Город Должно ли быть легализовано убийство?

Должно ли быть легализовано убийство?

Вчера мы писали о том, что житель Уфы убил друга из сострадания. Напомним, что 35-летний мужчина страдал от хронического заболевания головного мозга, кроме того, у него был туберкулез в стадии распада легких...

" src=

Вчера мы писали о том, что житель Уфы убил друга из сострадания. Напомним, что 35-летний мужчина страдал от хронического заболевания головного мозга, кроме того, у него был туберкулез в стадии распада легких. Не в состоянии вынести эту боль, уфимец попросил друга пристрелить его.

Сам мужчина не мог лишить себя жизни. Он был глубоко верующим человеком и не мог себе позволить совершить такое деяние. Поэтому попросил друга взять этот «грех» на себя. Он дал ему самодельный пистолет и боеприпасы к нему, разработал план, инсценировал ограбление собственной квартиры, чтобы отвести подозрения от друга, рассказывает старший помощник прокурора РБ Лариса Кучина.

Действуя согласно плану, разработанному больным, исполнитель последней воли умирающего связал его руки и ноги скотчем и изолентой, заклеил рот лейкопластырем и совершил два прицельных выстрела. Затем скрылся с места происшествия, однако через неделю был задержан. В итоге мужчину, раннее неоднократно судимого за кражи, приговорили к шести с половиной годам лишения свободы в колонии строгого режима.

Кстати, согласно религиозным канонам, самого больного человека это не спасло. «Сама мысль о том, чтобы закончить свою жизнь, греховна. На самом деле то, что он попросил кого-то убить себя, даже еще больший грех», – объяснил корреспонденту Ufa1.ru секретарь Первой уфимской соборной мечети Рустам-хазрат Шарифуллин.

Виновен ли убийца?

Однако оставим Кесарю – кесарево, богу – богово, а сами обратимся к живым. Заслуживает ли сам убийца такого сурового наказания? По закону, конечно, да, – он убил человека, за что и был наказан.

А если прислушаться к собственным ощущениям? А если бы рядом с нами страдал близкий человек, и мы знали, что никто не в силах ему помочь облегчить его страдания? Именно в таких случаях, когда требуется не только соблюдение буквы закона, но человеческое отношение, на первый план выступает суд присяжных. Ведь присяжные в отличии от судей не должны следовать исключительно закону, они должны слушать сердце.

В переводе с греческого «эвтаназия» – это благая смерть. Впервые термин был использован в XVI веке английским философом Фрэнсисом Бэконом для обозначения «легкой», не сопряженной с мучительной болью и страданиями смерти, которая может наступить и естественным путем. В XIX веке эвтаназия стала обозначать «умерщвление пациента из жалости». В теории выделяются два вида эвтаназии: пассивная эвтаназия (намеренное прекращение медиками поддерживающей терапии больного) и активная эвтаназия (введение умирающему лекарственных средств либо другие действия, которые влекут за собой быструю смерть). К активной эвтаназии часто относят и самоубийство с врачебной помощью (предоставление больному по его просьбе препаратов, сокращающих жизнь).

К сожалению, адвокат подсудимого Татьяна Губайдуллина в данный момент находится в командировке в Санкт-Петербурге и не может прокомментировать ситуацию с юридической точки зрения.

«Прежде чем судить этого человека, надо искать первопричину. Да, человек не имел права убивать другого человека, но как его довели до такого состояния, что он должен был делать такой выбор? В первую очередь виной всему недоработка нашей медицины, – заявляет президент ассоциации онкологов РБ профессор, доктор медицинских наук Шамиль Ханафиевич Ганцев. – К сожалению, люди, страдающие такими тяжелыми хроническими заболеваниями, как правило, изолированы от мира. Они вынуждены страдать в одиночестве, лишены элементарной социальной, а главное психологической поддержки».

В США, кстати, организовано общество «Сострадание в смерти», персонал которого состоит из добровольцев: врачей, медицинских сестер и представителей церкви. Члены общества оказывают консультационные услуги неизлечимым больным, которым современная медицина не может помочь избавиться от страданий и намеревающимися оборвать свою жизнь, приняв смертельную дозу морфина или другого лекарства, а также находятся с умирающими больными в последние минуты их жизни.

Эвтаназия – легализованное убийство или избавление от мучений

Жаркие споры вокруг эвтаназии не утихают до сих пор. «Легкая смерть» при соблюдении весьма строгих правил законодательно разрешена в нескольких странах, в том числе Нидерландах, Бельгии, Швейцарии и в двух штатах Америки – Орегон и Калифорния. Причем Американская медицинская ассоциация приняла решение о запрещении своим членам участие в эвтаназии, выдвинув лозунг: «Врачи не должны быть палачами». По некоторым источникам, по данным на 2007 год, в штате Орегон своим правом на добровольный уход из жизни с 1998 года воспользовались 170 человек, в Бельгии с 2002 года – 400 человек, а в Голландии только за 2005 год добровольно ушли из жизни 4300 человек.

Реально же, по данным экспертов, эвтаназия действует практически во всех странах мира, даже там, где она категорически запрещена.

Еще в 2007 году в Совете Федерации готовился законопроект, разрешающий эвтаназию в РФ. В случае его принятия неизлечимых больных по их просьбе могли лишать жизни, если такое решение утвердит консилиум врачей, а затем и комиссия, состоящая из медиков, адвокатов и представителей прокуратуры.

Однако в лечебном отделе министерства здравоохранения РБ нам пояснили, что в данный момент эвтаназия на территории России запрещена, более того, в случае ее применения врачи будут преследоваться согласно Федеральному закону РФ «Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан», статья 45 которого гласит: «Медицинскому персоналу запрещается осуществление эвтаназии – удовлетворение просьбы больного об ускорении его смерти какими-либо действиями или средствами, в том числе прекращением искусственных мер по поддержанию жизни. Лицо, которое сознательно побуждает больного к эвтаназии и (или) осуществляет эвтаназию, несет уголовную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации».

Помимо религиозных и этических аспектов, против эвтаназии выступают и по иным причинам. «Если бы я жил в другой стране, – говорит Шамиль Ханафиевич, – я бы, может, и поддержал легализацию эвтаназии, но в России уже на следующий день после принятия закона начнется злоупотребление им. Пациентов будут просто убивать из-за квартир, денег и так далее».

Церковь против

Русская православная церковь также категорически против признания законности эвтаназии. Патриарх Московский и всея Руси Алексий II убежден в том, что независимо от состояния больного нужно всегда надеяться на милосердие божие и чудо, которое в любой момент может изменить состояние страждущего человека. В Коране говорится, что Аллах создает болезни и лекарства от них. Католическая церковь смягчила свое категорическое неприятие эвтаназии, после заявления Папы Римского Иоанна Павла в 2002 году о том, что использование медицинского оборудования для спасения жизни больного в некоторых случаях может быть «бесполезным и неуважительным по отношению к пациенту».

Споры об эвтаназии длятся уже десятилетия. К единому мнению люди так и не пришли. Да и вряд ли оно возможно. А пока происходят такие ситуации, и люди вынуждены брать на себя тяжкий груз ответственности за смерть близких или просто смотреть, как они умирают в мучениях. У человека есть право жить, а есть ли у него право умирать?

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем