В конце прошлого года Владимир Севастьянов возглавил республиканскую Госавтоинспекцию. Молодой руководитель практически сразу стал реанимировать и вносить изменения в систему. О том, что из этого вышло, — в откровенном интервью UFA1.RU. Полковник полиции рассказал о самых острых и сложных моментах в организации дорожного движения в республике.
Владимир Севастьянов родился 1 марта 1980 года в Нефтекамске. В 2000 году окончил Уфимский юридический институт МВД России. В ноябре того же года стал госинспектором дорожного надзора ГИБДД Нефтекамска. В марте 2003 года Севастьянов перевелся в Уфу. До июня 2010 года он работал в городском полку ДПС на различных должностях — от заместителя командира взвода до командира батальона полка дорожно-патрульной службы ГИБДД при УВД по Уфе. Затем он руководил отделом дорожно-патрульной службы, розыска и административной практики ГИБДД Башкирии. В 2013 году назначен командиром полка ДПС ГИБДД по Уфе, в 2018-м — заместителем начальника ГИБДД республики. Был награжден медалями МВД России «За доблесть в службе», «За верность долгу», «За отличие в службе» трех степеней.
— Владимир Александрович, вы практически год являетесь начальником республиканской Госавтоинспекции, подскажите, какие меры уже были приняты и какие изменения внедрены в организацию дорожного движения в Башкирии?
— За семь месяцев этого года наша работа претерпела большие изменения. Они начались еще с пандемийных времен. Работа с негабаритными, с крупногабаритными, с тяжеловесными грузами, с автобусами ушла в другую плоскость. Раньше всю работу с вышеперечисленными категориями проводили мы сами — проверяли наличие документов на перевозки, проводили сверку, обращали внимание на правильность заполнения документации, сейчас работа организована по-другому. То есть, грубо говоря, на сегодняшний день мы не работаем с негабаритными и тяжелыми грузами. К этому шло давно, и инициатива исходила от федерального центра из-за коррупционных моментов, которые случались. Не секрет, что даже были возбуждены уголовные дела по этому поводу. Давайте представим ситуацию: я перевозчик и мне нужно доставить негабаритный или тяжеловесный груз из одной точки в другую. Я всё равно официально заплачу и проеду по этой дороге. То есть, грубо говоря, где здесь сотрудник ГИБДД? Понятно, что если водитель автомобиля с крупногабаритным грузом нарушит Правила дорожного движения, совершит в неположенном месте обгон, нарушит правила проезда перекрестка, мы будем фиксировать это. Но если брать его деятельность в общем, он всё равно едет по этой дороге, он всё равно перевозит груз с официально оплаченной квитанцией. В любом случае сотрудник ГИБДД большой роли не играет. Поэтому на этом фоне было принято решение федерального центра, чтобы сотрудники ГИБДД не работали с данной категорией.
Второй очень важный момент — это решение правительства о снятии части проверок с малого бизнеса. Это коснулось и нашей сферы, в частности, пассажироперевозок. На сегодняшний день любая проверка должна быть согласована с прокуратурой. Это основное нововведение, где нас, грубо говоря, отводят от этой работы. Мы сконцентрируемся на том, где реально надо помогать и реально нужно обеспечивать безопасность дорожного движения. Неправильно выписывать протоколы лишь для того, чтобы выписать за что угодно. Сейчас мы сконцентрируемся на моментах выявления реально грубых нарушений ПДД.
Третий важный момент: сейчас мы нацеливаем личный состав на реальное нахождение на маршруте, на эффект, так скажем, присутствия. Важно находиться, профилактировать и быть на маршрутах вместе с участниками дорожного движения. Это основной вопрос. Не должно быть прогнозных показателей, то есть «палочной» системы нацеленной на те или иные нарушения. То есть инспекторам нельзя ставить такую задачу: «Ты должен написать столько-то нарушений по пешеходам, столько-то выявить пьяных, столько-то проездов на красный». Это всё давным-давно ушло в прошлое. Сейчас мы работаем по служебным заданиям. Оно выдается каждому экипажу перед сменой, там прописываются сведения об аварийных участках. Например, в одном задании говорится, что инспектор должен находиться в определенном месте с 12 до 15 часов, потому что, допустим, согласно состоянию аварийности, в это время наиболее часто совершаются наезды на пешеходов. Или еще пример: на трассе часто фиксируются ДТП, связанные с выездом на полосу встречного движения. Согласно служебному заданию инспектор должен будет профилактировать конкретные участки.
