Недвижимость Владислав Афанасьев, директор компании «Домоуправление «Южный»»: «Деньги в ЖКХ придут, когда в этой сфере будет минимум политики»

Владислав Афанасьев, директор компании «Домоуправление «Южный»»: «Деньги в ЖКХ придут, когда в этой сфере будет минимум политики»

Только за девять месяцев 2013 года уфимцы задолжали 1,2 миллиарда рублей за коммунальные услуги. Можно ли улучшить ситуацию с платежами и полностью перевести жилищно-коммунальное хозяйство в сферу бизнеса? Эти и другие вопросы проект «Дом» обсудил с директором компании «Домоуправление «Южный»» Владиславом Афанасьевым.

– Владислав Львович, вы были участником прошедшего в Курултае-Госсобрании РБ круглого стола о неплатежах в сфере ЖКХ. К каким выводам вы пришли после обсуждения? Что нужно сделать, чтобы нормализовать ситуацию?

– После ноябрьского круглого стола стало очевидно, что вопрос нужно решать системно. Виновником неплатежей не является кто-то один: физлица (собственники и наниматели), управляющие компании и ТСЖ, ресурсоснабжающие организации и так далее. На сегодняшний момент недоработки есть у каждой стороны. Меры по улучшению ситуации должны быть также комплексными. На обсуждении в Курултае было озвучено, что не все резервы, способные повысить эффективность сбора платежей за ЖКХ, сегодня используются. Например, мы не полностью задействуем многие современные платежные инструменты (банковские сервисы, терминалы и так далее). Есть, например, такой очень эффективный банковский инструмент, как автоплатеж. Почему он до сих пор не используется в ЖКХ? В связи с этим на круглом столе возникло предложение следующую встречу комитета парламента по жилищной политике и инфраструктурному развитию посвятить роли банков в решении проблемы неплатежей.

Отладить необходимо и соблюдение графика платежей. Для сравнения. Граждане привыкли получать зарплату, к примеру, 5-го и 20-го числа каждого месяца и в связи с этим строят свои жизненные планы (например, взносы по кредиту или плату за детский сад). Подобный же принцип действует в жилищно-коммунальной сфере. Когда деньги приходят вовремя, каждое звено в системе работает более эффективно. Например, управляющая компания занимается энергосбережением и покупает на несколько домов датчики движения или энергосберегающие лампочки. Когда деньги выплачиваются гражданами не «размазано», по копейке, а в определенные даты, ты можешь осуществлять оптовые или мелко-оптовые закупки, идет экономия средств. Ведь в том числе и из таких факторов складывается благополучие ЖКХ.

Позитивно на ситуацию с оплатой может повлиять система единого окна. Не случайно и государство, и муниципалитеты стремятся к ее повсеместному внедрению. Удобно, когда граждане могут решать свои вопросы здесь и сейчас, а не посетив целый ряд ведомств. Нечто подобное мы хотим создать и в нашей компании. Чтобы человек, заходя на сайт по логину и паролю, попадал в свой кабинет. Там он видел все, что связано с его квартирой (архив платежей и другие данные индивидуального характера). Оттуда мог перейти в любую банковскую и небанковскую платежную систему и в любое время суток в любой точке мира оплатить жилищно-коммунальные услуги и не только. Весь мир переходит на оплаты по карте, интернет-платежи. Это требование времени, и мы начали соответствующую работу.

– Почему вы лично участвуете в круглых столах? Невозможно отладить ситуацию автономно, в рамках одной управляющей компании?

– Мой личный интерес – донести свое видение до партнеров. Договариваться с каждым отдельным банком сложно и затратно по времени. Когда же идея тех же личных кабинетов будет воспринята банковской сферой в целом, это повысит эффективность взаимодействия с каждой отдельной организацией. Подобные круглые столы приводят сферу ЖКХ к единому знаменателю. Мы определяем, в каком состоянии находится отрасль, какие проблемы необходимо решать, какие инструменты и методы лучше применять для этого и так далее.

– Почему, на ваш взгляд, сфера ЖКХ так сложно перестраивается на бизнес-модель?

– Этот процесс длится с 1992 года. Периодически вся страна пытается осуществить некий последний рывок, но принципиально ситуация не меняется. На мой взгляд, у субъектов ЖКХ: граждан, управляющих компаний, ресурсоснабжающих организаций, муниципальной власти – нет общего видения этого процесса. Когда понимание появится, жилищно-коммунальное хозяйство станет сферой, интересной для предпринимательства. Между тем ЖКХ нужны серьезные и долгосрочные инвестиции из-за устаревших жилищных фондов, необходимости модернизировать инженерные системы и коммуникации и так далее.

В ноябре я был на парламентских слушаниях в Госдуме. В числе выступавших перед нами был представитель иностранного инвестора. По его словам, чтобы серьезный бизнес пришел в эту отрасль, необходимы следующие меры. Во-первых, простые и понятные правила игры. По подсчетам Минрегионразвития, начиная с 1992 года издано более 3000 нормативных актов, регулирующих сферу ЖКХ. Законодательство необходимо упростить. Во-вторых, эти правила должны быть стабильными и не меняться как минимум 10 лет. Третье – минимум политики в этой сфере. Во главе всего – нормальные отношения заказчика и исполнителя услуги и здоровая конкуренция среди предпринимателей.

– Как вы оцениваете так называемую модернизацию сферы ЖКХ и в частности начинание с раскрытием информации управляющими компаниями?

– На мой взгляд, говорить о модернизация ЖКХ рано. Есть посыл к модернизации. Государство видит разрешение проблем отрасли в приходе частного инвестора, с одной стороны, и повышении контроля за исполнением обязательств участниками процесса, с другой. Когда инвестор появится, начнется модернизация и реформирование. Пока же идет отрабатывание отдельных направлений. Работа не носит системный, взвешенный характер. Пример тому – ОДН, которые законодатели, с подачи некоторых некомпетентных чиновников, все время куда-то перемещают: то «прячут» в «содержание дома», то прямо увязывают с обязанностями потребителей-граждан. Теперь вот, не зная как правильно разрешить проблему, искусственно, на одном эмоциональном факторе, установили для общедомовых нужд норматив. Причем привязали его сверхлимитную часть к бремени управляющих компаний. Почему не книжного магазина или аптеки? На мой взгляд, это толкает компании в сторону банкротства. А что от такой чехарды в голове у жителей домов?

Если говорить о раскрытии информации, то человек в праве знать, за что платит. Когда ты покупаешь колбасу, ты можешь ее подержать в руках, изучить дату изготовления. В ЖКХ с данным вопросом не все так просто.

По мнению ряда специалистов, в законодательстве имеется явный перегиб в плане объемов раскрытия. К тому же, часть информации просто не востребована жителем, а часть – опасна для управляющих компаний. Это все-таки коммерческие организации, и не надо забывать, что существует такое явление, как недружественное поглощение, рейдерство. Как только какая-то сфера становится мало-мальски интересной, туда устремляются лица с корыстными намерениями. Зачем мы рейдеру выкладываем всю подноготную о компании? Надо еще раз обдумать и границы раскрытия, и круг субъектов раскрытия. Жителям ведь не менее интересно, из чего, например, состоит тот или иной энергетический тариф. Тем более коммунальные услуги составляют в квитанции на квартплату в среднем три четверти суммы, а это куда существеннее, чем доля за жилищные услуги.

– И что же делать?

– Мы, как и муниципальное Сипайловское УЖХ, пошли в следующем направлении. В настоящее время мы занимаемся внедрением информационно-программного комплекса «СУПЕР МКД». «Супер» используется здесь не в качестве модного слова. Название комплекса – это аббревиатура от слов «содержание, управление, планирование и ежегодный ремонт многоквартирных домов». Управляющим компаниям «СУПЕР МКД» позволяет четче организовывать свою деятельность. Действовать не по аварийному принципу: прорвало – заткнули, сломалось – наладили, лопнуло – заварили, а проводить регламентные работы планово, заранее. Ведь по сути, ЖКХ – это абсолютно производственная сфера, сродни промышленности.

При использовании «СУПЕР МКД» в базу данных вводится очень большой объем различных параметров. Это и технические данные, и фото здания в различных ракурсах, и многое-многое другое. Также программа предусматривает учет всех обращений граждан. В Интернете есть портал, где можно посмотреть данные от управляющих компаний, использующих информационно-программный комплекс. Таким образом, жители смогут, например, отслеживать, в каком состоянии их дом, получать даже больше информации, чем требует законодательство. Мы сейчас на стадии внедрения этого комплекса.

Фото: Фото из личного архива Владислава АФАНАСЬЕВА

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE1
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем