничения не понадобятся вообще

Глава Минторга Башкирии Алексей Гусев рассказал UFA1.RU, как новые ограничения для невакцинированных повлияют на предпринимательский блок в сфере питания и обслуживания. По словам министра, есть вероятность, что введение запрета, который и так уже переносили три раза, не понадобится вовсе.

Обо всём подробнее читайте в нашем интервью сегодня, 14 июля.

— Первый и главный вопрос: сможет ли бизнес пережить новые ограничения?

— С одной стороны, мы понимаем, что в первую очередь важны жизнь и здоровье граждан. С другой — в отрасли общественного питания и обслуживания работают десятки тысяч предприятий, это под сотню тысяч работников, и, конечно же, они зависят от того, чтобы отрасль работала, чтобы были доходы, чтобы были те же самые зарплаты. Как соблюсти золотую середину? Первое — сделать так, чтобы не допустить распространения коронавирусной инфекции, и второе — чтобы бизнес по-прежнему работал и развивался. Наша задача — быть в диалоге с бизнесом и находить те меры, которые не позволят развиваться инфекции.

Некоторые регионы в России уже ввели жесткие ограничения. Я много общаюсь по этому поводу с коллегами из Москвы, и они говорят, что ограничения, которые там вынужденно введены, они серьезно отразились на бизнесе, отразились на потоке потребителя.

— А в Башкирии чего ждать?

— У нас несколько отраслей попадает под ограничения. Их пока переносят, потому что решения принимаются, исходя из эпидемиологической ситуации, каждый день — строится прогноз, проводится работы с Минздравом, Роспотребнадзором. Решения — очень взвешенные.

— До этого мы общались с политологом Дмитрием Михайличенко, который предположил, что перенос сроков введения запрета зависит от темпов вакцинации. Пока люди добровольно вакцинируются, то в ограничениях нет необходимости, но, если они перестанут это делать, их всё-таки введут.

— Основная задача — не вакцинация, а противодействие коронавирусу. А вот уже вакцинация — это один из самых действенных способов. Вы же понимаете, насколько это важно: в отрасли работают представители ритейла, предоставления услуг, они почти наравне с медиками находятся на острие, потому что огромное количество людей посещает рестораны, магазины, салоны красоты. Очень большой риск заразиться, и, не дай Бог, из них кто-то станет источником заболевания.

На магазины грядущие антиковидные ограничения пока не распространяются

— Какие вообще ограничения планируется ввести?

— Для общепита это запрет на обслуживание в заведениях с посадкой более 50 человек. Для посещения необходимо либо наличие теста ПЦР, либо медотвод, когда клиенту по заключению врача прививка противопоказана. Медотводы могут быть выданы на неделю, на месяц, на полгода — действует в зависимости от причины. Если это какое-то временное заболевание, то дается на время, если хроническое, то — на более длительный срок. И третий документ, с которым можно посетить заведение — это свидетельство о вакцинации, в том числе первым компонентом. То же самое распространяется на сферу услуг — это бани, сауны, салоны красоты.

Изначально было видение, что нужно сделать ограничения для заведений с более 10 [посадочных мест], но мы пообщались с представителями отрасли и поняли, что это слишком сильно, скажем так, повлияет на бизнес.

— На закрытые помещения есть ограничения, а на открытые — нет. Если я буду в летнике, а за соседним столиком будет ковид-заболевший, я от него не заражусь?

— В закрытом помещении замкнутое воздушное пространство, где вероятность распространения значительно выше. У Роспотребнадзора есть таблица, где показан процент опасности заражения — с маской, без маски, в помещении или на улице. Естественно, что на улице процент ниже. Ну и [в открытых помещениях] никто не отменял понятия социальной дистанции и дезинфекцию.

— Вы упомянули, что работники магазинов тоже находятся на острие? Но на магазины эти ограничения не распространяются?

— Всё верно. Но у нас с прошлого года уже действует ряд санитарных правил на все объекты — ношение медицинской маски, соблюдение социальной дистанции, дезинфекция.

— Бизнес-омбудсмен Башкирии Флюр Асадуллин предлагал и на магазины распространить ограничения для невакцинированных.

— Я не буду комментировать слова коллеги, но скажу: все решения должны быть взвешены и сбалансированы. У нас в сфере ритейла, бытовых услуг и общепита порядка 45 тысяч предприятий, в этой сфере задействовано свыше 350 тысяч людей. Им же надо как-то продолжать кормить семью и решать свои насущные потребности. Любые ограничительные меры должны быть взвешены не только, хотя и в первую очередь, с целью сохранения здоровья граждан, но и с точки зрения, как это повлияет на бизнес.

— В сфере бытового обслуживания есть те, кто принимает на дому — парикмахеры, визажисты и прочее. Как на них будут распространяться ограничения и не создает ли это несправедливых условий для владельцев салонов?

— Если человек предоставляет услуги, но при этом не зарегистрирован (ни как индивидуальный предприниматель, ни как самозанятый), то он ведет незаконную предпринимательскую деятельность. У нас для этого есть отдельный надзорный орган (в частности, Федеральная налоговая служба). Я за честную конкуренцию. Если надо платить налоги, это должны делать все, если есть другие социально-экономические обязательства — все должны их выполнять.

После объявления о новых антиковидных ограничениях в вакцинационных пунктах стали скапливаться очереди

— Как будет контролироваться соблюдение антиковидных мер? Что грозит ресторатору, который пустит в свое заведение человека без необходимой справки?

— У нас проходят рейды с момента введения указа [о режиме повышенной готовности к коронавирусу в 2020 году]. Были периоды, когда ограничения менялись в ту или иную сторону, и мы контролировали их соблюдение. У нас есть отдел, который совместно с сотрудниками Роспотребнадзора и МВД, а также самостоятельно осуществляет проверки. За год отрасль сильно дисциплинировалась, но есть представители, которые до сих пор не соблюдают требование. В этом плане законодательство жесткое. Для физлица за подобного рода нарушение штраф составляет от тысячи до 30 тысяч рублей, для индивидуального предпринимателя — от 30 до 50 и для юридического лица — штраф от 100 тысяч до 300 и вплоть до закрытия заведения и запрета заниматься предпринимательской деятельностью. Мы составляем протоколы нарушений, а решения принимает суд. На сегодня у нас в сфере торговли и бытовых услуг вынесено протоколов на общую сумму под три миллиона рублей. Поэтому я всех прошу с пониманием отнестись к вынужденным ограничениями и не попадаться, потому что в случае выявления всё будет по всей строгости закона.

— Три миллиона рублей — а сколько это предпринимателей?

— Точных данных у меня с собой нет, но примерно на 3000 протоколов решения вынесены по 500, если не ошибаюсь.

— Вы сами участвуете в рейдах?

— Да, периодически у меня такие практики есть. У нас же рейды не только касающиеся соблюдения ковидного режима, наша задача — регулирование алкогольного рынка, поэтому мне приходится участвовать. Это не ради пиара, а чтобы посмотреть, как работа выглядит изнутри. Когда сотрудникам ставишь задачу, надо четко понимать, как эту задачу можно выполнить.

— Куда можно сообщить о нарушении?

— Есть телефон на сайте Министерства торговли Башкирии, можно подать сообщение в электронной форме. У нас с представительствами отрасли есть общий чат в WhatsApp, где мы также принимаем информацию.

— А как работники заведений должны контролировать посетителей? Прямо на входе требовать справки?

— Да. У нас же заведения имеют право отказать [в обслуживании] без объяснения причин, а здесь есть законная причина. Здесь, как говорится, спасение утопающих — дело рук самих утопающих. Представители отрасли должны соблюдать данные нормы и с ответственностью проверять посетителей. Я общаюсь со многими из них и вижу, что они не хотят повторения локдауна, поэтому наша задача — объединить усилия. Чем быстрее мы предотвратим риски распространения коронавируса, чем быстрее выйдем на плато, тем меньше ограничений нас всех ждет. И те пролонгации сроков ограничений, которые были 9 июля, 12-го, 26-го числа, говорят, что глава республики Радий Фаритович [Хабиров] очень четко понимает интересы бизнеса и он фактически в режиме онлайн отслеживает изменения, чтобы соблюсти баланс.

Рестораторы заявили, что второй локдаун они вряд ли смогут пережить

— А если сотрудникам заведений «липовую» справку сунут и они пропустят посетителя?

— А вы сможете по купюре денежной определить, что она настоящая?

— Не всегда.

— Тут во многом ответственность лежит на самом посетителе. Никому не советую подделывать справки: тут уже речь идет не об административной ответственности, а об уголовной.

— А как скажется это на владельце заведения?

