
Посмотришь на фото и уже устанешь от дороги
Дотопать до остановки, дождаться на холоде этот проклятый трижды автобус, в него залезть, познакомиться с пассажирами ближе, чем хотелось бы, вспотеть и опоздать на работу из-за пробок. Представили? А вот уфимцам, которые ездят на автобусе, этот кошмар и представлять не надо. В 2018 году глава Башкирии Радий Хабиров анонсировал транспортную реформу. В 2025 году уфимцы жалуются, что не могут уехать домой, потому что забит транспорт, и ходят автобусы не везде. Что не так с транспортом в Уфе — в колонке замглавреда UFA1.RU.
В детстве я ездила в школу в Уфу из деревни совсем рядом с городом. Сначала ты два километра идешь до остановки, иногда по трассе. Зимой пока дойдешь, волосы покроются инеем. Автобус ходил раз в час, как, впрочем, и сейчас. Набитая маршрутка может мимо проехать — нет мест. Езжай-ка на такси за 1000 рублей. Уехать на учебу, а потом и на работу было той еще задачкой.
А в городе на пазиках катайся. Да это ничего, что окна битые. Водитель за дорогой не смотрит и матом ругается? Планку требований занизь и жить станет легче.
Когда власти анонсировали транспортную реформу, я думала: «Вот круто! „Алга“ даст большие скидки на проезд, убогие пазики исчезнут, в любую точку города можно будет доехать быстро и удобно! Вот красота-то!»
Прошло 7 лет. Я ненавижу уфимский общественный транспорт.
«Алга» ваша — никчемный кусок пластика

100 рублей стоит нынче карта
Начну, пожалуй, с этой бесполезной траты 100 рублей. Вот почему она бесполезная:
скидка в 7 рублей — я не могу ей воспользоваться, потому что она действует на ограниченном числе автобусов, только на «Башавтотрансе». Вот, например, 230-й маршрут — единственный, который идет до нашей редакции — «Алгу», может, и принимает через раз, но снимет с карты 40 рублей, потому что иначе ему не выгодно;
«счастливым часом», удивительно, но я тоже воспользоваться не могу. Суть акции сводится к тому, что вторая и третья поездки в течение часа бесплатные. И, конечно, работает она только на «Башавтотрансе». И трачу я на автобусы от 160 до 240 рублей в день, вместо 34. Сейчас я живу в городе, если что. Это примерно от 800 до 960 рублей в неделю. От 3500 до 4000 рублей в месяц. На личном авто в такую примерно сумму дорога выходит;
кульминация — я не могу «Алгу» даже пополнить. Я не пользуюсь, например, Сбербанком или ВТБ. А через мой банк qr-код не читается, в графу «транспорт» «Алгу» не добавили. Пополнить через приложение тоже не вариант. Из App Store его удалили. Почему нельзя было обойти блокировку, как другие приложения, для меня загадка. Видимо, даже руководству «Алги» это не очень-то и нужно, что уж сказать о жителях.

Какое-то слишком большое «но»
А еще попробуй-ка протянуть эту чудо-карту частнику. Тут не каждый взрослый на такой поток оскорблений ответить сможет, что уж говорить о детях, которых пустоголовые водители даже высаживают за оплату по «Алге». И так все шесть лет с момента запуска. Водители начинают рассказывать пассажирам, как много налогов они платят, и что вообще прибыли не видят. Бедненькие, нам хором вас пожалеть?
Сидя в заполненном до отказа НЕФАЗе час с небольшим, я сама себе задаю вопросы и не нахожу ответов. Почему «Алга» так работает? Почему в Оренбург наши чиновники «Алгу» распространили (зачем она вообще там нужна), а на наши маршрутки в соседний район не смогли? Почему систему за эти годы не додумали так, чтобы частным перевозчикам она была удобна?
Видимо, только чтобы наши верхи могли отчитываться перед народом и своим начальством, мол, посмотрите, как эффективно мы реформу транспортную проводим: и скидки есть, и проезд бесплатный, и карта своя, башкортостанская. Не знаю, где есть. В отчете, может, и есть. Лично у меня нет.
Куда прешь, не видишь, уфимская маршрутка едет?
Водители автобусов — это разговор для отдельной колонки. Есть ощущение, что уфимские шоферы мнят себя бессмертными — раз, и королями дорог — два.
На дорогу мы смотреть не будем, потому что с братом в видеозвонке надо поздороваться. Руль двумя руками держать мы не собираемся, потому что мелочь надо пассажиру отсыпать, а за «Алгу» я его матом обложу. Культура вождения? Мы будем драться за место на остановке! Соблюдение ПДД? Нет, о таком не слышали, мы лучше легковушке зеркало снесем при повороте влево с крайнего правого ряда (в легковушке сидела я и всё видела).

Все увидели?
Московский опыт перенять не хотите?
Недавно ввели оплату по qr-коду. Идея великолепная, надежная, как швейцарские часы… была бы, если бы просто работала. Если бы банк постоянно мне не писал, что qr-код неверный.
А размещают код в начале автобуса, рядом с водителем. Табличка маленькая, ее не разглядеть. В этой части автобуса всегда толпы. Сначала протиснись, задержи сзади людей, подожди, пока загрузится, и оплати, если получится. Неудобно.
Я знаю, что нас читают власти. Совершенно бесплатно подкидываю вам идейку — внедрите валидаторы, как в Москве и Санкт-Петербурге. Желательно везде, не только в «Башавтотрансе», но я об этом не смею даже мечтать. Чтобы не отправлять очередного чиновника в Москву перенимать опыт, я вам за так расскажу, чем это может быть полезно.

И всё же валидатор удобнее
Во-первых, решится проблема с удобством «Алги». Скандалить с водителем уже не нужно.
Во-вторых, водитель не будет отвлекаться во время движения. А то одна рука у него телефон ковыряет, другая монеты теребит. Руль сам по себе.
В-третьих, уменьшатся пробки в главных дорожных узлах. Я постоянно замечаю, что на подъезде к Центральному рынку возникает затор из-за автобусной очереди. Два-три водителя впереди сверяют скриншот перевода со своими эсэмэсками от банка или самостоятельно прикладывают карту к терминалу. Очередь на выход выстраивается с конца автобуса. Это время. Автобусы сзади проехать не могут, за ними стоят и легковушки. А так зашел, к валидатору приложил и потом вышел сразу, автобус быстро отъехал. И никакая тетя-билетер в час пик локтями никого не распихивает.
Но деньги, конечно, на это вряд ли найдутся.
Денег нет, но вы держитесь
Отдельно хотелось бы поговорить о том, как на транспортные проблемы смотрит мэрия. Мы недавно задали администрации вопросы, которые волнуют уфимцев.
Среди прочего жителей беспокоят альтернативы частникам на маршрутах из Черниковки в Сипайлово — местные жалуются, что ездят они редко, долго и «Алгу» не принимают. Власти сказали, что нет. И вообще, если вам нужны государственные автобусы с «Алгой», то езжайте с пересадкой, это нормально. Очень удобно скакать по остановкам и ждать на морозе следующий автобус. Спасибо за заботу! И вам того же!
Когда автобусы везде будут ходить во все районы и до полуночи? Когда будут водители и автобусы. Денег на новые машины нет, на зарплаты тоже остается немного. Как исправляется ситуация? Да кто ж его знает!

Держитесь за поручни и из последних сил
Жители годами задают одни и те же вопросы, а решение проблем не сдвигается. Ладно хоть в конце не пожелали нам хорошего настроения и здоровья.
Хотя вот в мэрии еще отчитались, что из города убрали 780 пазиков. Вот за это большое спасибо! Мне нравится ездить в автобусе, где по полу не катается огнетушитель, а водительское место не огорожено доской из-под советской парты. Помню, как в 2018-м мне было стыдно перед немкой, которая приехала к нам по обмену, за эти автобусы, где даже стекла не всегда целые.
Вместо пазиков появились белые пропуканные маршрутки, где проезд обязательно установлен на максимальной цене, а иногда даже и выше среднего. Когда уберут и эти битковозы, я всплакну от радости.
Все в Уфе знают о гигиене?
Еще хотелось бы поднять вопрос гигиены. К транспортной реформе он отношения не имеет, но что поделать, со взрослыми людьми иногда приходится об этом говорить. Я не про всех, да и в жизни разное случается.
Нужно мыться. Стирать одежду. Пользоваться дезодорантом. Если вы курите сигареты, то надо чистить куртку и мыть волосы, а не заливать себя духами. Это простое уважение к окружающим. Если вы алкаш, езжайте к друзьям на такси, не надо дышать водкой на школьников. Летом чуть ли не каждую поездку встречается пьяная рожа. И рюкзаки в транспорте нужно снимать. Сил моих больше нет.
По итогу
Что имеем за эти годы: сильно подорожал проезд. В час пик в автобус не зайти. Свободно из одного района в другой уедешь не всегда. Пазики ушли, им на замену появилось еще больше маршруток. Хочешь пользоваться «Алгой», стой на пересадках.
Выводов не будет — всё на ваш суд. Проблема бы точно решилась в краткие сроки, если бы чиновники пересели в автобус. Но я мечтаю о чем-то уж совсем запредельном.
P.S. Если вы катаетесь на машине и не знаете всех этих проблем, просто порадуйтесь за себя, вы счастливчик. Я тоже за вас рада, но не от всего сердца.

Журналист