Наука репортаж «Подходят взрослые люди с вопросом, правда ли Земля плоская»: репортаж из уфимского планетария

Смотрим на главные экспонаты и выясняем, как сотрудники реагируют на популярные заблуждения

Кадр из новой программы «Небесные странники», которую обещают завершить и выпустить в показ в ближайшее время

В Уфе, вы удивитесь, есть свои популяризаторы науки. И работают они не в соцсетях, а на широкую городскую публику. Многие взрослые уфимцы помнят планетарий еще со школы, но с тех пор учреждение сильно изменилось — были внедрены современные технологии, позволяющие демонстрировать полнокупольные научные и даже научно-фантастические фильмы, в том числе собственного производства. UFA1.RU наведался к уфимским популяризаторам науки и выяснил, в чем заблуждаются уфимцы.

Триптих «Аэлита» по мотивам произведения Алексея Толстого создан в начале 1980-х годов

Уфимский художник Владимир Жигулин написал триптих «Аэлита» в начале 1980-х, когда в Уфе еще была небольшая городская обсерватория. Она объединяла беззаветных любителей астрономии, собиравшихся на территории парка имени Ивана Якутова.

— Это было сообщество «запрещенных художников» — они встречались, чтобы обсуждать картины (то есть, конечно, репродукции) чуждого советской культуре Сальвадора Дали, слушали Pink Floyd. Всё западное в Советском Союзе, напомню, было запрещено, — рассказала корреспонденту UFA1.RU сотрудница планетария Анна Мельникова.

Жигулин очень интересовался космосом, а сюжет картины «Аэлита» основан на одноименном фантастическом романе Алексея Толстого, повествующем о путешествии землян на Марс. Триптих перенесли в планетарий в самом начале 1990-х годов, к тому времени здание небольшой старенькой обсерватории уже снесли.

В фойе много картин художницы Дианы Киямутдиновой

В планетарии есть еще одна картина Жигулина — «Планета бурь», нарисованная по мотивам одноименного фильма студии «Леннаучфильм» (режиссер Павел Клушанцев, 1961 год, по сюжету советско-американская экспедиция отправляется на трех космических кораблях на Венеру). Обе картины художника теперь служат посетителям в качестве фона для фотосессий.

В фойе планетария привлекают внимание и менее масштабные, но не менее космические работы художницы из Уфы Дианы Киямутдиновой. Она же помогла отреставрировать «Планету бурь», размещенную на уровне человеческого роста и подверженную неизбежному истиранию от прикосновений рук и одежды.

Под небольшим куполом — куски самых настоящих метеоритов, самый старый из них упал на Землю в 1922 году

Под куполом — кусочки трех разных метеоритов. От того самого Челябинского камня, что рухнул 10 лет назад в озеро Чебаркуль, несколько совсем мелких осколков. Настолько мелких по сравнению с крупными кусками по соседству, что могут разочаровать. И зря, ведь любители астрономии умудрились добыть даже космическую пыль. И все эти «детальки» от метеорита представляют интерес для науки.

Фотография сделана телескопом «Хаббл», сейчас уже есть еще более четкое изображение с аппарата «Джеймс Уэбб»

Фотографию туманности Киля планетарию в Уфе подарили от Европейского космического агентства в честь 20-летия запуска телескопа «Хаббл» (это было в 1990 году, в декабре 2021 года за пределы Земли отправили более совершенный аппарат, новый телескоп назван в честь Джеймса Уэбба).

Кадр из шоу «Космические странники», которое пока в работе
Аппарат в центре — проектор звездного неба, но он временно не работает, оборудование на диагностике

На вопрос, в чем смысл и цель их работы, сотрудники уфимского планетария отвечают, что занимаются просвещением, популяризируют науку.

Директор планетария Анна Петрова (в центре) и заведующий отделом производства программ Азамат Рахмангулов

— 95 процентов взрослых говорят, что были в планетарии в детстве. Как правило, приезжали организованно с классом. Но теперь ситуация несколько другая, по выходным приходят семьями. То есть люди идут сами, осознанно. И таких много, у нас мест в зале не всегда хватает, ставим стулья, — призналась директор планетария Анна Петрова. — Сейчас нет той обязаловки, что раньше, когда надо было выполнять план по походам в театр или на образовательные программы. Но школьники и учителя сами выбирают планетарий, у нас уже до конца мая расписаны все групповые посещения.

Еще кадр из новой программы, которая пока не вышла в прокат

В афишах планетария три десятка программ, часть из них предоставлена для проката, но есть и собственного производства. Да-да, в уфимском планетарии сами создают кино для любознательных и активно помогают своим коллегам как в России, так и за рубежом! Например, полнокупольное шоу «Путешествие к миллиарду солнц» подготовлено Европейским космическим агентством и ведущими планетариями Европы, включая уфимский планетарий — единственный представитель из России.

Создает фильмы заведующий отделом производства программ Азамат Рахмангулов, помогают ему четыре художника-аниматора. Пять человек — вот и вся команда.

Анимацию уфимский планетарий создает сам

Прямо сейчас отдел производства программ работает над новыми шоу «Звездные странники» и «Где живут звезды».

Нам повезло увидеть эпизод из еще сырых «Странников», сюжет фильма несколько драматичен: главный герой никогда не видел родной планеты у далеких от Земли звезд, его предки вынуждены были отправиться в странствия по космосу после экологической катастрофы. Есть о чём подумать.

Кадр, который хочется поставить фоном рабочего стола на мониторе

Называть программы уфимского планетария просто кино, конечно, не совсем правильно.

— Кино все-таки больше развлекает, а у нас главная цель — образовательная, мы — популяризаторы науки. Я верю, что наша работа меняет отношение людей к своей планете, да и вообще к мирозданию, — призналась директор планетария.

