Город Валентина Пастухова, декан филологического факультета Стерлитамакской государственной педагогической академии имени Зайнаб Биишевой: «Какой учитель русского языка и литературы в школе – такой и микроклимат в данном учебном заведении»

Валентина Пастухова, декан филологического факультета Стерлитамакской государственной педагогической академии имени Зайнаб Биишевой: «Какой учитель русского языка и литературы в школе – такой и микроклимат в данном учебном заведении»

Филологический факультет – один из старейших в городе Стерлитамаке. С него, вместе с физико-математическим факультетом, 70 лет назад началась история вуза – Стерлитамакского государственного педагогического института, а ныне Стерлитамакской государственной педагогической академии имени Зайнаб Биишевой. Накануне юбилея, который в ноябре этого года будет отмечать вуз, мы встретились с деканом филологического факультета Валентиной Яковлевной Пастуховой. Эта женщина с эмоциональным, непредсказуемым и очень экспрессивным характером знакома многим. Зная о ее «взрывоопасности», даже самые ленивые студенты стараются учиться, а добросовестные не позволяют себе расслабиться. Одни ее опасаются, другие на нее надеются, третьи в восторге от своеобразного юмора. Одно ясно – она никого не оставляет равнодушным. Валентина Яковлевна работает в педагогической академии уже 35 лет, 12 из них возглавляет филфак.

– Валентина Яковлевна, актуально ли сегодня филологическое образование?

– Актуально всегда. Но, к сожалению, в нашем обществе изменились приоритеты. Выпускники школ сегодня увлекаются юриспруденцией, менеджментом, экономикой… Профессию выбирают исходя из денежных интересов.

Люди, может быть, не совсем понимают, что вечными ценностями в любом обществе являются гуманистические ценности, составляющие центр филологического образования. На мой взгляд, какой учитель-филолог (учитель русского языка и литературы) в школе (гимназии, лицее), такой и микроклимат – я об этом всегда говорю учителям. Какие филологи – такой и общий уровень гимназий и школ, потому что они определяют все образование. Культура, литература, язык, история – все связано вместе. Наши выпускники востребованы, они работают не только в школах, но и в администрациях, национальных культурных центрах, в СМИ. Филолог – это культурный образованный человек, который карьеру себе всегда сделает. И еще. Филологическое образование любой студентке может пригодиться: для себя, для будущих детей, для будущей семьи. Быть образованным, культурным человеком, помогать детям, служить мужу во все времена актуально.

– Есть ли у вас ученики, которые, как и вы когда-то, решили продолжить дело своего учителя, пошли по вашим стопам?

– Конечно, есть: Игорь Анатольевич Сыров, Гузель Сарваровна Елизарова, Светлана Винеровна Минибаева, Ирина Альбертовна Смольникова и другие. Даже если один заинтересованный человек в группе слушает тебя, увлечен твоим предметом – уже все не зря... А иначе для чего работать?

– А вы, Валентина Яковлевна, огорчаетесь, когда выпускники впоследствии идут работать не по специальности?

– Не огорчаюсь, только рада. Наши выпускники Азат Мариусович Максютов, Николай Дмитриевич Герасимов, Павел Михайлович Вертянов и другие хорошо известны и в нашем городе, и в республике. Они состоялись, имеют достижения. И мы ими гордимся. Часто мне звонят предприниматели, спрашивают, кого я могу порекомендовать на работу в офис. Филолог может быть и секретарем-референтом, и правой рукой руководителя. Должна признать, что в школу сегодня не очень охотно идут выпускники. Но это уже другая проблема – проблема школ: зарплата низкая, условий не создают, образ учителя принижается, а ведь я еще помню времена, когда учитель был центром, с ним советовались, на него равнялись.

– Конечно, отношение к учителям заметно изменилось…

– Раз уж мы об этом заговорили. Фильм «Школа», который недавно показывали, я смотрела всего полторы серии. Одну серию полностью просмотрела, а на второй день телевизор включила – и не смогла смотреть. Современную школу я не идеализирую. Конечно, «Доживем до понедельника» – это другая школа, замечательный образ учителя представлен в фильме. Дай бог, чтобы в каждой школе хотя бы один такой был... Ясно, что в фильме собрано все лучшее.

Но учителя и сегодня хорошие есть. Меня и сегодня спрашивают знакомые, где найти хорошего учителя, в какую школу отдать своего ребенка. Родители стали задумываться, что нужно сразу попасть к хорошему педагогу, чтобы к ЕГЭ подготовиться, в вуз попасть. Хотя что-то сегодня я не понимаю в современном учителе: отношение к литературе, нежелание, чтобы ученики сдавали этот предмет. Для нас это проблема. Ученики должны пройти ЕГЭ не только по русскому, но и по литературе, если хотят попасть к нам на факультет. Двойная нагрузка на словесника: один и тот же учитель должен подготовить к ЕГЭ и по русскому, и по литературе. И школьники наши мало читают, это тоже проблема. Они больше ищут информацию в Интернете, книги не конспектируют, а ксерокопируют и даже не читают то, что отксерокопировали. И курсовые, и дипломные работы студентов…Сейчас же все можно в Интернете найти. Но есть, конечно, и хорошие студенты, их много, они учатся с интересом, занимаются научной работой, участвуют в художественной самодеятельности, волонтерском движении.

– Как относитесь к попыткам стандартизировать образование, в частности к введению ЕГЭ?

– Не очень хорошо отношусь, но понимаю. Раз Россия подписала Болонское соглашение, от этого уже не уйти. Во-вторых, новые стандарты предполагают модернизацию, новые формы обучения и контроля знаний, которые позволяют ученику себя проявить, а нам дают объективную оценку уровня знаний абитуриента. Но есть много и других причин, о которых я не хочу говорить. Преподаватели говорят в открытую, что есть и слабые, неподготовленные, неначитанные студенты…Но это происходит не из-за ЕГЭ. Изменилась жизнь, изменилось отношение к образованию. Молодые люди хотят быстро и легко закончить вуз, устроиться на работу, получать большую зарплату.

В 11 классе школы города Салавата проводили опрос. Весь класс написал, что хочет работать нефтяниками. Мы же не можем этого переломить… Это в целом отношение в обществе к образованию. Но я согласна с Дмитрием Анатольевичем Медведевым, что уже гордиться нашим образованием как раньше мы не можем. Нельзя стоять на одном уровне, надо идти вперед.

– Всем известно, что стране больше не нужны «белые воротнички». Нужны плотники, слесари, строители… Как вы относитесь к инициативе сократить число людей с высшим образованием?

– Я против сокращения. Что, все поедут в столичные города и будут учиться на контрактной основе? Я не согласна, чтобы закрывали вузы. Вузы учат профессии и воспитывают молодежь. Образование делает человека лучше. В нашей республике 12 высших учебных заведений, в Татарстане – 22 , в Самарской области – 17. Сравнивайте сами. Педагогические вузы в РБ, конечно, надо сохранить. Приходится учитывать и демографическую ситуацию, которая улучшится, говорят, к 2020 году.

Здесь много еще проблем. Мы готовим учителей в основном для сельских школ южного региона. Почему не хотят наши выпускники ехать на село? А где жить? Квартиру надо снимать. Не везде есть условия для научной работы, для отдыха, учеников мало, нагрузки немного.

– Сейчас часто в СМИ поднимаются дискуссии по поводу судьбы русского языка: литературные нормы не соблюдаются даже в государственных учреждениях. Что вы думаете по поводу лозунга «Прощай, великий и могучий!»?

– Это не совсем компетентный человек утверждает. Язык – это живой организм, он реагирует на все, что происходит в обществе, поэтому «вбирает» в себя заимствованные слова, жаргоны, арготические выражения, изменяется, отражая эпоху. Он никогда не может исчезнуть и погибнуть, если есть носители языка. Установлено, что, для того чтобы язык существовал, должно быть 100 тысяч человек этноса. Русский язык среди мировых языков на четвертом месте. Он востребован и в ближнем зарубежье, и в дальнем зарубежье. Никогда не соглашусь, что русский язык погибает. Спорьте со мной! А что такое язык теперь? Это удобный инструмент, обеспечивающий коммуникацию. Сегодня в век компьютеризации, Интернета главное, чтобы человек понимал, как язык использовать правильно и корректно.

– Сейчас в школе учеников обязывают изучать национальные языки, по этому вопросу ведется много споров. Нужны ли они выпускникам?

– Безусловно, национальные языки изучать надо. Это язык бабушки, мамы, это народные национальные песни и сказки. У нас на факультете изучают не только русскую филологию, но и татарскую, чувашскую. Изучаются иностранные языки (английский и немецкий). Чем больше ребенок будет знать языков, тем увереннее он будет себя чувствовать в будущем. В Башкирии государственными языками являются русский и башкирский. Поэтому изучение башкирского, конечно, необходимо. И если ребенок после школы владеет разговорной башкирской речью, то это поможет ему и в изучении других языков, в общении, в изучении культуры, истории тюркских народов.

Своей племяннице я одинаково покупаю книги как по русскому, так и по башкирскому языкам. Чем больше языков ребенок зна

ет, начиная с детского садика, тем он коммуникабельнее. Кстати, в России более 200 языков функционирует, а у нас в городе – в Стерлитамаке – около 80 языков. И это интересные факты. Они всегда будут привлекать внимание и увлекать с головой в изучение языков, их истории. Человек всегда стремится разгадать тайны языков и не может этого сделать...

– Я слышала, что в Стерлитамак на филфак даже иностранные студенты приезжают, из Китая, например.

– Раньше на филологическом факультете обучались студенты из Турции. Не так давно на нашем факультете закончили обучение студентки из Китая. И я, кстати, переживала: как они будут сдавать такие сложные предметы, как «Введение в языкознание» и «Общее языкознание»? Они сдали их лучше, чем многие наши студенты, потому что они неплохо были подготовлены, к тому же они усидчивые и трудолюбивые.

Китайский язык очень сложный, чтобы владеть им, надо выучить 50 тысяч иероглифов. Однако они освоили и русский язык. Проходили педагогическую практику в гимназии №2. Школьники от них ни на шаг не отходили, бегали за ними как хвостики, просили написать по-китайски то или иное слово. Студенты же записывали уроки и жизнь гимназии и класса на видеокамеру и представили интересные презентации на итоговой конференции. Они рассказывали ученикам о своей родине, о природе, о людях, о культуре, образовании и т.д. Одна студентка из Китая сегодня обучается в нашей аспирантуре, пишет диссертацию.

Есть у нас хорошие связи с Белоруссией и Молдовой. Наши студенты, обучающиеся по специальности «Иностранные языки», каждое лето выезжают в Соединенные Штаты Америки: они там проходят языковую практику и заодно подрабатывают.

– Говорят, что вы не равнодушны к спорту?

– Да, я заядлая болельщица. Я нервничаю, когда наши команды проигрывают. С интересом смотрю хоккей, футбол, Олимпийские игры, чемпионаты, «Большие гонки»... Наши – самые лучшие, я в этом убеждена! Огорчаюсь, когда проигрывают...

– А сами спортом занимались?

– Еще как. В студенческие годы занималась лыжами, ручным мячом. Я была капитаном команды. Я люблю спорт и сегодня. Зарядку делаю каждое утро, как бы я себя плохо ни чувствовала. По возможности хожу на лыжах.

– Женщины хотят быть руководителями. Вот и ныне в республике женщины-предприниматели проводят акцию «Женщины. Бизнес. Власть». Как вы воспринимаете это стремление?

– Женщины могут быть руководителями. В 1998 году я была одна женщина среди всех деканов факультетов. А сейчас нас уже 50%, а может быть, и больше женщин возглавляют структурные подразделения академии. Женщины более амбициозные, целеустремленные, организованные, они могут планировать, принимать удар и как-то из этого выкарабкиваться. Там, где мужчина расстроился, руки опустил – женщина идет дальше. Поэтому это хорошо... Пусть женщины берут власть в свои руки...

– Интернет, на ваш взгляд, – враг или друг образования?

– Это не друг и не враг. Надо просто его разумно использовать. Это удобно, быстро, эффективно в поиске информации, в организации своей работы, в общении друг с другом. Я сейчас активно осваиваю Интернет. Когда я его освою в полной мере, буду считать себя счастливым человеком.

– У студентов о вас очень неоднозначное мнение. Многих пугает ваш авторитарный стиль общения…

– Ну как это авторитарный? Не соглашусь. Да, я требовательная, но справедливая. Студенты ко мне идут с такими проблемами, с какими они даже к родителям не обращаются. У нас на факультете успешно функционирует студенческое самоуправление. Многие мероприятия, начинания происходят по инициативе самих студентов. Я всегда защищаю, отстаиваю, поддерживаю своего студента. Да, многие говорят, требовательная, строгая. Но я знаю, что ничего плохого никому не сделала, не оскорбила, не обидела. Коллектив большой – 1000 студентов и аспирантов, около 100 преподавателей. Такой коллектив надо направлять, вести.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем