У регионального перевозчика «Башавтотранс», похоже, открылось второе дыхание. Предприятие, которое находилось на грани банкротства, продолжает здравствовать: только за февраль этого года на сайте госзакупок ГУП разместил заявок на 43,4 миллиона рублей. В основном деньги потратят на текущие нужды — пять миллионов на техническое обслуживание и ремонт легковушек, еще пять — на метан, четыре — на сотовую связь.
При этом с прибылью у компании дела обстоят не очень хорошо. В прошлом году предприятие уже проверяла Контрольно-счетная палата. И только за девять месяцев нашла убытки на 337,5 миллиона. Это в два раза больше, чем в 2017 году. Руководитель ведомства Азамат Сулейманов говорил, что перевозчику уже давали установку выправиться — улучшить ситуацию с перевозками и сократить на маршрутах конкурентных «частников». Вместо этого руководство «Башавтотранса» решило продавать госимущество. Его успели распродать на 162 миллиона. Правда, что именно реализовал перевозчик, не говорится. Только это не помогло: на вырученные деньги собирались погасить лизинговые обязательства, но их пришлось потратить на текущие расходы.
— Сейчас у нас все в корне поменялось, и все это благодаря руководству Башкирии, — рассказал корреспонденту UFA1.RU генеральный директор «Башавтотранса» Надир Самиев. — У нас обновляется автопарк. В 1-м квартале текущего года к нам должно поступить 100 новых автобусов, в 3-м квартале еще 77, а к 1-му кварталу 2020 года еще 69 единиц.
Поручение оздоровить предприятие дал врио главы республики. Свое решение Радий Хабиров мотивировал тем, что в Башкирии много дорог, сложных и разветвленных, и сохранить госперевозчика стратегически важно. Руководитель региона поручил разработать механизмы развития предприятия на ближайшие пять лет. Особое внимание планируется уделять техническому состоянию автобусов, автовокзалам, привлекать квалифицированные кадры. И что немаловажно — исключить варианты с акционированием, а оставить государственную форму хозяйствования — унитарное предприятие.
Корреспонденту UFA1.RU удалось пообщаться с экс-министром финансов республики, а ныне председателем комитета Курултая по бюджетной, налоговой, инвестиционной политике и имущественным отношениям Ридой Субханкуловой. По словам экономиста, предприятия с государственной формой хозяйствования в мире можно пересчитать по пальцам.
— Минфин Башкирии зачастую сам был инициатором проверок на таких предприятиях, в том числе и на «Башавтотранс», — отметила Рида Тагировна. — Нигде в мире такого большого количества государственных предприятий нет, по количеству ГУПов мы занимаем лидирующее место.
Сам генеральный директор «Башавтотранса» отметил, что сохранить предприятие именно в форме ГУПа — это сберечь пять тысяч рабочих мест и социальных гарантий для сотрудников и их семей. И самое главное — обеспечить безопасную перевозку всех граждан республики.
Но не все так радужно, как хотелось бы. По информации источника UFA1.RU, работники государственных унитарных предприятий испытывают затруднения чаще, чем акционерных: в ГУПах нередко задерживают зарплату своим сотрудникам, возникают вопросы по оплате государственных и муниципальных контрактов. К примеру, в прошлом году, по данным экспертов аппарата уполномоченного по правам бизнесменов в Башкирии Рафаиля Гибадуллина, ГУП «Рощинский» не потянул оплату сразу четырех таких контрактов: предприятию «Башагромаркет» он задолжал более 4 миллиона рублей, а индивидуальному предпринимателю — 2,5 миллиона. Дела дошли до судов.
О том, что предприятие «Башавтотранс» находится на грани банкротства, заговорили в конце 2017 года. Тогда на вопросы: «Почему предприятие продает имущество?», «Кто заменит «Башавтотранс»? специально для UFA1.RU ответил генеральный директор ГУП «Башавтотранс» Разим Махиянов. В октябре прошлого года предприятие передумало пускать имущество с молотка, в бедах компании взялись разбираться правоохранительные органы.
Если вы хотите поделиться интересной информацией, ждем ваши сообщения, фото и видео на почту редакции, в наши группы «ВКонтакте», Facebook и «Одноклассниках», а также в WhatsApp или Viber по номеру +7 987 101–84–78. Подписывайтесь на наш канал в Telegram.