В Башкирии продолжают разбираться с долгами рабочих на трассе М-12 «Восток». Эта дорога должна была пройти через республику и дальше уйти на Екатеринбург, а затем на Тюмень. Теперь этот план под вопросом, потому что башкирский участок застопорился. Что вообще известно о новой федеральной трассе — рассказываем в этом материале.
О строительстве дороги, которая будет вести из России в Китай, начали говорить еще в 2000-х годах. Путь есть и сейчас, но проходит он по разным дорогам, где качество отличается. В Москве может быть ровная и новая дорога, а в районе Дюртюлей — разбитое полотно. Россия и Китай в 2015 году договорились о развитии транспортного сообщения между странам. В 2018-м трасса до Поднебесной стала «национальной целью».
Как именно трасса поведет в Китай — есть две версии. Первая — что через Казахстан, вторая — через Новосибирск и Алтай. Но тут-то пока до Екатеринбурга не построили, поэтому рано говорить, какой из этих маршрутов верный.
Вдоль всей дороги появятся (а где-то уже появились) заправки, магазины, зарядки для электромобилей. Всё это позволит создать новые рабочие места, ну и плюс в экономику регионов тоже вложит.
— [Наличие трассы], безусловно, повысит их инвестиционную привлекательность, будет способствовать созданию рабочих мест, строительству жилья, открытию и росту компаний в промышленности, в сельском хозяйстве, в логистике, в сфере услуг. Так всегда бывает: дорога появляется — сразу жизнь бьет ключом, — говорил об М-12 президент России.
Стройку начали в июле 2020 года по поручению президента России Владимира Путина. Он же, кстати, удаленно открывал последний (на текущий момент) отрезок дороги — в Татарстане.
В сентябре 2022 года запустили участок на 23 километра от Ногинска до Орехово-Зуево в Московской области. В октябре того же года — 26-километровый участок от трассы М-7 «Волга» до «Золотого кольца», обхода Владимира.
В декабре 2022 года запустили 58-километровый участок от пересечения М-12 и М-7 до Собинского района Владимирской области. Дорога прошла в обход городов Петушки, Костерево и Лакинск. На этом участке построили первый мост — через Оку на 1,3 километра.
В сентябре 2023 года запустили несколько участков во Владимирской и Нижегородской областях. К тому моменту М-12 уже имела протяженность свыше 300 километров. Без светофоров и населенных пунктов можно было доехать из Москвы до Арзамаса. Путь составляет 5 часов вместо 7,5. Здесь построили еще один мост — через реку Суру в Нижегородской области и Чувашской Республике. Протяженность — около километра.
Через два месяца новые участки открыли в Чувашии и Татарстане, а точнее — прямо под Казанью. Здесь тоже пришлось строить новый мост — его протяженность 3,3 километра. Глава Татарстана, говорят, уже проехался по всей дороге и очень расхвалил ее.
— Слова благодарности — такой дороги я не видел, это другая сторона, другое понимание. Все четыре службы сервиса посетил: и покушать, и заправиться, и всё. Всё продумано. Система автоматического снятия денег тоже работает. Всё на высшем уровне. Вам поклон, спасибо правительству, строителям я поклонился уже, сказал им: «Биг зур рахмет». Большое спасибо! — сказал раис Татарстана.
В «Автодоре» говорят, что это не просто дорога, а полноценная магистраль — можно проехать быстро, на некоторых участках разрешено гнать до 120 км/ч. В итоге путь из Москвы в Казань занимает примерно 8 часов вместо 11-12 по обычной дороге, а до Дюртюлей может составить 12 вместо 15.
После Казани дорогу продлили до Башкирии: предполагается, что она пройдет в районе села Исаметово (Илишевский район), затем проследует в обход Дюртюлей, пройдет мимо села Вострецово (Бураевский район), обойдет с севера районный центр Бураево, затем на север — между Старыми и Новыми Татышлами и уйдет в сторону деревни Емаш-Павлово Пермского края.
Возле Вострецово сооружают новый мост протяженностью порядка 800 метров.
Стоимость поездки из Москвы до Владимира — около 1,5 тысячи рублей, до Мурома — 2,2 тысячи, Арзамас — почти 3 тысячи, Шумерля — 3,7 тысячи, Иннополис — 4,4 тысячи, аэропорт Казани — 4,8 тысячи рублей. Проезд до конечного участка — села Шали под Казанью — сейчас стоит 5 тысяч рублей, а еще в начале текущего года — 4,4 тысячи рублей.
Таким образом, мы точно знаем, что поездка до Башкирии обойдется в более чем пять тысяч рублей. Возможно, в районе семи тысяч. В этом кроется главный нюанс этой трассы — цена за проезд.
Участок в Башкирии планировали сдать в конце 2024 года, но тут начались проблемы. Лето 2024 года выдалось дождливым, многие стройки остановились из-за невозможности вести работы в таких условиях. Вот и М-12 так же: вице-премьер Марат Хуснуллин, курирующий проект, сообщил, что работы здесь затянутся до 2025 года.
Беда не приходит одна: строители башкирского участка заявили о том, что они уже несколько месяцев сидят без работы. По их словам, раньше на объекте находились порядка тысячи человек, но 600 уволились из-за отсутствия денег, а московская компания «РСК», где они оформлены, отмалчивается.
Рабочие говорят, что они там находятся на вахте, некоторые приехали из других регионов России за большими деньгами — в месяц обещали по 100 тысяч рублей. И правда: из архивных вакансий компании мы узнали, что арматурщикам предлагали до 84 тысяч рублей, дорожным рабочим — до 85, электрогазосварщикам — до 130 тысяч рублей.
И теперь мужчины не знают, что делать дальше: работы нет, деньги не выплачивают, жить в строительном городке фактически не на что. Компания им просто не платит: как потом выяснил Следственный комитет, рабочие не получили более 300 миллионов рублей. После публикаций на UFA1.RU было возбуждено уголовное дело.
На объект приехал представитель «РСК» и сказал сотрудникам, что денег нет.
— Государство всё равно заставит работодателя заплатить вам данные деньги. Не скажу, когда это будет. Вас обнадежить — себя обмануть. Себя обманывать мы уже устали. Терпели долго — ситуация накалилась очень серьезно, — сказал представитель компании.
Правда, после вмешательства следователей и прокуроров они всё же нашлись — и большую часть долгов сразу же погасили. В ГК «Автодор» при этом сказали, что с подрядчиком они полностью рассчитались.
Если с объекта действительно ушло 600 человек, значит, нужно найти новых, чтобы стройка не остановилась. Ведется ли эта работа, пока неизвестно. У «РСК» сейчас явно другие заботы — найти еще 100 миллионов на зарплаты за осень и еще за декабрь.
Еще одна связанная сложность. На севере Башкирии есть дорога из Янаула до Верхних Татышлов — и она в ужасном состоянии, ее годами не ремонтировали. Когда за дороги в регионе взялись основательно, то выяснилось, что лезть на эту дорогу нет смысла из-за М-12. Так как проезжающие грузовики будут портить новое полотно. Предполагалось, что как только платную дорогу возведут — займутся этой.
В районе села Бураево летом 2023 года сломался мост через реку Быстрый Танып. Там потом возвели временный, но и он не панацея. Реконструкция старого тоже будет после М-12.