А в целом все изменения, какие происходят у нас в стране, можно посмотреть на наших официальных сайтах и в соцсетях. Там мы стараемся простым и доступным языком оперативно объяснять основные нововведения.
— А локации инспекторов меняются в зависимости от времени суток и времени года? Не будет такого, что люди привыкнут, что экипажи стоят только на определенных участках?
— Нет-нет. Мы постоянно проводим аналитику, и ситуация очень часто меняется. Если брать осень, то здесь будут преобладать наезды на пешеходов, особенно в темное время суток. Мы точно знаем, что в октябре рано темнеет, поздно светает. То есть это то время, когда люди ведут детей в школу, некоторые из учеников сами передвигаются, кто-то идет на работу. Мы понимаем, что у нас октябрь — ноябрь — это месяцы, когда чаще всего случаются наезды на пешеходов. Соответственно, мы и будем отправлять экипажи на те участки, где наиболее часто эти наезды и совершаются. А летом, к примеру, они там и не нужны. Анализ и аналитика идет постоянно. Зимой будем подтягивать сотрудников к участкам, где большие переметы или образовался гололед. Если посмотреть на 2020 и 2019 год, там происходили ДТП практически схожие с теми, что случаются в этом году. То есть берем статистику за пять лет, и она нам подсказывает, чем заниматься в сентябре этого года. Если пошли наезды на пешеходов, они, в принципе, в одних и тех же местах практически происходят, там разница может быть 10 километров.
— Планируется ли как-то изменить движение на перекрестках в Уфе после аварии в Зеленой Роще, где девушка сбила мать и сына?
— Там уже поменяли режим работы светофора. Сделали так: часть потока, назовем ее А, едет на зеленый, другая часть, пусть будет Б, стоит на красный. Потом Б начинает двигаться на зеленый, А встает на красный. Будет и третья фаза: идут только пешеходы, водители стоят. То есть не будут автомобилисты одновременно поворачивать налево или направо, а пешеходы в это же время переходить дорогу. Вводим мы это сейчас в рабочем режиме. Такая система уже работает на двух перекрестках — один тот, где и произошло ДТП, а второй — на «Фирме «Мир»», где проспект Октября пересекается с Бессонова.
Светофорный режим поменяли и на перекрестке улиц Пушкина и Карла Маркса, там произошло ДТП, в котором маршрутное такси выскочило на тротуар и пострадали три человека. Теперь там светофор работает так: пять секунд горит красный для всех. То есть это для тех, кто не успел доехать, и для тех, кто собирается рвануть, — для всех пока красный. У водителей есть возможность подумать, успеть остановиться, закончить маневр на перекрестке. Мы уже настроили таким образом 161 светофор из 394 существующих в Уфе. Но тут тоже смотрели на дорожную ситуацию, где-то это пять секунд, где-то три, в зависимости от трафика движения.
— А как вы считаете, поможет ли это избежать пробок на том же проспекте Октября?
— По проспекту Октября у нас стоят светофоры, которые считывают дорожную обстановку и в зависимости от нагрузки на определенных улицах сами включают красный или зеленый сигнал светофора. В частности, это пересечение проспекта Октября — Спортивной, проспекта Октября — улицы имени города Галле. Там светофоры работают уже в электронном режиме.
— Как вам кажется, светофор на Галле поможет решить проблему вечных пробок? Может быть, стоит перенаправить потоки?
— Потоки перенаправить не получится. Город расположен таким образом, что на некоторых перекрестках всегда сложная дорожная обстановка. В районе улицы Галле начинается федеральная трасса М-7, это направление выезда из города. Плюс само движение по проспекту Октября всегда очень плотное, а еще очень большой пешеходный трафик из-за близкого расположения Южного автовокзала и стоянки частных перевозчиков. Учитывая всё это, перекресток такой насыщенный. Здесь надо какие-то кардинальные решения принимать. В свое время приняли решение убрать трамвайные пути, потому что они мешали организации движения. Я понимаю, что для пешеходов это своего рода неудобства, людей просто лишили альтернативного вида общественного транспорта, но в целом для организации дорожного движения это было положительным моментом. Здесь пока какие-то комментарии больше дать не могу, потому что на протяжении определенного времени, сколько я работаю в Уфе, неважно кем и на каких должностях, он всегда был самым сложным перекрестком. Только лишь потому, что это выезд из города. Там всегда будет плотно.
— А наземные или подземные пешеходные переходы не решили бы проблемы?
— Если ваш вопрос относится к перекрестку Г. Галле — проспект Октября, то я думаю, что, учитывая, какой там трафик пешеходов, люди за неимением времени или торопясь просто-напросто будут перебегать проезжую часть. Это опять несет с собой определенные проблемы. В 2019–2020 годах мы там установили металлические ограждения, чтобы они не перебегали где попало дорогу. Нам это помогло хотя бы потоки пешеходов отправить, как должно быть, через пешеходный переход.
— В связи с этим хочется спросить от лица почти всех автомобилистов Уфы: а можно ли воспитать пешехода и внушить ему, что нельзя перебегать дорогу в неположенном месте?
— Вообще это сложная задача. И решается она только профилактикой. То есть это не одного дня работа. В целом эту работу мы проводим постоянно: организуем рейды, мероприятия. За эти семь месяцев мы выявили 10 000 нарушений ПДД пешеходами. Наверное, эта цифра с точки зрения профилактики не очень большая. Но в целом если представить 10 000 нарушителей, то, наверное, это много. Надо достучаться в том числе и до водителей, что машина — это средство повышенной опасности, оно несет за собой определенный урон и здоровью, и в том числе жизни. Сейчас по указанию министра внутренних дел Башкирии мы взяли в работу выступления не только в школах, средних, специальных учебных заведениях, но и в автошколах. Курсантам мы показываем фотографии с мест ДТП и видео, где наглядно видно, к чему приводят превышение скорости, пьяное вождение, выезд на встречную полосу. То есть наглядно показываем будущим водителям, чем заканчивается игнорирование Правил дорожного движения. Эту работу мы ведем. У нас 186 автошкол по республике, из них более 60 в Уфе. Работы хватает.
— Поможет ли избежать пробок в городе так называемая «вафельная» разметка? Кажется, что сейчас она нанесена на беспроблемных перекрестках.
— Когда мы решали, на каких перекрестках наносить эту разметку, мы брали за основу состояние аварийности и анализировали каждый случай: кто где не уступил дорогу, наезды на пешеходов, механические ДТП и ДТП с пострадавшими. В основном нанесение связано с этими моментами. Решение ситуации с заторами — второстепенно. Но установка камер фиксации нарушений поможет решить и эту проблему. Сейчас у нас нанесена такая разметка и установлены камеры фото- и видеофиксации нарушений на 12 перекрестках. Признаюсь, уже первые жалобы пошли. У нас люди не ожидают такого поворота событий. Плюс на транспортном часе у главы нашей республики было озвучено, что мы начинаем включать в работу и нарушения, связанные с разговором по сотовому телефону, и нарушения правил применения ремней безопасности. То есть на этих перекрестках камеры будут фиксировать и эти нарушения.
12 перекрестков, где нанесена такая разметка и установлены камеры фото- и видеофиксации нарушений:
Достоевского — Ленина;
С. Богородская — М. Жукова;
Комсомольская — Шафиева;
пр. Октября — Г. Галле;
Российская — Южный проезд;
М. Жукова — Б. Бикбая;
Айская — Революционная;
Цюрупы — Кирова;
50 лет Октября — Пархоменко;
К. Маркса — З. Валиди;
пр. Октября — Шафиева;
Лесотехникума — Энтузиастов.
— Самые страшные аварии происходят на федеральных трассах, и чаще всего в местах, где ведутся дорожные работы, как будет вестись работа в этом направлении?
— Как правило, тяжелые аварии на федеральных трассах возникают там, где не разделены потоки. Самая безопасная дорога — это дорога первой категории.
