Уфимской предпринимательнице Анне Зориной всего 26 лет, а она уже открыла самую модную в Уфе кондитерскую, собственный бренд вязаной одежды, головных уборов и шоурум. И управляется со всем этим одной левой. О том, как создавалась кондитерская ее мечты, Аня поделилась с UFA1.RU.
«Ты хотя бы попробуй»
Аня всегда любила готовить тортики и часто баловала десертами близких. Но связывать свою карьеру с кулинарией девушка не думала: в 18 лет устроилась в Zara продавцом-консультантом. Зарплаты на все потребности Ани не хватало, и тогда она решила монетизировать свое хобби. Идею подал молодой человек, с которым она тогда начала встречаться.
— Он сказал: «А почему бы тебе не начать печь тортики?» Я ответила, что это невозможно: в Уфе такая конкуренция — целых два кондитера. А он говорит: «Ты хотя бы попробуй». И я попробовала, — говорит Аня.
На YouTube Аня смотрела обучающие уроки американского кондитера, переводила их и делала десерты по рецептуре, о которой в Уфе мало кто знал. Начала с капкейков — первые десерты улетели за пять минут в «Инстаграме». Это был январь 2015 года.
— Только я опубликовала сториз, как мне тут же позвонили и заявили, что сейчас приедут и заберут, а потом еще написали, что было очень вкусно. Тогда я стала печь больше, выставляла в соцсети, их покупали. Потом мне захотелось печь тортики, но ради практики делать целый торт очень накладно, а ждать заказов, когда ты их не умеешь делать, — тоже так себе идея. Тогда я стала делать их на дни рождения — маме, родственникам. Мне кажется, что у меня тортики в крови: я сделала всего два-три, а они сразу стали получаться ровными и красивыми, — пожимает плечами Аня.
Делегирование — двигатель прогресса
Заказы на Аню просто повалились. К 8 утра она приезжала на съемную квартиру, пекла тортики и продавала. Через год стало понятно, что пришла пора что-то менять: справляться со всеми заказами Аня перестала уже физически. Кондитер нашла выход — наняла родственницу, чтобы та помогала ей с уборкой: после готовки на кухне всегда много грязной посуды и поверхностей. Аня платила 100 рублей в час и избавила себя от ненавистной работы. А потом тоже научила печь десерты.
Теперь уже обе девушки приезжали к 8 утра на съемную квартиру, только Аня ложилась спать, а новоиспеченный кондитер готовила и убиралась.
— Я очень люблю делегировать свои обязанности и ничего не делать, даже с собакой у меня мама гуляет, — смеется Аня.
К лету пошли заказы на двух- и трехъярусные торты, и Аня поняла, что пора расширяться: среди двух духовок, двух холодильников и кучи кухонной утвари было уже не развернуться.
Делали все сами
Аня и ее молодой человек арендовали помещение на улице Свердлова — рядом большой рынок, остановка транспорта, суды и университеты. Но сам закуток был с плохим ремонтом. Но и стоил дешевле, чем другие помещения в центре. Аня решила — будем ремонтировать. И команде пришлось делать все — от пола до потолка.
На ремонт ушло полтора миллиона рублей. Часть денег Аня достала из сбережений, другую взяла в долг у мамы. Часть ремонта вышла бесплатно — помогали знакомые. Многие деревянные элементы декора ребята делали сами — барную столешницу, столы, диван, стойки.
— Тут не было канализации, пришлось выводить воду. Мы делали ремонт очень долго. И 13 февраля 2016 года «Баноффи» распахнула свои двери для посетителей, — говорит Аня.
Открытие кондитерской окупилось за 10 месяцев.
От клиентов нет отбоя
Несмотря на все затраты, Аня поднимала стоимость на продукцию всего три раза. Она придерживается принципа, что кондитерские изделия должны быть доступны для всех.
— Изначально капкейки я продавала по 100 рублей, килограмм торта — за 1000. Когда десерты стали получаться аккуратными и красивыми, тогда впервые подняла стоимость, второй раз, когда открылась кондитерская, и третий раз — в середине 2019 года, когда поднялись цены на продукты. И сейчас у меня цена за килограмм торта ниже, чем у многих домашних кондитеров, — говорит Аня.
Но на торты в «Баноффи», по словам Ани, всегда очередь. Заказывать нужно заранее, хотя бы за день, потому что коржи должны как следует пропитаться. Уже утром торт украшается и оформляется. Фигурки из мастики и декор из живых цветов также готовятся за несколько дней.
Очень часто хозяйка кофейни сама развозит заказы, особенно если это свадебные торты. Ведь, чтобы довезти его до молодоженов в целости и сохранности, нужно держать его крепко и умело, это не каждому по плечу. А иначе тортики съезжают, опрокидываются и становятся совсем не праздничными.
Сейчас Аня сама уже не готовит. Даже за очень большие деньги. Но сама украшает многие важные заказы, такие как торт на 100-летие Мустая Карима, важные и сложные свадебные заказы и десерты для главы Башкирии. Отказ от работы кондитером позволил ей открыть еще несколько бизнесов в Уфе.
Свитера
Когда работа в «Баноффи» отладилась, кондитеры творили шедевры без чуткого контроля Ани, а гости становились за тортиками в очередь, Аня заскучала. Однажды она лежала на диване, смотрела сериал и вспомнила, что когда-то она увлекалась вязанием.
— Я обожаю смотреть сериалы, прямо сериальный маньяк. И тут подумала: раньше я умела вязать, может, мне поразвлекаться, — говорит Аня. — как раз хобби под просмотр.
Первыми пошли шапки: один сериальный вечер — один головной убор. Со временем модели стали интереснее, а пряжа качественнее. Потом в ход пошли свитера. Так создался бренд Honey.hat: Башкирия — мед — honey.
И шапки, и свитера Аня продавала прямо в «Баноффи».
— В своем рабочем аккаунте я пару раз сообщила, что мы создали бренд Honey.hat, но, видимо, целевая аудитория разная, и даже с инстаграма «Баноффи» не так много переходов было на аккаунт шапок, — говорит Аня.
Аня сама создает модели, иногда она находит аккаунты в «Инстаграме», смотрит на них, переделывает под себя и выходит уникальный продукт. Но чаще всего девушка покупает пряжу, которая ей нравится, и начинает из нее вязать, выбирая модель, которая, по ее мнению, больше подходит именно под эту пряжу. На поток изделия создают вязальщицы Ани — здесь можно еще раз вспомнить, что Аня любит все делегировать.
По признанию Ани, шапки и свитера у нее до сих пор не окупаются — на все вырученные деньги она покупает новую пряжу и фурнитуру. В весенне-летний сезон Аня тоже не скучает — создает летние сумки и шляпы.
— Если бы я распределяла бюджет: вот столько я продала, вот на столько закупила пряжу и вот столько заработала, тогда бренд был бы доходным. А сейчас, так как от «Баноффи» есть свободные деньги, я думаю: «О, куплю пряжу на 50 тысяч», а потом вся эта пряжа лежит. И вместо того, чтобы из нее вязать, я куплю новую, потому что цвета не нравятся и так далее. Поэтому Honey.hat у меня больше для души, — говорит Аня.
Шоурум
Последним шагом на пути к высоким продажам стало открытие своего магазина.
Шапки лежали в кофейне, внимание на них мало кто обращал, и Аня с двумя коллегами по цеху открыли свой маленький магазинчик в центре. Они взяли на аренду еще несколько мастеров и создали свое особое пространство.
— Аренда помещения окупается 10 арендаторами, которые выставляются в этом пространстве, также деньги идут на зарплату SMM-менеджеров, уборщиц, продавцов. Но зато люди могут прийти, померить и потрогать вещи своими руками, — говорит Аня.
Доход девочкам приносят только прямые продажи в шоуруме.
Четвертый бизнес Ани — это travel-индустрия. Девушка очень любит путешествовать, и только что она вернулась из путешествия по Алтаю. Этот бизнес позволил Ане отправиться в поездку своей мечты. Также путешественница ездила в Исландию и другие страны, в которые не отправляют обычные турагентства.
«Нужно делать, как я хочу»
Все свои четыре бизнеса Аня развивает по-разному. «Баноффи» уже не требует особых вложений. Слаженный организм работает сам по себе, иногда девушка дает рекламу, например в 2GIS, но специально ничего не настраивает.
Открытие кофейни совпало с появлением «Инстаграма», и он приносил настоящих подписчиков, которые остались с «Баноффи» на долгие годы.
— Тогда был популярен «ВКонтакте», помню, постила туда фотки, сейчас, если зайти на эту страничку, можно увидеть все самые мои жуткие торты того времени. Тогда мы нашли мальчика, который за сущие копейки — 2,5 тысячи рублей в месяц — раскручивал аккаунт в «Инстаграме» и приводил реальных подписчиков, за счет него пришло много клиентов, — говорит Аня.
Иногда Аня ставит на кофейню таргетированную рекламу, но только по Уфе. На Honey.hat таргет настроен по всей России. С этим аккаунтом работают SMM-менеджеры.
Аня говорит, что, несмотря на максимальное делегирование своих полномочий, она все равно каждый день приезжает, контролирует и руководит. Но в самом начале она каждый день пахала, обучала кондитеров, мало спала и даже не успевала есть.
— Когда я взяла кондитеров, они ничего не умели, они, конечно, помогали, но не могли оформлять заказы, витрины, то есть я точно так же приходила к восьми утра, оформляла заказы, витрину. Потом все это отдавала, выходила в зал, работала с администратором, который принимал заказы, работала за кассой. Работникам была необходима моя помощь, потому что нужно было делать так, как я хочу, а не как они. Я просто спала за столом, потому что очень много сплю, и мне вставать в 8 утра, а уходить в 11 вечера было очень тяжело. Я засыпала от бессилия, изначально очень много работала, зато потом отдыхала, — говорит Аня.
Теперь у Ани большой штат работников и любимые дела. А еще много энергии и энтузиазма. И возможно, деятельность девушки не ограничится четырьмя бизнесами.
В эпоху коронавируса едва ли остались сферы жизни, в которые пандемия не внесла свои коррективы. В нашей рубрике «Маленький, но гордый бизнес» мы рассказываем о тех, кто всем невзгодам назло продолжает работать и вести свое дело, — о талантливых уфимских предпринимателях. В прошлом материале мы рассказывали о сети модных магазинов одежды в Уфе. Читайте об этом тут.
Если вы предприниматель и хотите рассказать, как в пандемию коронавируса вам удалось поддержать ваш бизнес на плаву, ждем ваши сообщения, фото и видео на почту редакции, в наши группы в соцсетях «ВКонтакте», Facebook и «Одноклассники», а также в WhatsApp по номеру +7 987 101–84–78.