Ввести в Башкирии налог на религию на днях предложил председатель центрального духовного управления мусульман РоссииТалгат Таджуддин. То ли в шутку, то ли всерьез верховный муфтий заявил, что каждый месяц все жители республики могли бы, независимо от их вероисповедания, отчислять небольшую сумму денег в общий фонд.
В свою очередь, на эти собранные средства можно было бы возводить в республике религиозные храмы всех конфессий.
Отметим, что это далеко не первая инициатива по введению подобного налога в России. В октябре 2000 года председатель Совета муфтиев России Равиль Гайнутдин уже предлагал ввести «церковный» налог. В декабре 2000 года депутат Сергей Глазьев выступал с инициативой о предоставление Церкви государственных субсидий для реализации проектов в области церковной благотворительности, заявив, что Церкви нужно предоставить тот же статус, что и учреждениям здравоохранения и образования.
В 2001 году эта тема очень активно обсуждалась. Митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл заявил в тот год, что выступает за то, чтобы часть подоходного налога каждого россиянина перечислялась религиозным организациям. Он также отмечал, что социальные программы Церкви в некоторых европейских странах, таких как Италия (89% итальянцев платят церковный налог), Германия, Польша, возможны именно благодаря таким отчислениям.
Действительно, в большинстве европейских стран существует официальный церковный налог (из сборов которого государство платит зарплату священникам), при этом этот налог колеблется от 1% до 10% доходов гражданина.
В отношениях европейских церквей с государствами вообще наблюдается впечатляющее разнообразие – от французского, идущего еще с эпохи Просвещения принципа отделенности церкви от государства, до щедрого церковного налога, принятого в Германии.
Этот налог вычитается из государственной налоговой базы, но собирает его государство в пользу лютеранской и католической церквей. Некоторые земли, например Бавария, платят жалованье священникам и дьяконам прямо из госказны. Церковь же платит комиссию государству за его услуги налогового агента (комиссия эта составляет 3-4% от собранной суммы; сами верующие отдают церкви примерно 9% от суммы начисленного подоходного налога, или 3% от совокупного дохода). Чтобы не платить церковный налог, нужно в форме, заполняемой при найме на работу, не указывать вероисповедание. А чтобы перестать платить, нужно написать заявление о выходе из числа членов церкви. Это лишает человека права участвовать в таинствах.
В том или ином виде церковный налог собирается также в Италии и Испании, хотя в обеих странах его уплата носит добровольный характер. Испанцы, среди которых католики составляют 99%, могут направлять примерно 0,5% от общей суммы выплачиваемого налога непосредственно церкви или на правительственные благотворительные программы. По данным газеты National Catholic Reporter, менее половины испанских налогоплательщиков делают выбор в пользу церкви. В Италии существует аналогичная система, только сумма равняется 0,8% от общей суммы налогов. Почти 89% итальянцев предпочитают направить эти средства в церковь.
В мусульманских странах существует установленный в соответствии с мусульманскими нормами «закят» – налог, равный 2,5% доходов мусульманина, который идет на нужды исламской религии. Закят – налог в пользу малоимущих мусульман, как бы «очищает» пользование богатством, с которого он уплачен. Этот налог собирает государство и передает его мечетям.
В США отношения между церковью и государством определяются Первой поправкой к Конституции, которая фактически отделяет церковь от государства. Однако любой американец имеет право пожертвовать какую-то сумму церкви или церковной организации, а затем обратиться в налоговую инспекцию (IRS) и вычесть эту сумму из налогооблагаемого дохода. Единственное ограничение в этом случае – средства должны идти на благотворительные цели.
Возможно ли введение подобного налога в российской действительности?
По мнению директора адвокатского кабинета «Налоговое право» Василия Бакулина, в России возможно все. «Сегодня вносятся пугающие изменения в Налоговый кодекс Российской Федерации чуть ли не ежедневно», – говорит Василий Бакулин. В республике налог на религию не может быть введен категорически, так как в настоящий момент в Налоговом кодексе существует часть первая, которая определяет закрытый перечень сборов. «До внесения изменений в НК РФ говорить о введении налога преждевременно», – считает Василий Бакулин.
По словам Талгата Таджуддина, налог должны платить все, ведь верующие посещают храмы, а неверующие любуются их красотами из окон транспорта. Василий Бакулин полагает, что вводить налог на религию в Башкирии не только противозаконно, но и безнравственно: «Слишком много других, гораздо более важных нерешенных проблем в области социальной политики, медицины, образования и так далее».
Отметим, что в 2001 году официальные ведомства выступали против введения церковного налога, напомнив, что в России Церковь отделена от государства, и налоги собираются для содержания всех граждан.