Город фоторепортаж «Идти на улицу или выжать максимум из цены»: как расселяют «квартал развалюх» в уфимской Черниковке

«Идти на улицу или выжать максимум из цены»: как расселяют «квартал развалюх» в уфимской Черниковке

Пока решается проблема, местные отбиваются от мародеров и бездомных

Уже около 5 лет застройщик пытается выселить жителей домов на уфимской улице Кольцевой в обмен на компенсацию

Жители целого квартала Уфы по улице Кольцевой оказались в непростой ситуации: их дома внезапно признали аварийными, а после внесли в списки на снос. Только выселять владельцев квартир взялась не мэрия, а застройщик «ПСК-6». Девелопер отказался выдавать уфимцам новое жилье и предложил взамен деньги за каждый квадратный метр. Правда, сумма у большинства пострадавших выходит такая, что на нее можно купить помещение лишь в аналогичном полуаварийном здании. Рассказываем, что на самом деле там происходит.

Речь идет о домах под номерами 142, 142б, 144а, которые на днях попали в списки на снос, опубликованном на официальном сайте управления земельного имущества Уфы. Согласно документу, здания вошли в программу по реновации в начале 2010-х годов, однако аварийными их признали лишь после 2014 года, когда девелопер ООО МТПК «Маштехресурсы» получил право застройки на данной территории.

Дом № 144

Планы у компании были большие — превратить улицу Кольцевую в центр притяжения молодых семей не только со всего района, но и из других точек города. Одним из первых этапов на пути стало строительство ЖК «Первомайский» на пересечении одноименной улицы с Черниковской. К несчастью, в мае прошлого года «Маштехресурсы» подали на банкротство, оставив без жилья несколько десятков дольщиков. Среди сбытого на возмещение убытков имущества оказалось и право застройки Кольцевой.

Новым правопреемником стала компания «ПСК-6» — организация, известная по скандалу с возведением жилого комплекса на Шота Руставели. Учредителем фирмы, по данным из «Контур.Фокуса», является депутат Курултая Башкирии Олег Филиппов. К слову, партнером Филиппова и сооснователем компании был бывший депутат Уфы Андрей Носков, он в 2018 году передал долю Виктории Тарасовой, которую «Коммерсантъ» называет его дочерью. Помимо строительной деятельности, Носков также создал частную коллекции ретроавтомобилей, о которой мы рассказывали ранее.

На территории уже возводится несколько зданий будущего ЖК

Конфликт между застройщиком и жителями вспыхнул еще в мае этого года, когда жители дома № 148 обратились за помощью в нашу редакцию. Со слов одной из владелиц квартир Елены Киряковой, ПСК-6 предложил переселенцам по 50 тысяч рублей за каждый квадратный метр их жилья. При этом, согласно информации Башстата, цена за квадрат на вторичном рынке в Уфе составляет в среднем 104 124 рубля.

— Изначально нам предложили выкупную цену в 50 тысяч квадратных метров. Сейчас она, конечно, повыше, но даже так аналогичную квартиру даже в самой убитой хрущевке сложно купить. При этом ПСК-6 продает квартиры по 92 тысячи за квадратный метр. Я считаю, что каждый житель имеет право претендовать на это жилье, — говорила тогда Елена.

Дома износились, но действительно назвать их аварийными сложно

За почти полгода ситуация изменилась в лучшую сторону, рассказывает жительница дома № 142 Ольга. С ее слов, застройщик учел требования жильцов и поднял сумму выкупа до 80, а местами и до 90 тысяч за квадратный метр.

— Для нас этого достаточно, — говорит Ольга. — Знаю, что многим даже так не хватит на нормальную вторичку, однако ожидать, что жилье тут выкупят по цене выше рыночной — тоже глупо. Кто говорит, что им предлагают 60–70, тот врет и провоцирует, — говорит она.

