Город Казнить или помиловать подростка?

Казнить или помиловать подростка?

Нужно ли судить подростка, совершившего преступление, так же строго, как взрослого человека? Или стоит делать некоторые «скидки» на возраст? В Башкирии идет реализация пилотного проекта по внедрению ювенальных технологий...

Нужно ли судить подростка, совершившего преступление, так же строго, как взрослого человека? Или стоит делать некоторые «скидки» на возраст? В Башкирии идет реализация пилотного проекта по внедрению ювенальных технологий в судопроизводство. Недавно были созданы специализированные судебные составы по рассмотрению дел, которые касаются несовершеннолетних. Сторонники ювенальной юстиции считают, что такой подход поможет снизить подростковую преступность. Главным плюсом эксперты считают тот факт, что суд тесно взаимодействует с социальными службами, причем и после вынесения судебного решения.

«Реализация пилотного проекта по внедрению ювенальных технологий показала, что регион располагает большими возможностями для успешного развития данного направления. В республике уже создана разветвленная сеть учреждений для социальной реабилитации несовершеннолетних, и мы, в свою очередь, рекомендуем районным и городским судам направлять в эти центры условно осужденных подростков», – рассказывает судья Верховного суда РБ, председатель судебного состава по рассмотрению уголовных дел и материалов в отношении несовершеннолетних Виталий Быкин.

Сейчас на базе Орджоникидзевского райсуда Уфы и Стерлитамакском городского суда функционируют специальные составы судей, которые рассматривают дела с участием несовершеннолетних.

«Необходимость создания специализированных судебных составов по рассмотрению гражданских дел, затрагивающих права и интересы несовершеннолетних, обусловлена тем, что первопричины большинства преступлений, совершенных несовершеннолетними, кроются в семье. Неслучайно рассматривать такие категории дел поручают судьям, имеющим необходимую подготовку и большой опыт работы в данном направлении. Ведь меры по защите прав ребенка, своевременно предпринятые государственными органами, позволят уберечь его от совершения противоправных деяний», – говорит судья Верховного суда РБ, председатель судебного состава по рассмотрению дел, затрагивающих права и интересы несовершеннолетних Стелла Черчага.

В криминальной хронике то и дело мелькают упоминания правонарушений с участием подростков. «В 2010 году было зарегистрировано 1865 преступлений, совершенных несовершеннолетними, что на 19,3% меньше, чем в 2009 году. За восемь месяцев 2011 года зарегистрировано 1046 преступлений, что на 158 преступлений меньше, чем за аналогичный период прошлого года, – сообщила старший помошник прокурора республики по взаимодействитю со СМИ Гузель Масагутова. – В том числе, с начала этого года зарегистрировано 275 тяжких и особо тяжких преступлений, совершенных несовершеннолетними, что на 20,1% меньше аналогичного периода 2010 года».

Однако, несмотря на определенную тенденцию к снижению, вопрос об уголовном судопроизводстве, который затрагивают права и интересы несовершеннолетних, не теряет своей актуальности.

«Верховный Суд РФ, исходя из того, что забота о будущих поколениях, защита прав детей и молодежи является одним из приоритетных направлений государственной политики, полагает, что воздействовать на сложившуюся ситуацию возможно только посредством внедрения восстановительного правосудия, которое заключается в том, что несовершеннолетний рассматривается не как объект уголовных репрессий, а как субъект для реабилитации и для ресоциализации», – говорит председатель Верховного суда РБ Михаил Тарасенко. По его мнению, следует больше практиковать ювенальные технологии.

Есть много противников ювенального правосудия. Они особенно любят приводить в качестве негативного примера историю Ирины Захаровой, которая не может добиться возвращения своей дочери из Франции.

«Ювенальная юстиция вызывает много споров. Почему-то многие воспринимают ее только как механизм отбирания ребенка из семьи. Но это, в первую очередь, технологии: специальные составы судей, в советские времена были и специальные прокуроры. Это осуществление правосудия в отношении несовершеннолетних, с учетом их особенностей, с учетом знания подростковой психологии. А такие вопросы, как лишение родительских прав, рассматриваются особенно внимательно. Ювенальное правосудие – это правосудие, лояльное к детям», – говорит депутат Госсобрания – Курултая РБ Лилия Гумерова. Депутат привела несколько цифр: во Франции (там давно применяются эти технологии) количество семей, лишенных родительских прав, редко превышает 100 в год. В то же время только в 2009 году родительских прав было лишено около 60 000 человек.

«Почему же тогда говорится, что эта система не работает? Конечно, есть отдельные случаи непрофессионализма, поверхностного отношения. Но введение ювенальных технологий востребовано временем – это один из способов защиты прав детей», – считает Лилия Гумерова.

«Внедрение ювенальной юстиции – это планомерное развитие. Наша судебная система строится по германскому принципу, когда суды специализируются на конкретных областях. Судья не может быть одинаково хорошим специалистом и в уголовном, и в гражданском праве. При работе с ребенком действуют совсем другие психологические законы, поэтому судье необходимы специальные знания, он должен иметь опыт психологической или педагогической работы, – говорит генеральный директор Центра конфликтологии и медиации Максим Беляев. – Я не думаю, что ювенальная юстиция резко изменит криминогенную обстановку или уровень преступности». Но снизить рецидив среди молодежи (по некоторым данным до 24,5%) вполне возможно. По словам Максима Беляева, применение к подростку такого наказания, как домашний арест, может помочь больше, чем колония для несовершеннолетних, после выхода из которой подростки снова совершают преступления.

Кстати, первым регионом России, где начали внедрять ювенальную юстицию, была Ростовская область. Результаты оказались весьма положительными.

«Существует масса способов работы с этой категорией несовершеннолетних. К примеру, в Таганрогском городском суде Ростовской области помощник судьи по социальным вопросам вместе с психологом организовывали для ребят, осужденных условно, экскурсии в музеи. Подобные мероприятия очень благотворно действовали на несовершеннолетних, которые сначала посещали музеи весьма неохотно, но потом участвовали в экскурсиях с большим интересом», – говорит Виталий Быкин.

Фото: Фото с сайта Foru.ru
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем