Становиться автолюбителем не только довольно дорого, но и долго: денег заработать, права получить, машину купить. А вот возвращение в ряды пешеходов может занять буквально несколько минут – все зависит от профессионализма угонщика и степени защищенности автомобиля.
В наступившем году в Уфе уже угнано несколько внедорожников, в числе которых, к примеру, новинка Toyota Land Cruiser 200. А как же охранные системы? Как говорится, на всякую отраву есть противоядие – специалисты совершенствуются по обе стороны баррикад. Однако чем технологичнее система, тем труднее преступнику с ней справиться. Наглядным подтверждением этому служит хроника одного неудавшегося угона. Приглянулся злоумышленнику Land Cruiser Prado – хорошая машина, слов нет. На дворе глубокая ночь, владелец автомобиля стоимостью более 1,5 миллиона рублей спит крепким сном, – все, казалось бы, благоприятствует тому, чтобы паркетник сменил обладателя…
22.01.2008 в 03:51 на пульт дежурного круглосуточной диспетчерской службы TRITON поступил тревожный сигнал от оборудованного спутниковой противоугонной системой Prado – сработал датчик открывания двери. Дежурный связался с владельцем автомобиля, дабы уточнить, все ли в порядке с автомобилем.
Через три минуты сработал датчик зажигания, и дежурный принял решение заблокировать двигатель. Прибывшая на место происшествия дежурная группа осмотрела автомобиль и обнаружила, что злоумышленник разбил форточку на правой задней двери, проник в автомобиль и попытался запустить двигатель. Наличие спутниковой противоугонной системы в его планы явно не входило, в итоге Land Cruiser Prado не двинулся с места, а хозяин наглядно убедился, что на охране экономить не стоит.
Hi-tech на страже автомобиля
Описанный случай во многом показателен. В Европе считается нормой, если сумма, потраченная на охранную систему, составляет около 10% от стоимости автомобиля. В России пока к таким расходам готовы далеко не все. Директор ООО «Уфа-Сервис» (компания представляет охранную систему TRITON) Айрат Мусабиров отмечает: «Многие люди, покупая автомобиль стоимостью более миллиона рублей, не готовы потратить дополнительные тридцать тысяч на установку надежной охранной системы».
Насколько надежна спутниковая противоугонная система? В общих чертах принцип ее работы выглядит следующим образом: на автомобиль устанавливается комплект бортового оборудования, в который входит постоянно подающий сигнал приемник одной из спутниковых систем. В штатном режиме бортовое оборудование работает в режиме ожидания – определяет свои координаты и другие параметры с заданным интервалом времени, записывая данные в «черный ящик». При попытке вскрытия, отключения основного аккумулятора и тому подобного система посылает сигнал тревоги и свои координаты в диспетчерский центр.
Дежурный действует согласно инструкциям: связывается с владельцем автомобиля, при необходимости вызывает группу реагирования и дает команду на блокировку двигателя. Последнее производится только в том случае, если автомобиль стоит либо двигается со скоростью менее 40 км/ч в целях недопущения возникновения аварийной ситуации. Если же система сработала из-за ошибки клиента или при смене основного аккумулятора, есть возможность разблокировки при помощи скрытой кнопки сброса. Кроме нее в системе TRITON, к примеру, есть дополнительная скрытая тревожная кнопка, нажатие на которую информирует диспетчерский центр о разбойном нападении.
Данные, которые собирает система, можно использовать различным образом: отображать местоположение объектов на электронной карте, подсчитывать статистику километража, расхода ГСМ и так далее (это актуально для компаний, которые занимаются грузоперевозками и предоставляют услуги такси), получать информацию о наблюдаемом объекте за определенный период.
Основные спутниковые системы, с которыми имеют дело «охранки» такого типа – американская GPS и российская ГЛОНАСС (о которой мы уже писали). С ГЛОНАСС, правда, на данный момент есть некоторые проблемы – для максимально эффективной работы необходим запуск еще нескольких спутников. Самые качественные «маячки» работают с обеими системами, что повышает точность и уменьшает время захвата сигнала, тем самым улучшая оперативность работы. Заявленная точность определения координат у большинства систем составляет 30 метров, однако на деле вполне реально засечь объект с точностью до пяти метров.
Нельзя сказать, что подобные системы неуязвимы – наиболее эффективным средством противодействия являются специальные «глушилки», которые представляют собой устройства, генерирующие мощные помехи, способные обезвредить передатчик. В этом случае тревожный сигнал попросту не доходит до диспетчерского центра. Многие современные системы поэтому комплектуются так называемым «антиджаммером», который при распознавании «глушилки» сразу же подает тревогу. Если сигнал прерывается при тревожном событии, система самостоятельно блокирует двигатель и угонщику остается только в срочном порядке решать вопрос об отступлении.
Иметь или не иметь?
Допустим, на установку такой системы решились. Следующий вопрос – какую конкретно выбрать. По большому счету, ноу-хау в этой области никто пока не изобрел, и все марки работают по одному и тому же принципу, имея сходные характеристики. Есть, правда, некоторые ключевые моменты, на которые стоит обратить внимание.
Желательно, чтобы диспетчерский центр находился в Уфе для прямого взаимодействия с клиентом. Связь через Москву гораздо более обременительна и менее оперативна. Сразу же обращаем на зону слежения – по крайне мере Россию она должна охватывать полностью. Еще лучше, когда есть возможность «вести» автомобиль за рубежом тоже.
Отсюда сразу же возникает вопрос о картографическом материале: используемые карты должны быть новыми и максимально точными – это непосредственно сказывается на ориентации. Помним и о том, что простого «маячка» на машине не всегда достаточно. Возможность «обратной связи» (уже упоминавшаяся возможность дистанционной блокировки двигателя, к примеру) – очень важный показатель.
Обязательно поинтересуйтесь, кто перехватывает угнанную машину. Идеальным будет тандем ГИБДД и ЧОПа – в этом случае информация об угоне оперативно поступает в милицию, и шансы на благополучный исход дело резко возрастают.
И, разумеется, банальное: «цена – качество». Некоторые фирмы имеют договоры со страховыми компаниями, которые при оснащении автомобиля спутниковой «противоугонкой» предоставляют солидные скидки на каско. А некоторые компании вообще отказываются страховать от угона элитные авто, не оборудованные такими системами.
Сама цена вопроса, как правило, колеблется от $600 до $2500 в зависимости от комплектации системы. Кроме единовременной выплаты за установку бортового оборудования придется внести в статью расходов и абонентскую плату – от $140 до $800 в год. Если платить помесячно, выходит дороже, поэтому лучше проплатить вперед – экономия средств и нервов.
Результатом постоянного технологического прогресса в этой области становится не только появление более совершенных и менее уязвимых для злоумышленников систем, но и постепенное снижение их стоимости. В недалеком будущем, скорее всего, подобные противоугонные системы будут устанавливать не только на автомобили премиум-класса Porsсhe, BMW и другие, но и на более дешевые иномарки, вроде Ford Focus или Mazda3. Расчет прост: если тот же BMW X5 могут угнать на заказ, то вместо того, чтобы бороться со «спутниковым» Ford, проще найти аналогичное авто, оснащенное обычной «пищалкой». Традиционные «сигналки» они, скорее всего, полностью не заменят, но станут вполне достойной альтернативой по всем параметрам.
Фото: Фото ООО «Уфа-Сервис»