В доме всего 2 подъезда по 8 квартир в каждом
Подъезд изнутри выглядит опрятно
Правда, потолок сильно просел

Сам дом № 142 частично расселен. Со слов местных, часть квартир собственники продали почти сразу, не пытаясь торговаться с застройщиком. Оставшаяся часть ждет, когда настанет их черед получать компенсацию. Но есть и те, кто верит, что их всё-таки расселят в квартиры. Однако живет, например, на втором этаже женщина, которую эта ситуация вообще мало волнует.

— Да мне *** [безразлично], что там хотят. Придут, выселят, заеду в новое жилье, проблема-то, — говорит она.

В целом квартал сложно назвать благополучным

Но всё это лишь одна сторона монеты, с другой ее стороны находятся два других дома — № 142б и 144а. Они также частично расселены — это видно по выбитым дверным проемам, отсутствующим рамам в окнах и оставленной наспех мебели. В здании таких квартир чуть ли не половина. Зайти в них можно прямо с улицы.

Один из домов со стороны
Внешне они уже куда сильнее пострадали
Внутри всё еще хуже. Тут в подъезде сразу встречает метровая яма
А вот так в дом попадают мародеры

В доме № 144а, который больше напоминает локацию для съемки фильма про постапокалипсис, по сей день живет пенсионерка. С ее слов, в здании на 16 квартир населенными остались от силы 3–4. Причина кроется всё в той же компенсации. Как говорит пенсионерка, за ее скромную однушку ПСК-6 предлагает 2,5 миллиона рублей. За эти деньги она может купить другую квартиру, но только в точно таком же черниковском бараке.

— У нас нет вариантов. Либо идти на улицу, либо пытаться выжать максимум из цены. Далеко не все готовы продать что-то вменяемое за 2,5 миллиона. Вы думаете, что нам самим нравится жить вот тут среди руин? Выбора у нас просто нет, — возмущается пенсионерка.

Пенсионерка одна из немногих, кто до сих пор борется за увеличение суммы компенсации

Со слов жительницы дома, лишь некоторым везет договориться с застройщиком на лучшие условия. Другим, впрочем, как и ей, приходится регулярно защищать свои жилища от бездомных и прочих желающих погреться в брошенных прежними жильцами квартирах. В большинстве из них даже есть диваны и кровати, а на кухнях течет вода. Правда, раньше там было больше всего — разграбили.

— Как только кто-то выезжал из квартиры, то туда сразу наведывались мародеры. Срезали батареи, трубы, раковины, провода. Всё повынесли, поэтому сейчас приходят редко, и то на ночлег. Выгоняем их гурьбой, всеми, кто остался, — делится женщина.

Одна из квартир изнутри
В этой комнате, например, кто-то вырвал трубы, из-за чего вода хлыщет прямо на пол
А вот так изнутри выглядит заколоченная квартира. Отметим, что вошли мы в нее через открытый подъезд

Почти все опрошенные утверждают, что они готовы расстаться с жильем, если им предложат достаточную компенсацию. Если же такого не случится, то они будут бороться до последнего, рассчитывая на помощь правоохранителей и благосклонность застройщика.

А пока что они вынуждены жить в таких условиях

Мы обратились за комментарием в пресс-службу прокуратуры Уфы. Основатели ПСК-6 отказались выйти на контакт, сославшись на занятость. Если все-таки получим ответ, опубликуем на сайте.

Напомним, аналогичная ситуация произошла на улице Правая Белая, правда, главным лицом здесь выступает не застройщик, а мэрия. Живущей в доме № 3 пенсионерке несколько лет не могли предложить достойный вариант для переезда. Всё это затянулось настолько, что она осталась жить одна посреди заброшенных домов.

По информации мэрии Уфы, вопросом реновации в городе занимаются застройщики, которые, как правило, предлагают небольшой размер компенсаций. Как вы считаете, это правильно?

Чиновники должны взять ответственность на себя и заранее обговаривать все условия с жильцами и застройщиками
Застройщик должен предложить больший размер компенсации
Их дом — их проблема. Даже по рыночной цене такое жилье мало бы кто купил
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем