Пора отпусков постепенно сходит на нет, многие предпочитали путешествовать на поезде, но не всем повезло достать билет в современный вагон. Корреспондент UFA1.RU вынуждена была проехать больше суток на одном из старых поездов — с неработающими туалетом и кондиционером, да еще и в 30-градусную жару. В этой колонке она делится впечатлениями.
Рожденный ехать летать не может
Незапланированно мне пришлось поехать в Москву. Туда я полетела на самолете, обратно пришлось ехать на поезде. Билетов по приемлемой цене не было, выбор пал на РЖД.
Хочется сразу отметить, что цены на билет были наравне с ценами авиабилетов. Только вот на самолете ты летишь два часа, а на поезде едешь один день и пять часов. Еще одна альтернатива самолету — автобус, где приходится ехать сидя 22 часа, с остановками раз в 9 часов. Если повезет и вы найдете прямой рейс — время в дороге 14 часов, но на тот момент мест на этот рейс не было.
Мне не хотелось так над собой издеваться, поэтому мониторила свободные места на поезде и на самолете. И вот я вижу, как появляется свободное место в поезде № 392 Москва — Челябинск (кто-то, видимо, вернул билет). Радуюсь, что оно не около туалета и быстрее его бронирую. Место на верхней полке в плацкарте за 4814 рублей. На нем было указано, что в вагоне поезда будет кондиционер и биотуалет.
Духота и вонь
С утра я приехала к Казанскому вокзалу, нашла нужный мне поезд и сразу же обратила внимание, что он очень старый — это прям поезд советского времени. Можно было без препятствий войти в вагон, потому что у дверей никого не было. За 5 минут до отправления прибежал проводник и спешно начал проверять билеты, даже не спрашивая паспорта.
Заходя, я почувствовала запах пота и ужасную духоту. Когда дошла до своего места и дверь в поезд закрылась, стало еще душнее.
Моими соседями в основном оказались пенсионерки лет 65–70. Они открыли окна плацкарта, но вряд ли в этом был хоть какой-либо смысл, когда температура на улице составляла +30 градусов. Одна из соседок, увидев мой испуганный взгляд, начала меня успокаивать — мол, когда поезд разгонится, начнет работать кондиционер и духота спадет. Ну-ну.
Один проводник на два вагона
Прошло 15 минут. Наконец подошел проводник и проверил паспорт. Постельное белье он заблаговременно разложил на полках. По ходу предупредил, что обслуживает сразу два вагона, и попросил не отвлекать его лишний раз, без необходимости.
После он объявил весьма неприятное — биотуалет в вагоне не работает, придется ходить в соседний. Пассажиры начали тихо возмущаться и ворчать. «Я что могу поделать? Я сообщил кому надо. В Рязани починят», — парировал проводник.
До Рязани ехать предстояло два часа. В 30-градусную жару все начали быстро потеть. Кондиционер действительно заработал, но очень слабенько, открытые окна не больно-то помогали.
Я залезла на свою полку. Сидеть с прямой спиной места не хватало, поэтому лежала и слушала, что происходит в вагоне. Розетки рядом с моим местом не оказалось — была только под столом. На подзарядку телефонов уже выстроилась очередь.
Я лежала и думала: «Так обидно. В новых вагонах даже душ есть и wi-fi, а у нас ни туалета, зато электричество в дефиците». Как будто РЖД потешалась: «Зачем вам электричество, связи всё равно нет».
Вернуться в СССР
Я повернулась к окну и быстро уснула. Проснулась через пять часов, к этому времени, Как и обещал проводник, туалет починили. К нему выстроилась большая очередь. Проводник убедительно просил всех не кидать бумагу в унитаз. Еще просил не употреблять спиртное в пути.
Соседки-пенсионерки, глядя на очередь к туалету, стали делиться воспоминаниями о своих прошлых путешествиях.
— Мы во времена СССР, наверное, на этом же поезде ездили. Если билетов не было, то проводник мог пустить на третью полку. Третья полка — это, видимо, та, что для багажа, — рассказала одна из них.
Я правда чувствовала себя так, словно в прошлое попала. Телефон уже полностью разрядился.
Пока ехали, проводник, как ни странно, успевал убирать оба вагона. Видно было, что уже натренированный: только освобождались полки, он заранее к приходу новых пассажиров закидывал новый комплект постельного белья. Грязные вещи убирал почти моментально и уносил в соседний вагон. На остановках ему приходилось сначала открывать двери одного вагона, затем другого — пассажиры вынуждены были его ждать, чтобы выйти.
По-прежнему было жарко и душно. Вдруг к нашему отсеку подошла женщина из другой части вагона.
— У вас здесь так свежо, — вдруг отметила она. — А на моем месте кондиционер вообще не работает.
Я специально дошла до ее места, проверила на себе и вернулась на свое с мыслью, что мне действительно еще повезло.
Дешевле ездить в Казань
В Ульяновске вышла половина плацкарта. Мы остались с соседкой-пенсионеркой и к нам периодически приходила попить чай та несчастная женщина из самого жаркого отсека.
Ближе к Татарстану людей в вагоне становилось еще меньше. Проводник уже был менее загружен, поэтому даже успевал общаться с пассажирами. Моей соседке он рассказал, что это самый старый поезд Москва — Челябинск. Сказал, что во всём есть плюсы. Да, условия в его вагоне не очень, зато цены ниже.
Однако, когда я перед поездкой мониторила свободные билеты, то видела варианты за 1899 в новом поезде. У них было указано, что работают и туалет, и кондиционер, и wifi. Впрочем, на моем билете это (всё, кроме wifi) тоже было отмечено. Билет до Казани стоил 1899 рублей. В своем же поезде я видела билеты по цене до 15 тысяч рублей.
Железный гроб на колесах
Так или иначе, доехав до Уфы и выйдя из вагона, я вздохнула с облегчением. Поезд продолжил путь в сторону Челябинска. Думая об оставшихся в нем пассажирах, я решила проверить сайты с отзывами — может, это я одна такая привередливая?
Но нет. Недовольных оказалось немало. Вот несколько отзывов за 2023–2024 годы (один — за 2020-й я взяла специально, чтобы показать, что жалобы не вчера возникли).
— Поездка 01.07.2024 Поезд 392УА, вагон 1. Самый низкий класс купе. Стоимость 9710 со студенческой скидкой (примерно за неделю до выезда). За нами прицепили вагон с зэками, на остановках из нашего вагона не выпускали, приходилось ходить, — написал пользователь сайта «Отзовик», поставив одну звезду из пяти возможных.
В графе недостатки он указал, что вагон старый и цена за такие условия слишком высока. В плюсах отметил проводника. Возможно, это был тот же проводник, что обслуживал и мой вагон, его я бы тоже похвалила.
Еще одна звезда от 15 июня. История этого пассажира почти точь-в-точь похожа на мою.
— Поездка в Челябинск с 13 по 15 июня обернулась настоящим адом. В железном гробу на колесах (не могу назвать это вагоном), в который нас запустили, открывалось всего несколько форточек (вагон без кондиционера). Нам сказали, что будут включать вентиляцию, но не включили ни разу, — жаловался Дмитрий Д.
Но ему повезло еще меньше, чем мне.
— В дополнение к ужасной жаре на второй день пути в вагоне закончилась вода, туалеты закрыли на всё оставшееся время и приходилось ходить в другие вагоны, из которых еще и гоняли стариков доблестные проводники. Несколько раз к поезду подъезжала скорая помощь (кому-то становилось плохо). Счастье, что ни у кого из пожилых людей не прихватило сердце в дороге. Считаю, что пускать такие вагоны в такой маршрут — это явное нарушение санитарных норм перевозки пассажиров и такого быть не должно, — написал Дмитрий.
Он нашел только один плюс в поездке — «никто не умер».
Еще несколько отзывов.
— Хочу сообщить, что вода действительно недокипяченая, от нее потом диарея жуткая, — написала Милана.
— В этом поезде не работает абсолютно ничего, хорошо еще, хоть колёса крутятся. Вентиляция в вагоне тоже работала по принципу электричества, — жаловался другой пассажир.
— Тэн тоже не работал. Точнее, кипятка набрать можно было, но периодически этот тэн издавал странные звуки и из него текла вода (не из краника, а просто по стенкам), — писал пользователь.
Ездили когда-нибудь в настолько старых поездах?