Пока в Башкирии строят федеральную трассу М-12, на нее обращено основное внимание дорожных служб. Но не все в восторге. Трасса Янаул — Верхние Татышлы, которая пользуется спросом у жителей севера Башкирии, находится в убитом состоянии уже многие годы, жители давно ждали ее ремонта, но работы пришлось отложить из-за федеральной трассы.
Длина проблемной дороги — 55 километров, из которых как минимум 7 находятся в убитом состоянии: есть большие ямы, пробоины и трещины в полотне. Судя по снимкам от водителей в «Яндекс.Картах», тяжело проехать не только на «желтых» участках, но и на «зеленых» тоже (в них либо мелкие ямы, либо просто трещины).
О проблемах этой дороги, кажется, говорить не принято. Власти вспоминают о ней, только когда спросят жители. Такой вывод мы сделали, изучив официальный сайт главы Башкирии, где содержатся записи еще со времен работы бывшего руководителя республики Рустэма Хамитова, — упоминаний о дороге не нашлось.
Когда в Башкирию вернулся Радий Хабиров, то жители стали писать ему с просьбами починить дорогу на Татышлы. Так, в 2018 году местные обращали внимание главы на дорогу от Янаула до Куеды (Пермский край), а затем упомянули и татышлинскую. Уже тогда ее состояние они оценивали как «плачевное».
В 2020 году жители обращали внимание, что дорога с годами становится всё хуже и хуже. Тогда стали поступать первые ответы властей: сказали, что ямы на трассе заделали и будут продолжать это делать, пока не включат ее в список для ремонта.
В 2021 году появились первые вести о серьезных работах. Управление дорожного хозяйства Башкирии оценило дорогу как «удовлетворительную», добавив, что в районе села Четырман будет ремонт участка на 3,4 километра в 2023 году. Скажем сразу: ремонт там сделали, дорога стала лучше.
— К сожалению, выполнить полноценный ремонт на всем участке дороги не представляется возможным. Поэтому выполняем ремонт дорог постепенно, — признавались в УДХ Башкирии.
Почему дорога сломалась — рассказывали в том же году. По версии дорожников, покрытие не выдержало «постоянного проезда большегрузных машин нефтедобывающей компании».
— Но мы как балансодержатель дороги делаем всё, что в наших силах. Например, на других подобных участках грейдируем и отсыпаем новый материал (гравий или щебень). Также пишем письма в ГКУ ЦОДД РБ с просьбой установить передвижной пункт весового контроля на участках дороги, — рассказывали в УДХ.
В 2022 году власти сообщили, что на указанной дороге в план по ремонту на 2023–2024 годы включили пятикилометровый участок, но о каком именно идет речь, не уточнили.
В мае 2023 года слово взяла администрация Янаульского района (половина трассы находится на его территории): представители заявили, что регулярно обращаются «в вышестоящие организации», прося о ремонте.
— На 17 мая 2023 года сроки ремонтных работ не обозначены, вопрос остается открытым, — добавили в администрации.
В июне 2023 года случилось то, чего будто бы никто не ожидал: сломался мост на реке Быстрый Танып на трассе, ведущей из Уфы в Янаул. Мы много о нём рассказывали. Проблема в том, что по этому мосту ездили и рейсовые автобусы, а теперь им приходится ездить через ту самую татышлинскую дорогу.
И хотя в расписании на сайте «Башавтотранса» указано, что автобус не едет через Татышлы, местные жители в конце мая 2024-го утверждали обратное.
В то же лето в УДХ Башкирии поменялась причина разрушения трассы.
— Возможность асфальтирования разрушенных участков будем рассматривать ближе к осени. Сейчас этот вид работ нецелесообразен ввиду высокого трафика большегрузных машин, задействованных в строительстве федеральной дороги, — сообщили дорожники.
О какой трассе конкретно идет речь — не уточнили, но поблизости ведутся работы по строительству дороги М-12 «Восток». Если чиновники имели в виду ее, то, надо признать, эта трасса действительно важна. Но все-таки за тех, кто уже годы ждет ремонта дороги между Янаулом и Верхними Татышлами, обидно.
Один из жителей записал видео, где прекрасно видна ситуация: «Лада» предпочла сразу проехать по обочине, пройти по самой дороге рискнули внедорожники. Даже большой частный автобус проехал там максимально аккуратно.
— Вот такая вот у нас крутая дорога, — резюмировал житель.
Поскольку нового моста через реку еще не было, многие объезжали через Татышлы. Поэтому увеличилось и число обращений. В августе 2023 года в УДХ признали, что ситуация на дороге «действительно сложная».
— Высокий трафик большегрузов негативно сказывается на покрытии. Дорожные службы делают всё возможное для поддержания удобного проезда по этой дороге. Обслуживающая эту дорогу организация будет продолжать возможные локальные работы: устранять пучины, добавлять инертный материал, уплотнять и разравнивать. Возможность асфальтирования разрушенных участков будем рассматривать позднее, — говорили дорожники.
В этом их понять, конечно, можно. От них тут, как оказалось, мало что зависит. Если обратили внимание, то ранее власти говорили о пунктах весового контроля. Так вот, жители в ноябре 2023 года утверждали: фуры мчатся с большим перевесом, а на пунктах контроля просто закрывают номера. Доказательств этого, к сожалению, они не предоставили.
В ответ Минтранс Башкирии сообщил, что для грузовиков закроют проезд на некоторых участках трассы, пока не закончится осенняя распутица.
Как сейчас обстоят дела на дороге, объясняют местные.
— Трасса находится в очень плохом состоянии, особенно после поворота в сторону Татышлинского района. Дорога разбита тяжеловесными грузовиками, которые ездят круглые сутки без выходных. В прошлом году был положен щебень, что мало помогло. Ремонт и асфальтирование дороги за последние 10 лет не проводились. Ездить как по нормальной дороге не представляется возможным, скорость не более 30 км/ч, — писал пользователь на странице главы Башкирии.
— В прошлом году у нас оторвало колесо, благо рядом не было машин. Я удивлена, что никто не поднимает этот вопрос, — рассказывает жительница района в местных сообществах.
— Я в прошлом году чуть дно машины там не оставила, в первый раз оттуда поехала, а у нас как раз мост через реку Быстрый Танып закрыли на ремонт. Это жесть, не знала, что там [на трассе] такая [красота] творится. В тот день у правительства и дорожников должны были уши отвалиться от моего ругательства в их адрес, — добавила другая.
В Управлении дорожного хозяйства ответили: ремонт дороги рассматривают на 2025–2026 годы, а пока будет только ямочный ремонт.
— Сроки ремонта покрытия были перенесены в связи с началом строительства федеральной дороги в 2023 году. Трафик грузовых автомобилей увеличился в разы. Во избежание разрушения отремонтированной дороги было решено провести ремонт позднее, — сказали дорожники.
Их версия выглядит логичной и понятной. Неясным остается только вопрос, почему дорогой не занимались до стройки М-12.