В уфимском планетарии взяли в плен молнию! На самом деле в колбах — холодная плазма, то есть газ, через который пропускают ток высокого напряжения

— Когда я презентовал программу «Внеземная жизнь», на премьеру приезжали журналисты. Не поверите, но после просмотра меня на полном серьезе спрашивали, на какой планете живут существа, которых я нафантазировал. Точнее, смоделировал, опираясь на науку, — посетовал Рахмангулов на уровень образования. — Очень часто после демонстрации программы ко мне подходят взрослые люди с вопросом, правда ли Земля плоская. Слышать подобные вопросы ну очень странно.

Уфимский планетарий как-то проводил анкетирование, и, по словам Рахмангулова, 80% взрослых не знает, почему сменяются времена года. На самом деле это одно из самых распространенных заблуждений не только в Уфе, а во всем мире — люди думают, что зима наступает, потому что Земля отдаляется от Солнца. На самом деле наша планета, двигаясь вокруг светила, всего лишь поворачивается к нему другим «боком».

Обидно, что нет глаз на затылке, ведь шоу полнокупольное, и часть картинки просто выпадает из поля зрения
В день посещения планетария корреспондентами UFA1.RU демонстрировали фильм «Созвездия»

— Планетарий хоть и муниципальное учреждение, но действительно очень успешно работает. В зале 60 мест — этого очень мало. Претендовать на новое здание мы пока не можем, конечно, на такое требуется слишком много денег, это десятки миллионов. Но мы развиваемся, у нас очень технологичное оборудование. И мы ушли очень далеко от того уровня, который многие взрослые помнят по школе, — резюмировала Анна Петрова.

Триптих и купол, под которым прячутся метеориты, стали для посетителей «космической» фотозоной

Самый старый из экспонатов — кусок хондрита, упавшего около села Царев в Волгоградской области. 6 декабря 1922 года выпал очень сильный метеоритный дождь, самый крупный над территорией России и третий по мощности во всем мире: крупнее наблюдали только над Китаем (Kiren, 1976 год) и Мексикой (Allende, 1969 год). Волгоградский метеорит, однако, не сразу был найден. Его попросту потеряли, неправильно рассчитав траекторию полета. Нашли только в 1979 году благодаря электросварщику Борису Никифорову. На камни наткнулись пахари, работавшие в поле, но Никифоров, сильно интересовавшийся астрономией, не поверил, что это обычные булыжники, свез их все к себе во двор и написал письмо в Академию наук СССР, попросив прислать к ним специалиста, потому что «у нас тут залежи небесных тел». Специалиста прислали, но не сразу, Никифорову пришлось ученых уламывать и убеждать. И все-таки он это сделал.

Еще один кусок метеорита под стеклянным куполом в фойе уфимского планетария сильно отличается от своих соседей — бесформенный и с острыми краями, будто расплавленный металл выплеснули. Этот кусок железа вполне может оказаться ядром, а камни — корой мифической планеты Фаэтон, которой теперь, конечно, не существует. Ученые лишь предполагают, что пояс астероидов между Марсом и Юпитером когда-то был единым небесным телом, разрушившимся в результате космической катастрофы. Если эта теория верна, то метеориты, падающие на Землю, — это обломки Фаэтона. А ценность их в том, что, исследуя состав, ученые строят свои гипотезы о рождении звезд и планет.

Обо всех экспонатах и о том, как они попали в уфимский планетарий, с охотой расскажет Анна, главное — не стесняться спрашивать.

Анна Мельникова рассказывает посетителям о метеоритах и других экспонатах, выставленных в фойе

— У меня в субботу-воскресенье иногда бывают интересные беседы с детьми. Они задают вопросы и иногда сами же отвечают друг другу. Я запомнила один диалог на всю жизнь. Девочка спросила: «А на Луне принцессы живут?» Пока я думала, как умно ответить, мальчик с серьезным видом ответил: «Там дышать нечем! Какие принцессы?!» Я только и смогла сказать: «Совершенно верно, там нет воздуха», — поделилась Анна Мельникова.

А еще она рассказала, что иногда посетители планетария спрашивают, можно ли увидеть звезды при дневных наблюдениях в телескоп. Как правило, она отвечает, что можно, но только одну — Солнце.

Первое и второе — по 450 рублей, десерт — 350 рублей, оплата — картой, вкус — волшебный

Космическая еда в автомате — не муляж, именно такую пищу отправляют космонавтам на МКС. В уфимский планетарий его поставляют непосредственно от производителя. Один тюбик, скажем, рагу или картофельного пюре с курицей обойдется в 450 рублей. Не удивляйтесь, но в тюбики «заворачивают» даже шаурму, ведь космонавты — такие же люди, как мы, только выносливее (и, возможно, везучее). Еще в автомате есть мороженое, оно дешевле — 350 рублей. По вкусу — это то самое любимое лакомство из детства, но не ломит зубы холодом и не капает на одежду, растаявши от тепла. В общем, попробовать действительно стоит.

Если прийти в планетарий сытым только ради программы, то затраты окажутся весьма скромны: взрослый билет стоит 250 рублей, детский и для льготных категорий граждан (пенсионеры и студенты) — 200 рублей. А кроме того, каждую субботу с 11:00 до 13:00 при хорошей погоде на площадку перед планетарием выносят телескоп с фильтрами для наблюдения за Солнцем. Заглянуть в него свободно может любой желающий, правда, придется выстоять очередь.

За актуальными новостями Уфы и Башкирии следите в нашем Telegram-канале. Подписывайтесь и будьте в курсе главных событий.
Звоните круглосуточно8 (347) 286-51-96