Программа льготного автокредитования завершится уже 31 декабря 2011 года.
Как известно, сегодня в рамках программы государство субсидирует банки, выдающему кредит на приобретение автомобиля российской сборки, часть процентной ставки в размере двух третей ставки рефинансирования ЦБ (на текущий момент – 8,25%).
Продление государственной программы льготного автокредитования не планируется, сообщили в Минпромторге. Чиновники поясняют, что 3,2 миллиарда рублей, заложенные Минфином в проекте федерального бюджета на 2012–2013 годы, пойдут на выплату компенсаций банкам, участвующим в госпрограмме. И это будут не дополнительные средства, а возмещение государством расходов банков по ранее выданным кредитам населению.
В ведомстве напомнили, что программа льготного кредитования изначально была рассчитана всего на год. Она заработала с апреля 2009 года, чтобы отчасти поддержать отечественный автопром в период кризиса. Однако в феврале 2010 года, как и в этом году, постановлением правительства была продлена до конца года. Кроме того, сама программа стала либеральнее.
Изначально получить льготный кредит можно было на машины ценой до 350 тысяч рублей и только в трех госбанках: ВТБ, Сбербанке и Россельхозбанке. Впоследствии к программе были допущены частные банки, в том числе региональные банки. Во второй половине 2009 года была увеличена с 350 до 600 тысяч рублей максимальная стоимость автомобиля, приобретаемого в рамках госпрограммы, и смягчены условия для участия банков в программе.
Либерализация программы способствовала росту спроса на льготные автокредиты. Так, если за первое полугодие 2009 года банками было выдано только 18 900 таких ссуд (по данным Минпромторга, курирующего госпрограмму), то за весь 2009 год выдача льготных автокредитов составила уже 71 600. В 2010 году число выданных автокредитов с субсидируемой государством ставкой достигло 165 700, а с начала текущего года по 29 сентября – 175 200 штук. Минпромторг планирует выдать в этом году около 200 тысяч льготных кредитов – примерно на 20% больше, чем в прошлом году.
Тема льготного кредитования сейчас очень популярна, признают банкиры. «По статистике текущего года в Уралсибе более половины автокредитов выдается в рамках государственной программы», – констатирует исполнительный директор – руководитель Приволжской региональной дирекции ОАО «УРАЛСИБ» Айрат Исхаков.
В АФ Банке объем выданных кредитов в рамках госпрограммы составляет порядка 20% всех выданных автокредитов. «Данная программа пользуется стабильным спросом у наших клиентов», – отмечает заместитель председателя правления АФ Банка Айдар Ахтариев.
Около 30% автокредитов ВТБ24 в Башкирии была выдана по программам господдержки. «Если смотреть в целом по российскому рынку, то более 30% в продажах автокредитов занимает государственная программа автокредитования. Безусловно, программа имеет огромное значение для рынка. Резкая отмена программы может привести к спаду на рынке автокредитования», – считает управляющий РОО «Уфимский» ВТБ24 Рустам Зубаиров.
Кроме того, по оценкам агентства «Автостат», льготные кредиты обеспечивают почти 10% продаж на российском авторынке. «Субсидированные государством автокредиты обеспечивают сегодня порядка 9,5% продаж на российском авторынке и занимают 30% от объемов автокредитования в целом, – комментирует представитель агентства «Автостат» Светлана Целикова. – По предварительным прогнозам, в 2012 году в России будет продано порядка 2,6 миллиона новых легковых автомобилей, но какое количество из них купят в кредит, пока сложно прогнозировать».
По оценкам экспертов, в результате отмены действия госпрограммы льготного автокредитования доля автомобилей, продаваемых в кредит, в 2012 году может сократиться с 40% до 30-35%. Поэтому, по мнению Рустама Зубаирова, нужно работать совместно с производителями над улучшением рыночного предложения на автомобили, стимулировать спрос на другие специальные программы автокредитования. «К слову сказать, эти совместные программы с автопроизводителями сейчас пользуются не меньшей популярностью (в настоящее время действуют девять совместных специальных программ с таким брендами, как KIA, Hyundai, Лада, Jaguar&Land Rover, Mitsubishi и другими)», – отмечает эксперт.
Также для конечного потребителя завершение госпрограммы льготного автокредитования будет означать рост ставок по банковским кредитам на большинство марок автомобилей, попадавших под действие программы. «В дальнейшем, возможно ожидать повышения уровня процентных ставок не только по автокредитам, но и по кредитам в целом. Это связано с происходящими событиями на финансовых рынках. Кроме этого, видимо кэптивные банки займут большую долю рынка кредитования новых автомобилей, благодаря наличию субсидирования от производителей», – полагает Айдар Ахтариев.
Что касается кэптивных банков, по отдельным брендам они работают весьма успешно, говорит Рустам Зубаиров. Их работа построена таким образом, что фактически они не допускают универсальные банки в свой сегмент. «Однако если смотреть на рынок в целом, то пока кэптинговые банки не оказывают глобального влияния на рынок в России», – считает представитель ВТБ24.
В целом, по мнению экспертов, некрупным универсальным банкам, неспособным составить конкуренцию банкам автоконцернов, придется искать новые ниши – например, развивать кредитование покупки подержанных автомобилей или на фоне снижения возможностей по кредитованию в автосалонах активизировать продажу кредитов через отделения.