Накануне в Кемерове у трамвая, набитого пассажирами, отказали тормоза — он на бешеной скорости полетел по путям и врезался во впереди идущий. Износ кемеровских трамваев при этом был чуть ниже, чем у уфимских, но это не уберегло от ужасной аварии. UFA1.RU решил выяснить, возможны ли подобные инциденты в Уфе, и задал несколько вопросов эксперту и властям. Какие выводы мы сделали — читайте данном материале.
Может ли повториться кемеровская авария в Уфе?
Жуткие кадры из Кемерова накануне облетели всю страну: трамвай мчится по рельсам, на бешеной скорости входит в поворот — у него отваливаются двери, из салона выпадают двое пассажиров. Их выбрасывает на проезжую часть, их чудом успевают не переехать машины. Остальные люди в салоне всё еще в опасности: впереди мост, с которого их трамвай может просто вылететь на такой скорости. Спустя некоторое время неисправный вагон таранит впереди идущий и останавливается.
По словам пострадавших, их трамвай отставал от переднего на 7 минут, а нагнал всего за несколько секунд. Но именно его наличие, как считают выжившие, и спасло людей от еще более тяжких последствий. В результате аварии погиб один человек, свыше сотни получили травмы. Подробнее об этой истории рассказывают наши коллеги из издания NGS42.RU.
А теперь вернемся в Уфу. В последние годы трамваи здесь находятся на грани выживания, поскольку износ подвижного состава уже почти достиг 100%. Можно сказать, что электротранспорт ездит на честном слове. Однако он всё еще работает. Как объяснял UFA1.RU эксперт в сфере транспорта Олег Арефьев, даже изношенные трамваи могут работать, если их обслуживать должным образом. Но как именно это делается в Уфе — не очень понятно.
— В Уфе последние несколько лет электротранспорт существует в ожидании чуда, поэтому им нормально никто не занимается. Да и денег нет. Электротранспорт — это муниципальное предприятие, которое висит камнем на городском бюджете, а в нем просто нет денег. Поэтому собирают из старых трамваев один и пытаются его вытолкать всеми силами на линию, — объяснял эксперт.
Комментируя инцидент в Кемерове, Олег Арефьев рассказал UFA1.RU, что там трамвай не был старым — всего 12 лет, тогда как производители обычно закладывают 15–20 лет.
— Поэтому вопросов больше, конечно, к техническому состоянию и обслуживанию данного трамвая. Скорее всего, был нарушен регламент технического обслуживания или были применены некачественные запасные части. В том числе вызывает много вопросов конструкция дверей, которые просто отвалились, и из трамвая начали на ходу вываливаться пассажиры, — рассказал эксперт.
После кемеровской аварии в Госдуме уже заговорили о необходимости проверить городской и пригородный транспорт по всей стране. В Башкирии, например, ГИБДД регулярно устраивает проверки пассажирского транспорта, но касается это маршруток и автобусов. За троллейбусами и трамваями в этом плане будто никто не следит. Однако Олег Арефьев сомневается, что из-за инцидента в Кемерове начнутся массовые проверки.
— Скорее всего, будет спущена определенная директива усилить работу по контролю за техническим состоянием подвижного состава, пару раз выедут представители контролирующих структур, для галочки составят несколько предписаний, — считает он.
Если пройдут проверки и в Уфе найдут много нарушений, то могут ли закрыть трамвайную сеть? Наш собеседник считает, что этого не произойдет.
— В реальности сегодня большую часть систем электротранспорта придется останавливать, если начать подходить к контролю его работы и состояния с полной ответственностью. И, конечно, все это понимают, так же как и то, что никто сегодня этого не допустит. Поэтому каких-либо серьезных далекоидущих последствий, тем более для Уфы, я лично не жду, — сказал Олег Арефьев.
О том, будут ли проводиться проверки электротранспорта, UFA1.RU спросил Ространснадзор. В ведомстве сообщили, что проверок не будет, поскольку введен мораторий на них. Надзор может прийти, если поступит сигнал из информационной системы, либо по постановлению прокуратуры.
UPD: в мэрии Уфы нам сказали, что в городе действительно нет таких трамваев, как в Кемерово, у нас в основном Усть-Катавские и Чехословацкие. При этом все они имеют три вида независимых тормозов, которые помогут остановить трамвай в нештатной ситуации.
— Это электродинамический тормоз (он же служебный), торможение двигателем; механический барабанно-колодочный (блокирует все четыре колесные пары при потере напряжения); электромагнитный рельсовый (он же экстренный), — рассказали в администрации.
По словам специалистов, каждый вагон независимо от года выпуска и пробега обязательно проходит техобслуживание, как того требует документация от изготовителя.
— Проводится ежесуточный осмотр (ЕО) перед выпуском на линию с целью предупреждения поломок на линии. Каждый вагон проходит через смотровую канаву поста ЕО, при этом в обязательном порядке проверяют токоприёмник, тормозную систему, срабатывание электрооборудования, световую сигнализацию, внешний вид, степень чистоты салона трамвая и экипировку вагона, а также устранение заявок водителей занесенных в книгу поезда.
Согласно утвержденным графикам каждому вагону на шестые сутки эксплуатации проводится техническое обслуживание №1 (ТО-1), включающее в себя объем работ ЕО, перетяжку узлов, проверку уровня смазки в редукторах, регулировка электроаппаратуры, — добавили в мэрии.
Кроме того, если пробег вагона свыше 6–8 тысяч километров, то он проходит ТО-2, который включает в себя ТО-1, дефектовку и замену оборудования. Результаты замеров заносятся в журналы. Через каждые 10 тысяч километров — вагон проходит текущий ремонт, а при достижении 300 тысяч — капитальный.
— Дополнительно перед выездом на линию на каждого водителя возложена (согласно требованиям ПТЭт) обязанность обхода и осмотра целостности видимых элементов кузова, оборудования и световой сигнализации. Далее, следуя нулевым рейсом от депо до конечной станции, водитель обязан оценить техническое состояние вагона в движении, проверить эффективность всех видов тормозов, работу дверей с посадкой и высадкой пассажиров на остановках. Прибывая на конечную станцию после совершения каждого круга, водитель обязан провести визуальный осмотр состояние колесных пар, башмаков рельсового тормоза, состояние токоприемника. Выявив неисправность, водитель обязан сообщить диспетчеру. При возникновении неисправности на линии, вызывается аварийная бригада техпомощи, либо вагон буксируется другим вагоном в депо, — рассказали в администрации Уфы.
И главный вопрос: возможно ли в Уфе повторение аварии в Кемерове?
— У нас другие трамваи. В Кемерове в ДТП попал трамвай, модель которого у нас не эксплуатируют. Да и у эксплуатантов к ней давно много вопросов, если честно. С другой стороны, МУП УИТ, в котором я сам был не так давно, всё же к безопасности перевозок относится довольно серьезно, что меня даже в целом немного удивило. Хотя, конечно, подвижной состав довольно сильно изношен, и не знаю, сколько они еще смогут поддерживать его на ходу в таком состоянии, — объяснил эксперт Олег Арефьев.
«Белорусы» тащат
Трамвай, который разбился в Кемерове, производится на минском заводе «Белкоммунмаш». Его продукты именуются как БКМ (в Кемерово была модель 60102).
Что интересно: с этим предприятием в свое время договаривалась Уфа о развитии электротранспорта — чтобы основа для троллейбусов поставлялась нам, а мы на Уфимском трамвайно-троллейбусном заводе всё собирали. При этом глава Башкирии Радий Хабиров, говоря о модернизации уфимских трамваев, сказал, что новые вагоны в столицу могут поставить именно с «Белкоммунмаша». Тем более что у них есть производство в Нижнем Новгороде.
Точно такие же, как в Кемерове, ездят в Белоруссиии в России (их тут не больше 30 штук, по данным базы сайта Transphoto). В частности, 9 штук работают в Перми, а остальные — в Сибири. Наш коллега из пермского издания 59.RU Кирилл Хафизов рассказал UFA1.RU, что БКМ 60102 — не самые хорошие трамваи.
— Это высокопольные вагоны, что делает их морально устаревшими. Пассажиры их в первое время называли музыкальными из-за характерного звука при разгоне после остановки. В качестве пассажира могу обратить внимание, что замечал не самое сильное и плотное прилегание прислонно-выдвижных дверей. И это не проблема технического содержания вагонов, а, как говорят господа знающие, шло в таком состоянии с завода-изготовителя, — рассказал Кирилл Хафизов.
Сейчас, добавляет наш собеседник, их постепенно убирают, потому что на смену приходят новые трамваи. Впрочем, это уже совсем другая история.
Уступи дорогу трамваю
В свете произошедшего мы решили вспомнить, какие инциденты случались с трамваями в Уфе. Сделали подборку из столкновений и прочих случаев.
Июнь 2010 года: на улице Революционной сгорел трамвай 1993 года выпуска. Обошлось без пострадавших. Во время горения заискрила контактная сеть, из-за этого очевидцы сами отбежали от греха подальше, да и пожарная машина отъехала на расстояние, чтобы не загореться. Вагон потушили, но восстановлению он не подлежал.
Октябрь 2011-го: вагон столкнулся с двумя другими на территории депо. Первый получил серьезные повреждения спереди, из-за чего был списан. О повреждениях остальных неизвестно, но они продолжили работу.
Ноябрь 2011-го: на улице Большой Гражданской, по словам очевидцев, «Газель» выехала со склада через пути. Поскольку дорога была в горку, водитель поддал газу, чтобы заехать. В этот момент на данном участке оказался трамвай № 5 — он протаранил грузовой автомобиль и прижал его к столбу. Пострадавших нет.
Январь 2012-го: на улице Оренбургской неподалеку от депо сгорел трамвай 1993 года выпуска. Со слов очевидцев, водитель и кондуктор были одни в салоне и с первых минут пытались потушить огонь, но оказались бессильны. Вагон сгорел почти полностью. В мае того же года его списали, а в июне порезали.
