Жителям Уфы придется значительно больше платить за обязательное страхование автогражданской ответственности. Предполагается, что удорожание ОСАГО должно снизить показатели его убыточности, которая, по словам страховщиков, уже приближается к 100%.
Правительство РФ увеличило региональные коэффициенты ОСАГО для отдельных городов страны. Также были изменены показатели коэффициентов базовых тарифов автостраховки в зависимости от возраста водителей, их опыта вождения и литража автомобиля. Новое положение по ОСАГО начнет действовать с 28 июля.
В общей сложности, говорится в соответствующем постановлении правительства РФ, изменения затронут 169 из 299 городов России.
С момента вступления в силу закона об ОСАГО в середине 2003 года коэффициенты корректировались лишь один раз – в марте 2009 года, а базовый тариф по ОСАГО не менялся ни разу. «В отличие от соседних регионов (Татарстан, Челябинская, Пермская, Нижегородская области), где региональные коэффициенты увеличиваются уже второй раз за два года, в Башкирии это происходит в первый раз. Даже после повышения в Уфе они останутся ниже, чем, например, в Казани (1,8 и 2,0 соответственно)», – говорит член президиума российского союза автостраховщиков, директор филиала ООО «Росгосстрах» в Башкортостане Юрий Шпизель.
Отметим, что для Уфы региональный коэффициент страховки увеличился с 1,3 до 1,8. Подорожает ОСАГО и в других городах Башкирии. В частности, в Стерлитамаке и Туймазах региональный коэффициент увеличится с 1,0 до 1,3, в Благовещенске и Октябрьском с 1 до 1,2, в Ишимбае, Кумертау и Салавате – с 1,0 до 1,1.
При этом повышающие коэффициенты для Москвы, Санкт-Петербурга и Московской области остались без изменений, на уровне – 2; 1,8 и 1,7 соответственно.
Кроме этого, повышен до 1,8 с 1,7 коэффициент при неограниченном числе лиц, допущенных к управлению автомобилем. Изменены также параметры в зависимости от возрастной категории водителей, включенных в полис. Так, коэффициент для лиц до 22 лет включительно со стажем вождения до 3 лет повышен до 1,8, с 1,7; для лиц более 22 лет со стажем вождения до 3 лет – до 1,7 с 1,5; до 22 лет включительно со стажем вождения свыше трех лет – до 1,6 с 1,3. Изменились коэффициенты в зависимости от мощности двигателя: для авто с мощностью 50-70 лошадиных сил – до 1 с 0,9; для машин мощностью более 70 до 100 лошадиных сил включительно – до 1,1 с 1.
Коэффициент в зависимости от периода использования автомобиля для трех месяцев изменился до 0,5 с 0,4; для четырех месяцев – до 0,6 с 0,5; для пяти месяцев – до 0,65 с 0,6.
На первый взгляд изменения незначительные, но при пересчете на новые коэффициенты цена полисов может вырасти почти в два раза. Базовая ставка для всех остается прежней – 1980 рублей (для легковых автомобилей). Затем эта цифра умножается на коэффициенты, которые у всех индивидуальные. И в данном случае меньше всех повезло владельцам легковых маломощных автомобилей с небольшим стажем вождения.
К примеру, сегодня стоимость страхового полиса ОСАГО на автомобиль «Лада Приора» для 19 летнего водителя без стажа вождения, проживающего в Уфе, составляет 4375 рублей. Стоимость страхового полиса ОСАГО после 28 июля по тем же параметрам составит 7050 рублей.
В российском правительстве предполагают, что повышение коэффициентов снизит убыточность страхования. Так считают и сами страховщики. Ситуация, когда выплаты растут быстрее сборов, чревата тем, что подрывает устойчивость страховщиков. «Страховая система устойчива, когда собираемые страховые премии достаточны для покрытия расходов. И в случае разбалансировки этого соотношения нужно проводить соответствующую корректировку тарифов», – поясняет директор филиала «Урал-РОСНО» ОАО СК «РОСНО» Риат Бикташев. Согласно статистике Российского Союза автостраховщиков, в целом по рынку убыточность ОСАГО растет. По словам Юрия Шпизеля, в 2010 году убыточность по ОСАГО в Башкирии достигла 91%.
«Корректировка должна улучшить ситуацию в тех регионах, где ОСАГО для страховщиков на грани убыточности, так как новые поправочные коэффициенты, безусловно, точнее отражают ситуацию по ОСАГО в России в региональном разрезе. Данное повышение выгодно, в первую очередь, тем компаниям, у которых доля регионального портфеля по ОСАГО достаточно высока. По сути предлагаемые проектом закона изменения поправочных коэффициентов, конечно, дадут положительный результат, но только их недостаточно – необходимо также вносить изменения и в базовые тарифы при одновременном увеличении страхового покрытия», – отмечает Риат Бикташев.
Тарифы по ОСАГО существуют с момента вступление закона в силу в 2003 году. «С этого момента накопленная инфляция составила свыше 200%. Соответственно стоимость ремонта, включая стоимость запчастей, которая определяет в основном выплату, росла не меньшими темпами», – констатирует Юрий Шпизель.
«Ныне действующий лимит по «железу» устанавливался восемь лет назад. – добавляет Риат Бикташев. – В перспективе увеличение лимита выплаты по железу приведет к снижению количества аварий, компенсации по которым недостаточны при крупных ДТП. Это, на мой взгляд, более надежно защитит страхователей в случае серьезных аварий. Кроме того, недостаточен сегодняшний лимит выплат по жизни и здоровью – он просто не удовлетворяет современным требованиям. Повышение лимита до 500 тысяч рублей играет важную роль для защиты интересов участников ДТП. Тем более что европейские лимиты существенно выше».
По словам Юрия Шпизеля, повышение коэффициентов, это абсолютно логичная, хотя и несколько запоздалая мера. Изменение коэффициентов должно происходить более плавно и на регулярной основе. «Этого повышения «не дождался» ряд страховых компаний, чьи непогашенные обязательства легли на плечи автолюбителей. Данное увеличения стоимости полиса должно привести к повышению, в целом, уровня взаимной требовательности страхователей и страховщиков», – резюмирует Юрий Шпизель.
Фото: Фото с сайта KronAuto.clan.su