Представитель ФАС, начальник управления контроля финансовых рынков Юлия Бондарева сделала заявление о том, что к октябрю этого года антимонопольная служба подготовит проект постановления правительства о допустимости соглашений между банками и страховщиками. Также, по ее словам, в конце марта состоится совместное заседание экспертных советов ФАС и ФССН, на котором предполагается выработать требования к страховым компаниям, которые обе федеральные службы хотят предоставить банкам в виде рекомендаций по выбору страховых компаний, «пригодных» для сотрудничества.
Законодательство не запрещает Правительству определять случаи исключений из Федерального закона №135-ФЗ «О защите конкуренции». Этим и хочет воспользоваться антимонопольное ведомство, чтобы определить некие законодательные рамки, в которых сотрудничество банка и страховой компании не будет рассматриваться как сговор.
Госпожа Бондарева сообщила также, что проект постановления будет подготовлен на основании предыдущего опыта ФАС по пресечению сотрудничества банков и страховых компаний, имевших признаки сговора. В частности, в документе будет прописан запрет на сговор финансовых организаций в отношении страхового тарифа, навязывание банком страховщика клиенту, а также на отказ банка от сотрудничества со страховщиком, соответствующим всем прописанным в постановлении требованиям. Еще один пример, приведенный Юлией Бондаревой – страхование имущества, взятого в кредит, по тарифу, который выше, чем для имущества, уже находящегося в собственности.
Сможет ли подобный документ описать все возможные варианты сотрудничества финансовых организаций, существующие сейчас и возможные в дальнейшем? Возможность работать в конкретных законодательных рамках без оглядки на ФАС – стала бы большим облегчением и для банков и для страховщиков. Сейчас, пока самого документа никто не видел, делать выводы об этом сложно.
«Реализация принципа свободной рыночной конкуренции – дело хорошее, – высказывает осторожное мнение руководитель кредитно-кассового офиса ООО «Городской ипотечный банк» в городе Уфе Ольга Садыкова. – Однако, в любом случае не должно сводить на нет вопрос рисков, связанных с покрытием убытков при наступлении страхового события в период кредита. А это срок до 25-30 лет. Таким образом, финансовая устойчивость страховой компании, перестрахование рисков, возможность покрывать максимальное и при этом оптимальное, в том числе для самого клиента, количество рисков – одни из важных показателей надежности услуги для клиента и банка.
Поэтому аккредитация страховых компаний при работе в рамках так называемого кредитного страхования 0Ц важный элемент стабильности самого рынка и гарантия максимальной защиты интересов самого клиента-заемщика. Конкуренция достойных в рамках четких правовых норм и в целях защиты интересов клиента и минимизации его рисков – вот еще один важный тезис».
«У нас законы не такие, что могут позволить описать все возможные случаи, – считает начальник отдела автострахования уфимского филиала «Альфа–страхование» Роберт Шаяхметов. – Хотя какой-то метод регулирования этих отношений такой документ описать может. Думаю, будет создан некий шаблон взаимодействия для банков и страховщиков, не более того».
В возможную универсальность подобного документа не верит и главный специалист по связям с общественностью страховой компании «Росгосстрах–Аккорд» Динара Шарипова: «Все возможные жизненные ситуации никогда не охватишь, но это может быть вполне нормальный рабочий документ, который даст ориентиры. Ведь гораздо легче делать работу сразу правильно, чем потом выполнять предписания и все переделывать заново».
«Вопросы все равно будут возникать, – ставит окончательную точку в обсуждении начальник отдела естественных монополий Башкортостанского УФАС Николай Борисов. – Безусловно, эти пояснения упростят работу, но в то же время, это не снимет все вопросы. Это очень тонкая материя, так что даже нам в нашей работе приходится очень сложно. Вообще, появления подобного документа мы ждем очень давно».
О возможных нюансах и сложностях в определении грани между допустимым и недопустимым с точки зрения антимонопольного законодательства Николай Борисов рассказал на конкретном примере: «Допустим, орган власти заключает договор с кредитной организацией, согласно которому кредитная организация просто принимает на себя его обслуживание. Говоря проще, принимает платежи и все. Вроде бы все просто – обычная финансовая услуга, но на какой основе происходит отбор кредитной организации? Однозначно – все возможные случаи учесть нельзя. Для примера, если Федеральная тарифная служба выпускает методику расчета тарифов, где пытается учесть все, то это получается документ размером в 100 страниц, причем столько же идет пояснений к этому документу. И порой такое огромное количество пояснений не только не облегчают понимание, а само порождает массу вопросов».
Получатся, что ждать многого от законодательных инициатив ФАС не стоит, но некоторое упорядочение во взаимоотношения банка и страховщика будут внесены, что должно уменьшить для обеих финансовых структур риск быть неверно понятыми антимонопольной службой.