— Я не думаю, что стоит полностью перекладывать ответственность на владельца, если ему такой нерадивый клиент попался. Будем смотреть по ситуацию. Ну, не можем же мы каждого контролера на входе в каждой столовой научить, каким образом отличать настоящую справку от поддельной. Хотя, в принципе, это довольно-таки несложно, потому что справки — государственного образца, QR-коды — в телефонах, на «Госуслугах» подделать что-то довольно сложно. Но, опять же, нет ничего невозможного.

— Как представители отрасли сами реагируют на ограничения?

— Мнения различные, но подавляющее большинство относится с пониманием. И те письма, которые написали представители отрасли Радию Фаритовичу с просьбой отложить ограничения до 26 июля и взяли на себя обязательство вакцинировать до 80% сотрудников, мне кажется, говорит о том, что отрасль с пониманием относится ко всем тем мерам, которые, повторюсь, вынуждено принимать правительство.

— Когда только зашла речь о введении антиковидных ограничений, Министерство торговли Башкирии попросило предпринимателей, чтобы они вакцинировали своих сотрудников. Это была именно просьба?

— Да, конечно, обязательная вакцинация у нас сегодня не введена, и я надеюсь, что введена не будет. Но это будет зависеть от того, как распространится коронавирусная инфекция. Я — сторонник добровольного принятия решений. Мы с рестораторами практически ежедневно общаемся, они нам присылают информацию, как проходит вакцинация, и у нас сегодня уже есть рестораны, где количество вакцинированных составляет 100%. У меня в министерстве пока столько нет.

— А в целом какой сейчас объем вакцинации выполнен?

— То, что касается HoReCa (аббревиатура от английских слов Hotel, Restaurant, Cafe, обозначающая гостинично-ресторанный бизнес. — Прим. ред.) — порядка 49%. Есть определенные технические моменты — количество желающих больше, чем медицина способна сейчас обслужить. То, что касается ритейла — это порядка 25%. Заявки тоже есть, но может быть, у них [объем вакцинированных меньше], потому что возможные ограничения на них пока не влияют. И опять же, не нужно обращать внимание на страшилки, которые рассказывают о прививках. Лично я сам уже вакцинировался, родители мои вакцинировались еще зимой. Если честно, я даже не помню, какой именно вакциной, и это сейчас много обсуждают, какая лучше. Это было осознанное решение. Когда только были введены масочные ограничения, большинство жителей относилось к этому с неприятием: «Зачем эти сложности?» Но когда осенью стали заболевать знакомые и близкие, стали гибнуть люди, мы все себя дисциплинировали. У нас вакцинация идет уже где-то полгода — я пока среди своих знакомых не видел отрицательного эффекта прививки. Может, пора прекратить истерию? В конце концов, оспу мы таким образом победили.

Масочный режим длится уже больше года

— Насколько помню, предприятиям предлагались выезды вакцинационных пунктов. Кто на это может рассчитывать?

— Мы сегодня говорили с представителями Министерства здравоохранения и решили, что для группы больше 20 человек мы будем организовывать выезды на места. Если ниже — мы готовы от Минторга помочь коммуницировать с Минздравом, чтобы люди организованно пришли, получили, что необходимо, и так же организованно ушли.

— Будет ли правительство оказывать помощь бизнесменам, на которых распространяются ограничения? Какие-то компенсации?

— Прошедший год был одинаково тяжелым для бизнеса и [государственного] бюджета. Я всеми руками за указ, который принял [президент России] Владимир Владимирович Путин — с 1 января 2022 года у нас вообще отменяется НДС для предприятий общественного питания. У нас HoReCa в поставках работает в основном с безНДСниками, поэтому все тяготы по выплате НДС ложатся на плечи ресторанов, и освобождение от него будет являться хорошим подспорьем. Ну и у нас и в прошлом году действовал ряд мер поддержки — это и компенсации фонда оплаты труда, и моменты, связанные с имущественным комплексом. Но я очень надеюсь, что мы совместными усилиями сделаем так, что нам введение ограничений вообще не понадобится.

— Есть такая вероятность?

— Скажем так. Надеюсь, что не будет распространяться коронавирусная инфекция, благодаря сохраненным темпам вакцинации, и такая мера, как ограничения, которые запланированы пока на 26 июля, просто потеряет свою необходимость. Но все решения принимаются на основании оперативных данных. Может, мы завтра получим такую ситуацию, что опять все уйдем в локдаун, как весной прошлого года. Не дай Бог, конечно. Всё будет зависеть от того, как будет распространяться коронавирусная инфекция.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем