В пылу принятия различных улучшений, доработок и дополнений к правительственной программе утилизации старых машин чиновники как-то совсем позабыли спросить мнение народа. Последнему, действительно, есть что сказать, далеко не всегда это будет «спасибо».
Исправить ситуацию решили социологи Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ), опубликовавшие результаты соответствующего опроса. Само исследование проводилось в конце января. Респондентов опрашивали в 140 населенных пунктах, расположенных более чем в 40 регионах страны. Статистическая погрешность, согласно отчету ВЦИОМ, не превышает 3,4%.
Что же сказали россияне? Готовы ли они сдать старую машину в утиль в обмен на 50 тысяч невидимых рублей?
Автомобиль в собственности имеют 71% опрошенных. Чуть меньше половины респондентов — 47% — владеют отечественными машинами, еще 24% — иномарками. При этом у 32% опрошенных автомобили новые.
Потенциальных участников программы утилизации автохлама, владельцев машин ранее 1999 года выпуска, оказалось 45%. При этом 49% в деталях знакомы с программой, еще 41% «что-то слышали», а 8% признались, что впервые узнали о программе от социологов. О проекте ничего не знали до опроса и 55% жителей обеих столиц. Стоит отметить, что лучше всего информированы вовсе не те, на кого рассчитана программа. Напротив, это довольно обеспеченные люди — 62% опрошенных.
Спросили автомобилистов и об их отношении к отдельным положениям программы. Ограничение на срок владения утилизируемым автомобилем (сдать машину в металлолом можно только после года использования) посчитали справедливым 70% респондентов. 66% согласились и с тем, что машина должна быть старше 10 лет, а 62% одобрили идею о том, что скидка будет распространяться только на машины отечественного производства. Чуть меньше, 61% опрошенных, согласились с тем, что один сертификат можно использовать для покупки только одного автомобиля. Около половины респондентов сочли справедливым единственный способ компенсации — сертификат, который можно использовать только при покупке новой машины.
Однако не все так радужно. Категорически против необходимости платить три тысячи рублей за участие в программе высказались 69% опрошенных.
О том, что ждет правительственную инициативу, красноречивее всего говорит тот факт, что лишь 41% потенциальных участников действительно готовы сдать старое авто в обмен на сертификат, причем в эту цифру входят только те, кто владеет подходящим автомобилей для утилизации и планирует покупку новой машины.
«С одной стороны, эти цифры могут сказать о многом, — считает экономист Петр Евдокимов, — но с другой — это всего лишь опрос, а не статистика. Соответственно, остается довольно высоких процент не до конца определившихся и тех, чье мнение может измениться. Тем не менее, отношение людей понятно: 40% — все-таки довольно высокий уровень лояльности, чтобы признать программу удачной. Сейчас с уверенностью можно сказать, что программа утилизации не будет провалена, но и ожидаемых результатов она не даст».
К слову, категорически отказались участвовать 85% владельцев подержанных иномарок. Причин столь низкой лояльности к, казалось бы, хорошему проекту оказалось несколько. 37% посчитали условия неподходящими, 30% попросту не доверяют никаким правительственным программам. В меньшей степени на решение респондентов повлияла недостаточная информированность (14%), недоверие к дилерам (13%) и отсутствие необходимости в подобных компенсациях (9%).