В прошлой статье проекта «450 километров» мы рассказали о двух почти одинаковых автомобилях Nissan Almera, на которых проходило наше путешествие. Напомним, в конце марта съемочная группа сайта Auto.ufa1.ru отправилась в небольшой тур на северо-запад Башкирии, чтобы не только проверить автомобили, но и оценить качество весенних дорог и постараться почувствовать отличия между двумя сортами топлива.
Не так давно на рынке топлива появился новый бренд – ATUM. Этот сорт предлагается на АЗС «Башнефти» и представляет собой, по утверждению представителей компании, бензин стандарта «Евро-5» с октановым числом 92. Отличительной особенностью топлива является наличие в нем особых компонентов, помогающих очистить детали двигателя от нагара и таким образом продлить жизнь автомобиля.
ATUM чуть дороже обычного 92-го бензина. Если цена «Регуляр Евро-92» на сегодняшний день составляет 30 рублей за литр, то его высокотехнологичный брат предлагается автомобилистам за 30,5 рублей. Стоит ли положительный эффект потраченных сверху 50 копеек – это мы и попытались выяснить в ходе поездки.
Оба автомобиля выехали из Уфы с почти пустыми баками. Для достоверности теста за день до поездки синяя «Альмера» была заправлена «Атумом», красная – обычным 92-м. Бензина в баках перед стартом оставалось немного: как раз, чтобы дотянуть до Михайловки, где мы планировали потратить на топливо первую тысячу рублей. Наконец, заправившись, мы обнулили счетчики, чтобы проверить средний расход.
Слово эксперту
Прежде чем поделиться собственными наблюдениями, стоит предоставить слово человеку, не понаслышке знакомому с вопросами качества бензина. Что означает экологический стандарт «Евро-5», что происходит с топливом в двигателе и в чем заключается принципиальное отличие между двумя сортами? Наконец, как именно ATUM влияет на автомобиль?
Каким бы ни было топливо, при его сгорании образуются несгораемые отложения, утверждает начальник отдела качества ГСМ филиала ОАО АНК «Башнефть» «Башкирнефтепродукт» Евгения Беликова. По словам эксперта, основными источниками таких отложений является не только само топливо, но и смазочное масло, картерные и отработавшие газы. Отложения по большей части образуются в виде нагара на впускных клапанах и в камере сгорания. Более того, несгоревшие частицы бензина могут загрязнять инжектор, способствовать пригоранию впускного клапана и препятствовать его полному закрыванию. И это далеко не все проблемы, которые с годами может преподнести бензин автовладельцу.
«Образование отложений во впускной системе приводит к нарушению первоначальной регулировки двигателя и состава топливовоздушной смеси. Твердые пористые отложения впитывают часть несгоревшего топлива и количество нагара растет, – продолжает Евгения Беликова. – Как следствие, происходит нарушение в работе топливной системы (неплотное закрытие впускных клапанов, засорение форсунки) и снижается полнота сгорания смеси. Это в свою очередь приводит к увеличению расхода топлива, количества токсичных веществ в отработавших газах, ухудшается управляемость».
Европейский стандарт «Евро» – экологический стандарт, предъявляющий требования к выбросам автомобильной техники и качеству топлив. Экологический класс характеризует автомобильную технику в зависимости от уровня выбросов отработанных газов двигателей внутреннего сгорания и испарения топлива, содержащих вредные вещества. Среди таких веществ – оксид углерода (CO), углеводороды (Cm, Hn), оксиды азота (NOx) и дисперсные частицы. Экологический класс транспортного средства устанавливается согласно техническому регламенту и указывается в ПТС.
Два года назад уфимские АЗС «Башнефти» начали предлагать автолюбителям топлива класса Евро-5, требования к которым на порядок жестче, чем к более старым стандартам. Разницу в нормах можно наглядно увидеть в таблице.
Благодаря снижению количества загрязняющих веществ, использование даже обычного топлива Евро-5 приводит к снижению склонности к образованию нагара, снижению скорости коррозии металлических частей двигателя, предотвращению преждевременного износа узлов, агрегатов и катализатора отработанных газов, а также к снижению токсичности выхлопных газов за счет пониженного содержания в топливе серы, ароматических углеводородов, оксигенатов (спиртов и эфиров) и отсутствия металлосодержащих добавок.
Расщепление «Атума»
А что же ATUM? Чем же он все-таки отличается от простого АИ-92?
