
Хабиров утвердил Клебанова в должности в декабре 2022 года
В Подмосковье умер бывший министр транспорта Башкирии Александр Клебанов. Для экс-чиновника это были родные края, в которые ему пришлось вернуться после долгих лет странствия по Прикамью. Почти весь последний год Клебанов находился под следствием из-за громкого дела о взятках, но начиналось всё, конечно, не так. UFA1.RU рассказывает его биографию.
Москвич на такси
Александр Клебанов родом из Москвы, там же он учился в двух вузах: окончил Российский университет дружбы народов и Российскую академию народного хозяйства и государственной службы при президенте.
Где Клебанов работал в 1990-х и 2000-х, точно неизвестно. Как указано в «Контур.Фокусе», в 2006 году он зарегистрировал компанию «Ав-Ак», которая торговала алкоголем и табаком. Что интересно: в 2012 году к нему присоединился бизнесмен Александр Выголовский. В Липецке он возглавлял местные автобусные линии (аналог нашего «Башавтотранса») и казенное «Агентство автотранспорта», в Москве занимался стройкой, а в Якутии добывал цветные металлы. «Ав-Ак» просуществовал до 2016 года.
В 2008 году Клебанов зарегистрировал свою вторую компанию — ООО «Априори», которая сдавала авто в лизинг. В 2016 году фирму исключили из реестра юрлиц как недействующую.
В 2008 году будущий чиновник учредил с другим бизнесменом компанию «ЦПК-М», которая торговала пивом. Последняя финансовая отчетность доступна за тот же год: выручка — 2,3 миллиона рублей, а чистая прибыль — 12 тысяч рублей.
В 2009 году Александр Клебанов значился одним из владельцев ООО «Метелица-М», которая занималась азартными играми. Там он находился до 2012 года, а потом ушел.
В 2010 году Клебанов наполовину владел компанией «МСК-О», зарегистрированной в Одинцово. Она занималась доставкой продуктов. На конец 2010 года выручка была 1,1 миллиона, а чистая прибыль — 3 тысячи рублей.

В бизнесе Александр Клебанов с нулевых годов
С 2010 по 2015 год Клебанов был совладельцем компании «Арбат-А», которая однажды перевозила грузы для подмосковной прокуратуры, а в основном сдавала авто в лизинг. Машины фирмы нередко попадали в ДТП, из-за чего пострадавшие водители судились с владельцами авто. Выручка на конец 2014 года составляла 4,7 миллиона рублей, а чистая прибыль — 5 тысяч рублей.
В 2011 году из транспортной сферы Клебанов перебирается в фитнес-центры, которым управляло ООО Фирма «Оскордъ-М». По всей видимости, там он работал со своей сестрой — Нонной Клебановой. Но на 2013 год они оба ушли из этой фирмы. Некоторые компании Александра были зарегистрированы по тому же адресу, что и у Нонны.
В 2011 году будущий министр решил попробовать себя в нефтяной сфере: получил долю 23,5% в компании «Витязь Нефтепереработка», которая производила нефтепродукты и всякую химию. По итогам 2012 года в «Контур.Фокусе» указана нулевая выручка. В 2020 году фирму исключили как недействующую.
В 2013 году Клебанов имел долю в ООО «ТрансКар», а также был там генеральным директором. Компания занималась пассажирскими перевозками. Александр Клебанов проработал там до 2017 года, а потом ушел. В 2021 году организацию ликвидировали.
В 2013 году Александр Клебанов стал работать в ООО «ЦПК» на должности генерального директора и единоличного владельца (учредителем был не он). Компания зарегистрировала бренд «ГлавАвтоПрокат» и работала под ним в сфере перевозок. В 2015 году мэр Москвы Сергей Собянин повстречался с Клебановым в торжественной обстановке и вручил ему лицензию на таксомоторную деятельность. То есть разрешил быть таксистом. По итогам 2017 года фирма показала выручку в 257,1 миллиона рублей, а чистую прибыль — всего 15 тысяч рублей. В 2020 году «ЦПК» объявили банкротом, но владельцем по-прежнему числится Клебанов.