Июль 2012-го: на улице Трамвайной сгорел трамвай (вот так совпадение). Вагон следовал по маршруту № 8 и загорелся в районе остановки «Сортопрокатный завод». Дальнейшая его судьба осталась неизвестной.
Август 2015-го: неподалеку от остановки «Госцирк» трамвай врезался в прицеп грузовика. Травмы получил только водитель электротранспорта.
Март 2016-го: выезжая с улицы Кировоградской на Зорге, Toyota Camry не уступила дорогу трамваю, в результате чего тот въехал в легковушку. Машина получила повреждения капота и всей передней части, трамвай не пострадал.
Октябрь 2016-го: на Большой Гражданской трамвай протаранил автомобиль. В том же месяце возле ГДК случилось аналогичное ДТП: по сообщению мэрии Уфы, ВАЗ-2107 нарушил ПДД — не уступил дорогу, в результате чего в него врезался трамвай. Водитель авто получил травмы и попал в больницу.
Ноябрь 2016-го: на бульваре Ибрагимова водитель внедорожника, по словам очевидцев, не уступил дорогу трамваю, который поворачивал, и врезался в него. У вагона едва не отвалились двери. В соцсетях писали, что годом ранее у этого же трамвая был пожар.
Декабрь 2016-го: перекресток на аграрном университете. По словам очевидцев, эвакуатор встал на трамвайные пути, чтобы загрузить к себе вставшую в неположенном месте легковушку. В это время подъезжали трамваи: первый не работал, его подталкивал второй — его водитель не заметил «Газель» и врезался в нее, от удара легковушка слетела с эвакуатора. «Газель» развернуло, она задела еще несколько стоящих машин. Что интересно: легковушка, из-за которой всё и случилось, просто уехала. В соцсетях посчитали, что основная вина лежит на эвакуаторе, потому что он встал на путях, но и трамваи тоже молодцы: ехали, заведомо зная, что ничего не смогут сделать.
Январь 2017-го: снова Большая Гражданская. По словам очевидцев, водителя машины ослепил солнечный свет, поэтому он не заметил трамвай.
Апрель 2017-го: пересечение Большой Гражданской и 50-летия Октября. Автобус 272-го маршрута (принадлежал перевозчику Искалину) столкнулся с трамваем. На записи с камер наблюдения видно, как маршрутки останавливаются, чтобы пропустить рельсовый транспорт, но пазик решил проскочить перед и не рассчитал дистанцию. Его едва не зажало между двумя трамваями.
Май 2019-го: снова Зорге — Кировоградская. Водитель легковушки встал слишком близко к путям, из-за чего двери трамвая протаранили машину.
Сентябрь 2019-го: улица Сун-Ят-Сена. Легковушка залетела под трамвай. По словам очевидцев, виновником признали водителя рельсового транспорта.
Январь 2020-го: остановка «Огни Уфы». Трамвай поворачивал с бульвара Ибрагимова, ему навстречу попалось такси. Детали инцидента неизвестны, но пользователи в соцсетях предполагали, что главная дорога была на Ибрагимова и трамвай должен был уступить дорогу тем, кто на Большой Гражданской.
Март 2021-го: на пересечении улиц Гафури и Свердлова Hyundai Solaris, по всей видимости, выехал на пути под трамвай. Водитель легковушки получил травмы.
Декабрь 2021-го: поворот с Ленина на бульвар Ибрагимова. Трамвай, судя по записи с камер, едет медленно, две машины успевают проехать. У третьей шансов не было, но ее водитель решил рискнуть. Не получилось.
Декабрь 2022-го: в Черниковке и Зеленой Роще из-за непогоды (сильного снегопада) сошли с рельсов два трамвая.
Январь 2023-го: в Черниковке легковушка столкнулась с трамваем. По мнению очевидцев, вина лежит именно на водителе авто.
Июнь 2023-го: трамвай, привезенный из Москвы в Уфу, сошел с рельсов. Ранее другой трамвай остановился, потому что ветка дерева задела токоприемник.
Февраль 2024-го: обычный день в Черниковке закончился серьезной аварией — трамвай врезался в автобус. В салоне последнего было 15 человек, из них четверо получили травмы.
Март 2024-го: на улице Кольцевой в Черниковке загорелся трамвай 1988 года (переделанный в 2006-м), присланный из Москвы. Пострадавших нет. Вагон восстановлению не подлежит.
Май 2024-го: на улице Менделеева трамвай 1993 года выпуска, по словам очевидцев, задымился, но потом уехал в депо.
Это далеко не все инциденты, которые произошли с трамваями, но их в какой-то момент стало заметно меньше. Однако за текущий год было уже три аварии, две из которых напрямую связаны с состоянием электротранспорта. В целом же ситуация в Уфе с авариями не такая уж и критичная, скорее, даже предсказуемая для большого города.