
Погибшая была студенткой-первокурсницей
Смертельное ДТП с участием пешехода, которое произошло на проспекте Октября в Уфе, вызвало бурное обсуждение среди горожан. Одни считают, что водитель, сбивший 16-летнюю студентку, правил не нарушал, а другие заступаются за погибшую и говорят о неправильной работе светофора. UFA1.RU узнал у эксперта, как там устроены светофоры, а также собрал мнения горожан.
Напомним, инцидент случился вечером 10 февраля: «Лада» на пешеходном переходе сбила 16-летнюю первокурсницу Уфимского университета. От удара девушку отбросило, она скончалась на месте, даже несмотря на почти моментальное прибытие скорой. Теперь по факту аварии возбуждено уголовное дело.
На опубликованных кадрах было видно, что «Лада» проскочила на зеленый сигнал. При этом пешеходы почему-то пошли, когда им еще горел красный. Читатели UFA1.RU предполагают, что там мог «нелогично» работать светофор.
Объясняя ситуацию, эксперт по транспорту Олег Арефьев сказал, что в первую очередь вопросы вызывает поведение пешехода.
— С одной стороны, движение с дополнительной секцией налево. Когда она загорается, то для встречного потока в этом же направлении загорается красный свет. Видимо, пешеходы увидели, что машины, которые ехали по их стороне, встали, и посчитали, что красный горит для обеих сторон встречных потоков. Поэтому пошли, не посмотрев на пешеходный светофор, где в этом случае должен был гореть красный свет. А дальше уже сработал стадный инстинкт — один пошел, второй, и пошли все, — пояснил он.
При этом, по его словам, нельзя сказать, что светофоры работали неправильно.
— Такое распределение фаз довольно обычное явление, дающее возможность безопасно совершать левый поворот. Единственное, наверное, я бы сделал заметнее именно пешеходный светофор, чтобы его было лучше видно, тем более с другой стороны широкой дороги. Но и тут фантазии ограничиваются ГОСТом, поэтому проблема не такая простая, — сказал Арефьев.
По его словам, в Уфе много таких перекрестков, в целом по стране это распространенная практика. А водитель, если не превышал скорость, ехал правильно. Пешеходов на «зебре» в тот момент быть не должно было. По-хорошему, считает эксперт, нужно дублировать пешеходный светофор, но из-за государственных стандартов руки связаны.
Почему пешеходы всё же решили пойти — осталось пока неясным
В обсуждении читатели разделились даже не на два, а на три лагеря: одни защищают водителя, другие встали на сторону пешехода, а третьи высказались против всех.
— Это сельский стиль перехода через проезжую часть. Переть на красный свет, руководствуясь принципом «не трамвай — объедет», — резко прокомментировал пользователь нашего сайта.
— Он проскочил [на зеленый]. Нарушения правил нет. Но есть стадо, которое шло на красный, — добавил другой.
— Лично я вижу группу пешеходов, переходящих проспект на красный сигнал светофора. Девушка в темное время суток в темной одежде, без светоотражающих элементов, не убедилась в безопасности своих действий, — заявил уфимец.
— Типичная для Уфы ситуация: пешеходы идут на красный до середины проезжей части и встают там как вкопанные, а потом их излюбленное — продолжить переход уже на зеленый с этой самой середины проезжей части. Особенно здорово на перекрестке у кондитерской фабрики, когда автомобили, движущиеся по Менделеева от ТРК «Иремель», завершают проезд этого большого перекрестка, а люди стартуют на зеленый с трамвайных путей прямо им под колеса, — говорит уфимец.
— А куда с трамвайных путей стартовать, если трамвай высаживает на проезжую часть и водителям наплевать? Вы задавите, вам с этим жить — в тюрьме или нет, — ответил ему сторонник пешеходов.
Но не все согласились с выводами выше. По мнению одного из уфимцев, даже если пешеходы пошли на красный свет, то водителю всё равно нужно было сбавить скорость перед «зеброй».
— Он не просто ехал на зеленый, он промчался на мигающий зеленый. Он понимал, что время идет к концу и хотел проскочить. Лень человеку минуту постоять на светофоре, — высказался еще один пользователь.
— Жаль девушку, но я когда перехожу дорогу, головой кручу на 180 градусов, мало ли кто на красный летит! А здесь вышла на красный и еще в смартфон смотрит, вот и последствия печальные, — отметил уфимец.
— Куда смотрел водитель? Возможность увидеть и среагировать была. Куда смотрели люди? Они все шли на красный (причем он давно уже красным горел) и даже по сторонам не смотрели, — задается вопросами другой.
Нашлись те, кто усмотрел вину обоих — и водителя, и пешехода.
— Похоже, левая рука пешехода находилась около уха. А у водителя ноль реакции, видно же, что перед переходом стоят машины — значит, есть причина остановки, — подметил еще один.
Тут отметим, что на видео с другого ракурса телефона возле уха не видно, но, предположительно, он был в руке. Погибшая, судя по кадрам, смотрела прямо.
— К пешеходам тоже есть вопросы. Скорее всего, они увидели стоячие машины и пошли дальше. Конечно, нужно было смотреть по сторонам, даже когда идешь на зеленый — в Уфе иначе никак нельзя, убьют сразу же, — высказался читатель.
Другой комментатор посчитал, что на проспекте Октября в принципе не логичная организация светофоров.
— Сам несколько раз видел, как на дороге вдоль проспекта горит зеленый, но в то же время зеленый горит и на той дороге, которая пересекает проспект, такое абсолютно недопустимо, как такое могли допустить? — задается вопросом он.
По мнению уфимцев, высока вероятность, что виновником всё равно будет водитель, даже если пешеход нарушил правила. Ведь первый управлял машиной, а это «транспортное средство повышенной опасности».
— На зеленый свет или нет — уже не так важно, он по факту несет повышенную ответственность перед пешеходами, — подытожил уфимец.
— Хочешь жить — на зеленом смотри по сторонам. Это стечение обстоятельств. Совпали три и более фактора несчастного случая: пешеход на красный, молодой водитель, отвлечение внимания и так далее, — написал читатель нашего сайта.
Также уфимцы рассуждали, с какой скоростью ехала «Лада». Защитники водителя считают, что он ехал 60 км/ч, а их противники полагают, что скорость была значительно выше.
— Таких гонщиков нужно пожизненно лишать прав! И скорость по городу ограничить 50 км/ч, — говорит один из пользователей.
— Он не просто «ехал», а гнал как бешеный, пытаясь успеть проскочить на зеленый. А еще вы правильно заметили — он тормозит после того, как сбил, а не до, — написал уфимец.
— Машина едет как раз километров 60 км/ч. Может, не сильно больше, но явно не 80 и не 100, как вы себе, возможно, представляете. Да, водитель мог бы среагировать быстрее, это факт, но в любом случае первопричина — переход на красный сигнал светофора, — ответил ему другой.