Региональный офис финансового омбудсмена в Башкирии в этом месяце отмечает свой полугодовой юбилей. Срок сам по себе не значительный, но тем не менее определенные результаты имеются. И они позволяют судить о том, что жителями республики работа финансового примирителя востребована.
По словам директора офиса финансового омбудсмена в Башкирии Валерия Шарипова, с начала работы офис принял более 500 заявок, касающихся 24 банков. Статистика свидетельствует: количество обращений в офис увеличивается ежедневно. «При этом около 90 процентов претензий снимается уже на уровне консультаций у специалистов офиса омбудсмена, когда клиент просто приходит (или звонит по телефону) и излагает суть проблемы. В остальных случаях требуются более детальное обсуждение и анализ проблемы», – отмечает Валерий Шарипов. По его словам, в процессе работы сложилась четкая система взаимодействия со специалистами секретариата финансового омбудсмена и наладилась оперативная взаимосвязь. Формирование единой практики по аналогичным ситуациям позволило решить проблемы заявителей в минимальный срок и с максимальной продуктивностью.
Как рассказывает Валерий Шарипов, основная часть поступающих обращений – это просьбы о реструктуризации долга по кредитному договору, жалобы на незаконное начисление процентов по кредиту, взимание комиссии по ведению ссудного счета, жалобы на действия коллекторов, а также на хищение денежных средств с банковских карт.
Довольно часто заявители обращаются к финансовому омбудсмену с жалобой на то, что после прочтения дома уже подписанного договора не согласны с тем или иным его условием. С ростом автоматизации и компьютеризации банковских операций граждане все чаще сталкиваются с новой проблемой. «Я говорю о мошенническом присвоении чужих персональных данных. В последнее время участились обращения по фактам незаконного списания денежных средств с пластиковых карт, обычно дебетовых зарплатных», – констатирует омбудсмен.
Напомним, федеральный омбудсмен депутат Госдумы Павел Медведев приступил к работе 1 октября прошлого года. Однако до сих пор сомнению специалисты подвергают юридическую обязательность его деятельности. Особенно эта разница в подходах видна на примере двух банковских ассоциаций, ведь институт финансового омбудсмена в прошлом году презентовала Ассоциация российских банков. Тем временем Ассоциация региональных банков признает лишь закон о медиации.
«Сегодня нет закона об омбудсмене», – заявил на минувшей конференции в Уфе исполнительный вице-президент Ассоциации региональных банков «Россия» Георгий Медведев. По мнению представителя ассоциации, не может организация, которая занимается защитой прав и правовых интересов своих членов, а именно кредитных организаций, рассматривать споры с населением, которое является его заемщиком. «Мы рекомендуем, чтобы эти процессы рассматривались специалистами Ассоциации юристов России. Они владеют судебной практикой, опытом рассмотрения юридических споров», – отметил Георгий Медведев. Эксперт полагает, нужна более четкая правовая основа работы этого института.
Однако попытки законодательного закрепления института финансового омбудсмена есть. «Мы стараемся инициировать законодательное закрепление этого статуса, хотя руководствуемся тем, что, например, в Германии без закона институт весьма успешно многие годы работает. Но, правда, культура немецкого народа и участников рынка несколько отличается от нашей. Поэтому я понимаю, как сложно для нас без законодательства продвигать этот институт», – отметил еще весной в Уфе президент Ассоциации российских банков Гарегин Тосунян.
Отметим, за то время, пока работает офис в Башкирии, в других регионах России были открыты еще два новых офиса – в Тамбовской области и Пермском крае, ведутся переговоры по созданию региональных офисов в Смоленской области и других субъектах РФ. «Это лишний раз доказывает очевидный факт – люди склонны обращаться к специалистам, обладающим достаточным опытом и знаниями в определенной отрасли и способным дать независимую оценку (предложить варианты решений) проблем в финансовой сфере», – резюмирует Валерий Шарипов.
Напомним, сама по себе процедура рассмотрения выглядит следующим образом. Сначала человек должен все-таки попробовать решить все вопросы с банком самостоятельно, а если это не получилось, тогда он обращается к омбудсмену. Тот, в свою очередь, посылает запросы в банк и просит дать разъяснения. Ответ из банка должен прийти в течение десяти дней. На основе этих пояснений омбудсмен попытается найти компромисс между сторонами. И только если это невозможно, он выносит постановление по существу спора. На все про все отводится три месяца. Кроме того, омбудсмен может не только обращаться в банки за разъяснениями, но и самостоятельно принимать решения по спорам до 300 000 рублей.
Помощь финансового омбудсмена предоставляется на бесплатной основе.
Региональный офис находится в Уфе по адресу: улица Пушкина, 33/2. Консультацию можно получить и по телефону (347) 274-13-73.
Фото: Фото с сайта Inheritancelaw.ca