Родным районом Москвы для Александра Клебанова можно назвать Перово — там были зарегистрированы несколько его компаний. В 2008 году он даже попытался стать депутатом района, но не прошел.
Переезд в Прикамье
Каким образом Александр Клебанов попал в Пермь, всё еще неясно. Предположительно, он был знаком с тогдашним губернатором края Максимом Решетниковым — тот в 2015 году работал министром в правительстве Москвы и занимался экономической политикой. В октябре 2017 года Решетников выиграл выборы губернатора родного Пермского края. А в ноябре 2018 года Александр Клебанов оказывается в холодной и снежной Перми.
Там его ставят на должность замминистра транспорта, а вместе с этим он стал курировать транспортную реформу. Как рассказывали наши коллеги из 59.RU, на новом месте Клебанов занялся распределением перевозчиков.
Региональное предприятие «Автовокзал» взяло на себя автобусные маршруты, а затем в город добавили частников — ООО «РТ Лайн» из Москвы и ООО «Автомиг» из Московской области. Последняя компания, кстати, начала работать и в Уфе. Как сообщала «Фонтанка», «Автомиг» связан с сыном главы МВД России Владимира Колокольцева через посредников.

Мэрия Перми проводила аукционы на новые маршруты, но частные компании каждый раз находили нарушения и жаловались в антимонопольную службу. Однако некоторые заявления были отозваны самими заявителями, а другие признаны необоснованными. Антимонопольная служба признала частично обоснованными заявления о критериях конкурсной составляющей.
Но работа частников началась не очень гладко и получила долю критики от мэра Перми.
— Допустила сбой компания «РТ-Лайн», были проблемы в работе автобусных маршрутов. Не обеспечил полное выполнение графика и перевозчик «Автомиг». По итогам первого дня общее количество вывода автобусов на линию составило 92%, что гораздо меньше нормативного уровня, — писал чиновник в соцсетях.
Через пару лет Минтранс Пермского края запретил работу частников, причём сделал это раньше, чем у тех закончился контракт. Перевозчики в суде смогли добиться возвращения на линию. Тогда краевое предприятие «Автовокзал» запустило новые маршруты, которые почти целиком дублировали частников. Вскоре предприниматели решили сдать свои позиции.
Вместе с автобусами в Перми проводили реформу такси: власти хотели, чтобы все авто были желтыми, мол, так их смогут отличить от нелегалов. Идея понравилась далеко не всем представителям отрасли. В работу ее не запустили, так как Клебанов в июле 2021 года ушел из Пермского края.

Министр вместе с бывшим мэром Стерлитамака
О, вы из Башкирии
Тем временем с октября 2018 года в Уфе шла транспортная реформа, объявленная Радием Хабировым. Власти намеревались избавиться от маршруток и пазиков на дорогах. С приходом Александра Клебанова в Уфу приехал перевозчик «Автомиг», который сейчас обслуживает маршруты № 167П и 258П. Сначала они были без буквенной приставки, но после ареста Клебанова перевозчик хотел уйти с уфимского рынка. Его уговорили остаться и немного поменяли маршруты.
Во времена работы Александра Клебанова разгорелся конфликт между властями и предпринимателем Виктором Искалиным, который возил уфимцев на своих автобусах еще с 1990-х. Его попросту стали отменять. Например, у него был пригородный маршрут № 104 Уфа — Благовещенск. Теперь там работает «Башавтотранс».

Искалина ругал и Хабиров, а на одном из оперативных совещаний Клебанов ему ответил, что на перевозчика уже поданы документы в суд. Сам Виктор Искалин утверждал, что замминистра звонил его водителям и требовал отказаться от работы.
Сам Александр Клебанов, будучи уже министром, отрицал какую-либо травлю и давление.
— Это всё вранье. Он сам пришел и написал заявление, [что отказывается от исполнения обязательств по маршрутам]. Это право каждого перевозчика. Кто там его травит — это выдумки наверняка. Я с ним не виделся и не общался, — пояснил UFA1.RU уже бывший министр.
Нельзя не отметить, что должность министра Клебанов получил, когда его начальник сложил полномочия, а потом попал под уголовное дело.
Уголовный поворот
В апреле 2024 года на оперативке в правительстве министру транспорта вручают благодарность от спикера Совета Федерации Валентины Матвиенко. Член башкирского кабмина говорит, что рад такой награде. Он сказал, что выдали ее за вклад в организацию форума России и Белоруссии.

«Благодарю за оказанное доверие», — написал Клебанов
6 мая 2024 года Александр Клебанов был на оперативном совещании в правительстве Башкирии, докладывал о дорожной ситуации, Хабиров давал поручение по пунктам весового контроля, сказал отчитаться после 19 мая. Министр информацию принял.
А уже следующим утром в дверь Александра постучали. Сонный министр открыл дверь и увидел на пороге спецназ и следователей. Когда его хотели заковать в наручники, Клебанов попросил «обойтись без этого», но не помогло.
Следствие предполагало, что за год до задержания Клебанов вмешался в сделку между подконтрольным республике АО «Башкиравтодор» и компанией «Киви»: потребовал от бизнесменов 5 миллионов рублей за покровительство. В эту же сумму входила гарантия, что субподрядчик получит деньги от «Башкиравтодора» за перевозки. Министр, как считает следствие, угрожал проблемами. Свои деньги он в итоге получил.
Против Клебанова возбудили уголовное дело по статье о получении взятки в особо крупном размере. Его уволили в тот же день, потому что «в команде Хабирова не место взяточникам», как заявляли тогда в башкирском правительстве. Приговора по делу еще не было, но глава республики решил одним днем. Позже он объяснил, мол, мне показали материалы, по ним всё было понятно, да и вину сразу признал.
8 мая суд в Уфе арестовал Клебанова на два месяца. Перед заседанием министр ходил по «аквариуму», на вопросы журналистов особо не отвечал. Сказал лишь одно: «Следствие разберется». Это было последнее появление Александра Клебанова на публике.
Уже в июне его перевели из СИЗО на дом. А в конце сентября силовики взяли вице-премьера Башкирии и бывшего министра транспорта республики Алана Марзаева. Следователи выдвинули против него обвинения в получении взятки на 37 миллионов рублей от некоей дорожно-строительной компании за помощь в заключении госконтрактов на ремонт дорог. Александр Клебанов в итоге дал показания на Марзаева.
В начале сентября первый заместитель главы СК России постановил забрать дело Клебанова из Башкирии и передать его в Москву, в главное управление СКР. Об этом говорилось в постановлении Басманного районного суда столицы, который рассматривал меру пресечения.
Уже уволенный министр в Советском суде Уфы
В документе также сказано, что Клебанова нужно изолировать, потому что он может надавить на свидетелей, сбежать или сговориться с «неустановленными соучастниками преступления». Кроме того, там же говорилось, что доказательства по делу собраны, но их еще предстоит оценить суду. И поскольку условия домашнего ареста не нарушались, суд посчитал возможным продлить его, а не отправить бывшего министра в СИЗО. Указывались и проблемы со здоровьем, но без уточнения.
Где именно бывший чиновник отбывал меру пресечения — неизвестно. Но в последнем продлении указано СНТ близ подмосковного города Одинцово. Находится оно в 15 километрах от поселка Горки-10, где когда-то жили Иосиф Сталин, Никита Хрущёв, Юрий Андропов и Борис Ельцин.
Последний домашний арест продлевали до 7 марта. По закону, на днях суд должен был рассмотреть продление, но соответствующих записей не нашлось. Александру Клебанову на момент смерти было 48 лет. У него остались малолетний ребенок и сожительница, женат он не был.