Город Отказ от ребенка – отказ от себя

Отказ от ребенка – отказ от себя

Сегодня многодетные матери удостоятся чести получить орден «Материнской славы» из рук президент РБ Рахимова. В последнее время демографической проблеме уделяется много внимания, и многодетные семьи поддерживают как могут...

" width=

Сегодня многодетные матери удостоятся чести получить орден «Материнской славы» из рук президент РБ Рахимова.

В последнее время демографической проблеме уделяется много внимания, и многодетные семьи поддерживают как могут. Государственные меры поддержки населения возымели свое действие. В республике за прошедшие полгода рождаемость выросла на 0,8 %.

Может, рождаемость и увеличивается, но растет и количество женщин, которые отказываются от детей. Причем речь идет не столько об абортах, сколько об официальном отказе от уже рожденного малыша.

«Как правило, мы стараемся предотвратить такие побеги родителей от детей. Если мама состоит в группе риска (неблагополучная семья, несовершеннолетняя девочка, которая боится гнева родителей), мы вызываем представителей органов опеки и попечительства и вместе с ними стараемся разъяснить ситуацию. В месяц у нас бывает один, редко, когда два отказника. Не больше», – говорит заместитель главного врача по родовспоможению, начмед ГКБ №8 Зиля Шевченко.

Благотворительный фонд «Наши дети» также всерьез озаботился проблемой детей-отказников. Представители фонда стремятся не только помочь детям, которые остались без попечения родителей, но и проводят профилактику отказов. Они создали службу по профилактике и предотвращению отказов от новорожденных и от детей до семи лет в семьях, находящихся в кризисной ситуации.

«К сожалению, с наступлением кризиса брошенных детей стало больше, – говорит координатор проекта фонда «Сухая попа» Элеонора Луковенко. – Совсем недавно мы посещали палаты отказников в городских больницах. Там был мальчик трех лет, которого просто подкинули в подъезд, как котенка. Теперь придется искать его родителей и требовать подписать официальный отказ. Только после этой процедуры мальчика можно будет отдать на усыновление. Или его передадут в дом ребенка, а ведь там тоже отнюдь не индивидуальный подход к каждому маленькому человеку. Это такой круглосуточный детский сад, только без надежды вернуться к маме».

Начальник управления по опеке и попечительству администрации Уфы Милана Скоробогатова рассказывает: «Да, такие случаи, хотя редко, но бывают – кто-то оставляет в роддоме и сбегает. Кто-то «забывает» забрать ребенка из больницы. Ставить крест на таких подкидышах или говорить о том, что они обречены жить в детском доме, нельзя. Просто усложняется процедура. Для начала составляется акт о подкидывании, устанавливается примерное время и место рождения малыша, потом проводятся розыскные мероприятия совместно с местными РОВД.

Сам малыш сразу направляется в больницу на обследование. Если родителей находят, то просят оформить отказ от ребенка надлежащим образом. Если не находят, то при условии, что малыш здоров, и при наличии людей, желающих его усыновить, его могут передать в приемную семью с последующей процедурой усыновления. А вот если у ребенка серьезные заболевания, то его могут отправить в дом ребенка на лечение. Каждый случай рассматривается отдельно, и все действия совершаются в интересах ребенка».

Однако решать последствия гораздо труднее, чем предотвратить беду. Проблемой детей-отказников Министерство здравоохранения РБ всерьез озаботилось и попыталось с помощью специально разработанной анонимной анкеты нарисовать социальный портрет женщины, которая отказывается от детей, и таким образом вычислить группу риска и скорректировать систему мер по профилактике социального сиротства.

По данным, предоставленным пресс-службой Министерства здравоохранения РБ, с января 2009 года таких женщин в Башкортостане оказалось 84. В основном это городские жительницы.

Как отмечает заместитель министра здравоохранения РБ Pалида Шакирова, в результате анализа анкетных данных выяснилось, что группу риска составляют женщины до 25 лет, со средним и средним специальным уровнем образования, неработающие, незамужние, нуждающиеся в материальной помощи, оценивающие свой социальный статус как удовлетворительный и считающие, что улучшение материального и социального положения повлияет на их решение.

Больше половины женщин указали, что одна из причин отказа – отсутствие необходимого материального обеспечения и условий для проживания.

Однако с таким походом дела не согласен Валерий Семенов, который вместе с женой Галиной воспитывает 13 детей (http://ufa1.ru/news/63857.html).

«Я не могу понять таких людей, которые предпочитают сначала купить квартиру или машину, прежде чем завести детей, – признается отец большого семейства Валерий Семенов. – Это люди не вписываются в мое мировоззрение. Получается, что они рассматривают ребенка с точки зрения вложения капитала. А мне кажется – появится ребенок, появятся и возможности»

Об этом же говорит и мама девятерых детей Галина Беляева, получившая медаль «Родительская слава» из рук Президента РФ Дмитрия Медведева, убеждена, что все трудности преодолимы: «Мы никогда не сожалели, что у нас много детей, конечно, иногда в семье случается маленький финансовый кризис, но все поправимо. Да и что касается присмотра за детьми. На самом деле это только кажется, что трудно. А на деле – старшие помогают смотреть за младшими. И чем взрослее детишки, тем легче».

Социальная политика большинства современных европейских стран предусматривает оказание одиноким семьям значительной помощи со стороны государства, в отличие от России. Одним из примеров модели помощи малообеспеченным одиноким родителям является Великобритания. Здесь более половины всех одиноких родителей получают материальную помощь в рамках программы «Поддержка дохода».

При этом одинокая родительница может оставаться дома по достижении ребенком 16 лет, получая необходимое содержание от государства. Одинокие матери также получают пособие на детей, бесплатно пользуются услугами государственного здравоохранения и имеют преимущественное право на получение государственного жилья.

В настоящее время государство тратит больше средства на содержание детей-сирот, создаются все новые и новые государственные, общественные организации и фонды, призванные помощь детям-сиротам, но это ни в коей мере не решает вопросов предупреждения социального сиротства. Но профилактике столь сложного социального явления в практическом плане противостоят лишь акушер и юрист родильного дома, который оформляет документы для передачи ребенка в приют. Естественно, что ни тот, ни другой не подготовлены.

Впрочем, 33% опрошенных женщин признались, что на решение об отказе от ребенка может повлиять оказание помощи – материальной, бытовой, психологической.

Конечно, во многом большую роль, по словам психолога, врача, заведующей отделом детской офтальмологии отделения психофизиологической коррекции и реабилитации Всероссийского центра глазной и пластической хирургии Гульнары Резбаевой, играет психологический фактор, а не социальный.

Оставит ли женщина ребенка в роддоме – зависит от того, в какой среде она сама росла, развивалась, как строились отношения между родителями, насколько она психологически созрела для материнства. Как признается Гульнара Нилевна, 30-летняя женщина может по внутреннему ощущению быть лишь маленькой девочкой, то есть она не готова стать матерью. При этом социальные условия могут быть отнюдь не плохими. Нередко женщина оставляет ребенка, когда во главу угла она ставит отношения с мужчиной. «Если он меня бросает, значит, я брошу и ребенка. Такова ее психология», – говорит врач. Или же мужчина не желает ребенка, а она идет на поводу. Только сохранит ли такой поступок отношения – тоже вопрос.

В последнее время активно вводится в обиход понятие «перинатальный психолог» – специалист, который сопровождает женщину в период индивидуального развития плода от 28 недель после зачатия до семи дней после рождения, работает с ней, «курирует» ее психологическое состояние. По словам психолога Гульнары Резбаевой, самым известным специалистом в этой области является Игорь Валерьевич Добряков – сопредседатель секции перинатальной психологии Российского психологического общества.

В Уфе Игорь Валерьевич хотел создать даже Общество перинатальных психологов, но его идея не нашла поддержки. Суть проекта заключалась в объединении всех психологов в работу по одной практике, поскольку сейчас психологи придерживаются разных методик. Это бы облегчило работу в направлении профилактики отказов женщин от детей на психологическом уровне, признается Гульнара Нилевна. А также позволило бы работать в тандеме с акушерами-гинекологами.

Однако исследование министерства здравоохранения позволяет надеяться на то, что теперь будет учитываться и индивидуально оцениваться весь комплекс социальных факторов и проводиться профилактика сиротства. То есть это будет борьба с причинами, а не со следствиями. Теперь осталось только надеяться, что теория реализуется на практике.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем