Уфимцы обсуждают передачу городу трамваев из Москвы. По слухам, которые подтверждают транспортные эксперты, башкирская столица получит польские низкопольные трамваи Pesa Fokstrot. Казалось бы, о таком подарке можно было только мечтать. Но не тут-то было. Смотрим, как на эту новость отреагировали на UFA1.RU ее читатели.
— При Рахимове закупили 150 новых трамваев КТМ-8, которые до сих пор ездят по Уфе. Проезд был бесплатным. А сейчас — хлам, списанный в Москве, и проезд 40 рублей, — говорит читатель.
И правда: трамваи модели КТМ-8 поступили в Уфу в 1993 году, многие из них продолжают работу, но состояние удручающее. Под списанным в Москве «хламом» читатель подразумевает вагоны, которые в 2023 году прислали из столицы. Это чешские модели 1980-х годов выпуска, которые были отремонтированы в современности.
Другой пользователь говорит, что упомянутые трамваи КТМ-8 разбили инфраструктуру.
— Эти КТМ отлиты из чугуна в отличие от стеклопластиковых Tatra. И они разгромили уфимские пути, которые не были на них рассчитаны, — резюмировал он.
— Пути в Уфе изношены. Кататься не получится ни на обновках, ни на обносках, — заявил читатель UFA1.RU.
Дальше читатели вспоминают, когда был бесплатный проезд на транспорте. Кто-то говорит, что в 1990-х ездил на трамвае из Телецентра до Черниковки совершенно бесплатно. Да потом даже, когда платный проезд ввели, он стоил всего рубль. Был и минус: ходил транспорт «безобразно», как выражаются свидетели халявы.
— Но это [бесплатный проезд] уже история! Больше печалит то, что Уфа настолько поплохела, что так стыдно. Курск с Ярославлем закупают электробусы и новых «Львят» (низкопольные трамваи российского производства. — Прим. ред.). У нас остановки ленятся объявлять. В автобусах оплата через водителя — дикость и недоверие к пассажирам. Дикие края здесь стали. И ответ всему — никому Башкирия не нужна, все ее продали, — заявил читатель нашего сайта.
Много совсем недовольных горожан.
— На обносках будем кататься, — заявляет один.
— Объедки с барского стола! — добавляет другой.
— Опять обноски, — резюмирует третий.
— За старшими шмотки донашиваем?! На новые денег нет?! Воровать нужно меньше! — недовольствует следующий.
— «Спасибо» за объедки, глава! — добавляет еще один.
— Хабиров опять прогнулся перед Москвой. Утиль покупает. Автобусы скупил, в калашный ряд поставили, теперь трамваи туда же, на догнивание, — высказался пользователь.
Однако и прошлогодние трамваи, и нынешние не являются утилем. Все они обслуживались на должном уровне в Москве. Присланные «Татры» так вообще ездили по столице десятки лет. К тому же неясно, о каких автобусах речь — о нефтекамских «Нефазах» или китайских «Ютонгах», хотя и те, и те пришли новыми.
— А почему мы должны ездить не на новых трамваях, а на списанных? — вопрошает пользователь.
— Ну это трамваи, бывшие в употреблении... На кой черт они нам нужны? Любой, кто продает свой старый автомобиль, будет сказки рассказывать, — сравнивает уфимец.
Тут отметим, что официально они не списаны, а просто отставлены от работы.
Но нюанс истории с трамваями в том, что их в Москве перестали использовать, потому что сложно достать импортные запчасти. За это зацепились другие недовольные.
— Отлично! Как только они сломаются и ремонтировать их будет невозможно, то можно будет организовать новый тендер со стандартным откатом в 30–35% на бюджетные деньги. Вот так чиновники и становятся миллионерами, — написал читатель UFA1.RU.
— Кто-нибудь понимает: если в Москве не удалось избежать санкций применительно к запчастям Pesa, то как Уфа сможет приобрести запчасти? — задается вопросом пользователь нашего сайта.
Согласно недавнему комментарию мэра Уфы Ратмира Мавлиева, трамваи выйдут не все. Часть из них оставят на тот случай, если действующие сломаются. Они будут донорами запчастей.
— Да, позакрывали ведь все заводы и фабрики по ремонту трамваев и троллейбусов, — говорит еще один посетитель сайта.
— Интересно, Москва не может использовать, потому что нет запчастей из-за санкций. А Уфа, похоже, не Россия, здесь нет санкций и запчасти можно свободно купить, — рассуждает читательница UFA1.RU в соцсетях.
Пользователь прав отчасти: закрылся только Башкирский троллейбусный завод, на его месте появился Уфимский трамвайно-троллейбусный завод, который, однако, трамваи не делает. Их ремонт проводится силами работников депо.
— Утилизировать дорого? Лучше «сплавить» как подарок? — возмущается наш читатель в соцсетях.
Нашлись и те, кто напомнил: Уфа находится рядом с городом, где уже производят новые трамваи.
— У вас же рядом Усть-Катав! В Челябинске уже почти все трамваи новые, Екатеринбург тоже начал их закупать, — говорит пользователь.
— Закупать новые трамваи деньги нужно, а эти деньги тратятся совершенно не туда, — отвечает ему другой.
Среди всех комментаторов оказался тот, кто, кажется, рад обновлению парка электротранспорта.
— Хоть так, хоть б/у. На те деньги, что ушли на Фольклориаду, монумент Шаймуратову в стиле Марии Терезии в Вене, саммиты, байрамы, чемпионаты и игры, можно было трамвайный и троллейбусный парки заменить в Уфе на новые, — резюмировал уфимец.
Когда именно появятся новые трамваи в Уфе — неизвестно, но, предположительно, они придут ко Дню города. Точнее, к основному его празднованию 31 августа.