«Физико-химические показатели обоих бензинов не отличаются и соответствуют требованиям ГОСТ и технического регламента Таможенного союза, – говорит представитель «Башкирнефтепродукта» Евгения Беликова. – Однако ATUM обладает дополнительными потребительскими свойствами. Во-первых, это эффект очистки впускной системы двигателя от уже имеющихся отложений, образующихся в процессе сгорания топлива; во-вторых, последующая профессиональная защита от загрязнения всей топливной системы за счет создания защитной пленки на элементах. В-третьих, ATUM обеспечивает коррозионную защиту, предотвращает залипание впускных клапанов при отрицательных температурах».
Эксперт утверждает, что при постоянном применении бензина ATUM-92 повышается надежность работы топливной системы автомобиля, регулировки завода-изготовителя возвращаются в исходное состояние, увеличивается межсервисный интервал и период замены масла, снижаются затраты на техническое обслуживание автомобиля, снижается уровень шума и вибрации в авто. В целом постоянное использование ATUM обеспечивает правильную эксплуатацию автомобилем, а за счет поддержания чистоты топливной системы и полноты сгорания, расход бензина уменьшается на 3-4%, снижается эмиссия вредных выбросов.
«Количественные результаты по экономии топлива и снижению эмиссии вредных выбросов во многом зависят от состояния автомобиля. Испытания показали, что после 60 часов работы двигателя или 3000 километров пробега наблюдается снижение количества отложений на впускных клапанах более чем в два раза. В свою очередь, выбросы СО уменьшились до 24%, углеводородов до 20%, оксидов азота до 13%, а СО2 – до 2%», – говорит Евгения Беликова.
Взгляд из-за руля
В нашем маршруте было предусмотрено три заправки: при выезде из Уфы, в Нефтекамске и по возвращении в столицу. Всего, как удалось узнать, в республике сегодня предлагают ATUM 60 АЗС, и их количество постоянно растет.
Признаться, я не ждал чего-то особенного от «Атума»: в конце концов, сложно заметить разницу в двигателе почти новой машины, не будучи при этом автомехаником. Но бензин оказался хорош. Поскольку ATUM был залит в автомобиль с еще нераскрывшимся мотором, оставалось лишь удивиться резвости машины: зная, как идет на обгон мое собственное авто, было приятно почувствовать разницу в отдаче. Несильно опускаю ногу на педаль газа – и двигатель выпускает всех своих лошадей, выставляя машину перед неторопливой фурой, за которой приходилось плестись последние десять минут. И хотя двигатель «Альмеры» не отличается ворчливостью, на «Атуме» он, кажется, был готов запеть. Хотя, возможно, дело вовсе и не в топливе.
Повторюсь: это мое субъективное мнение. Что скажут другие участники нашей экспедиции?
«Мне кажется, ATUM улучшает характеристики автомобиля в плане экономии топлива и динамики. Машина стала, как мне показалось, чуть отзывчивее реагировать на нажатие педали газа. Еще один плюс в том, что рост динамики не отразился на расходе топлива. То есть машина осталась такой же экономичной», – говорит представитель автоцентра Nissan компании «Башавтоком» Артур Абдулов.
Кофе вкуснее с сиропом
Вернувшись в Уфу, мы проверили показания датчиков: с учетом движения по Уфе и Нефтекамску автомобили прошли 449 километров. Средний расход «Атума» – 6,1 литра на 100 километров пробега. Обычного 92-го потребовалось чуть больше – 6,5 литра. Выходит так, что Артур, заливший чуть меньшее количество топлива в тестовую «Альмеру» на те же деньги, немало сэкономил! Впрочем, расход второго автомобиля тоже нельзя назвать запредельным: разница в поллитра на сотню не так уж существенна.
В целом, разницу в выборе можно объяснить простой аналогией. Утром, перед работой, я забегаю в ближайшую кофейню и заказываю чашку двойного американо. Иногда мне предлагают добавить туда карамельный сироп. Стоит он копейки, но кофе становится заметно вкуснее.
Так же получается и с бензином: разница в цене между двумя бензинами минимальна: 50 копеек – это не та сумма, о которой стоит задумываться, выбирая нужный пистолет на бензоколонке. В конце концов, потраченные деньги могут обернуться куда более существенной экономией на ремонте: в современных авто любое вмешательство автомеханика оценивается в четырехзначную сумму. С другой стороны, не стоит смотреть на АИ-92 как на что-то устаревшее: несколько спецпроектов, проведенных нашим сайтом ранее, показали, что качеству бензина с уфимских НПЗ можно доверять без опаски.