В сентябре 2023 года Росстат опубликовал статистику пассажирских перевозок автобусами: из представленных цифр следует, что в Башкирии за прошлый год перевезли 258 миллионов пассажиров, а это четвертое место по стране. Глава республики Радий Хабиров назвал это «показателем серьезной работы». Однако мы изучили статистику за последние 20 лет и выяснили, что в 2008 году в регионе перевезли 590 миллионов человек, с тех пор это число сокращалось и к 2018 году, когда началась инициированная Хабировым транспортная реформа, достигло показателя 387,9 миллиона. Перед пандемией коронавируса, в 2019 году, был небольшой подъем — 392,6 миллиона, а потом снова упадок. В попытках разобраться с цифрами UFA1.RU обратился к транспортному эксперту Олегу Арефьеву — приводим его мнение.
Нет билета — нет пассажира
Ну для начала нужно отметить, что эта статистика имеет очень мало общего с реальностью. Нужно понимать, как она формируется. Я не смотрел, как именно она формируется по этому показателю — скорее всего, на основании региональных отчетов, а там уже количество перевезенных пассажиров зависит исключительно от размера фантазии чиновников. Им нужно хоть как-то оправдывать гигантские расходы на транспортную реформу, поэтому и количество перевезенных пассажиров стало расти как на дрожжах в их отчетах.
Тут еще стоит добавить, что в реальности никто не знает, в том числе и в регионе, сколько перевезено пассажиров, потому что посчитать их в реальности нет никакой возможности даже в относительно легальном секторе. Тут всё очень просто: вы едете в автобусе «Башавтотранса», оплачиваете проезд и не получаете билета, что бывает довольно часто. Всё, собственно, вас нет ни в какой статистике.
Что касается пассажиропотоков по годам, то тут Башкортостан не является каким-либо уникальным регионом. В период пандемии он просел в целом по стране почти наполовину. Сейчас начинает постепенно восстанавливаться, но до исходных значений в ряде регионов еще довольно далеко. В 2018 году случился скорее не провал самого пассажиропотока, просто вот так посчитали. В реальности он, наоборот, имел положительную динамику, а вот в 2019-м начал падать, а в 2020-м вообще рухнул. Но по статистике это так явно не выражено, потому что, как я уже и написал выше, она почти не имеет никакого отношения к реальности.
Реальность — больше или меньше?
Однозначно сложно сказать. Если брать по официально произведенным оплатам, то реальный пассажиропоток намного больше, а если брать по отчетам чиновников, то тут не угадаешь, фантазии-то у них бурные.
Скорее всего, статистику делали по отчетам чиновников, тогда, скорее, реальный пассажиропоток меньше заявленного. Ну вот просто смотрите: во всей республике населения меньше, чем в Москве, и пользуются транспортом более или менее активно в основном в нескольких крупных городах, а по официальной статистике у нас цифра — четверть от Москвы, это нереально. При этом реальный пассажиропоток в Татарстане однозначно больше, а их вообще нет в списке.
Тут нужно понимать, что от пассажиропотока могут зависеть другие вопросы, в частности возможность претендовать на федеральные меры поддержки или обоснование необходимости каких-либо действий. В этих цифрах почти половина поездок — «Башавтотранс». Из этого следует:
1. БАТ даже официально занимает не больше 30% общего рынка пассажирских перевозок, а в реальности — около 20% (по официальным данным, за 2022 год «Башавтотранс» перевез 120 миллионов пассажиров. — Прим. ред.).
2. Елена Прочаковская (возглавляет ЦУР Башкирии. — Прим. ред.), когда ограничивали количество поездок по карте «Алга», сама официально заявила, что «это во многом было связано с тем, что, как показал анализ, у некоторых пенсионеров и льготников число поездок достигло 400–500 в месяц». Нюанс в том, что за перевозку льготников перевозчик получает компенсацию, поэтому количество поездок надувают, чтобы получить максимальную компенсацию.
Что говорят власти?
Судя по словам Радия Хабирова, в правительстве довольны показателями.
— Для нас это не просто цифры, — писал глава Башкирии. — Это показатель серьезной работы, которую республика проводит уже несколько лет. <...> Всё это — лишь промежуточный результат нашей транспортной реформы. Мы видим точки роста и стараемся использовать все возможности, чтобы автобусные перевозки в Башкортостане стали еще более востребованными и комфортными.
Читайте также о том, как «Башавтотранс» стал главной надеждой транспортной реформы в республике и как ей сопротивлялись частные перевозчики. Ранее эксперт рассказывал, откуда у «Башавтотранса» взялся убыток почти на миллиард рублей по итогам 2022 года.
Работа общественного транспорта в Башкирии за последние 5 лет стала лучше или хуже?