К первой категории автодорог в России относятся автомагистрали, скоростные трассы и автострады. Такие путепроводы имеют ширину не менее 15 метров и оснащены разделительной полосой. В каждом направлении предусмотрено не менее двух полос движения, шириной не меньше 3,75 метра.
Учитывая, что скоростной режим на таких дорогах контролируется, обустроены шумовые полосы, которые позволяют водителю проснуться в определенный момент, выезд на встречку там исключен. Тяжесть последствий минимальная. Даже если автомобилист задел парапет, это несравнимо, например, с лобовым столкновением.
После Стерлитамака у нас дорога, где, кстати, ДТП случилось в Мелеузовском районе, переходит в дорогу иной категории, где потоки не разделены. Там также установлены камеры фотофиксации, которые контролируют скоростной режим. Люди, которые там ежедневно передвигаются, знают их расположение, начинают разгоняться между ними. Это уже человеческий фактор.
Я постоянно вникаю в детали многих ДТП и иногда вижу, что водители пренебрегают отдыхом, устали, уснули за рулем и выехали на встречную полосу или опрокинулись. Если потоки разделены, он бы задел парапет, проснулся бы, остановился. А если потоки не разделены, то это уже намного серьезнее. Кто-то ставит, например, круиз-контроль и засыпает, а потом на той же скорости выезжает на встречную полосу. Сейчас мы стараемся направить экипажи на дороги, которые не относятся к первой категории. Мы уже несколько раз обсуждали вопрос, что нести службу на дорогах первой категории затруднительно. Из-за железных парапетов небезопасно останавливать машины. Это повлечет какую-нибудь аварийную ситуацию в обязательном порядке. Поэтому все экипажи мы передвигаем в сторону дорог иной категории, где это действительно необходимо.
— Как вы лично оцениваете культуру вождения в Башкирии?
— Судить сложно. Почему? Потому что не так часто мы ездим в командировки в другие субъекты. Только если в отпуске. В Башкирии все ведут себя по-разному. Но я вижу иногда «культуру» в Уфе, вижу, как некоторые передвигаются по трассе, вижу нелепые ДТП. Но в целом судить я не буду, потому что каждый день за рулем, эмоции каждый день разные. Я не эксперт, чтобы оценивать, но иногда идет огромнейший вал механических ДТП, в основном просто-напросто нелепых ДТП. А иной день смотришь — всё нормально. От чего это зависит — непонятно. Ежедневно мы фиксируем от 70 до 100 механических ДТП. Их количество меняется из-за погодных условий. Если чуть-чуть дождь пошел — шквал механических ДТП. Если небольшой гололед в межсезонье — шквал ДТП механических. Сильная жара — шквал ДТП механических. Культура ли это? Непонятно. Поэтому здесь, наверное, я официально воздержусь, чтобы диагнозы какие-то не ставить.
— А сами вы часто ездите за рулем?
— Да, каждый день. Очень внимательно стараюсь выбирать разные маршруты: где-то через региональную дорогу проехать, где-то через федеральную трассу, где-то через Авроры. Пока еду, обращаю внимание на организацию дорожного движения, где-то знак развернуло, где-то ямы появились, где-то разметка стирается, которая, допустим, влияет на правильное информирование водителей, где-то светофор не работает, где-то еще что-то. За ночь что-то да и происходит в городе. И постоянно что-то вижу, наблюдаю, где-то деревьями знак закрыло, необходимо подстричь, где-то знак ветром повернуло или просто кто-то ночью сбил. Одним словом, по-хозяйски. То есть максимально стараюсь участвовать в этом лично сам.
— Какое у вас любимое место в Уфе?
— Центр, есть где погулять. В зависимости от времени суток можно спокойно ездить, передвигаться. В центре много исторических и культурных мест.
— В этом году все замечают, что очень много экипажей стало в вечернее время в центре на улице Ленина. С чем это связано?
— Мы поменяли график, по согласованию с министром. Добавили количество сотрудников, выходящих на смену в ночь. Это нацелено на то, чтобы вечерние покатушки некоторых автомобилистов были под контролем. Он в любом случае необходим, потому что, когда нет контроля, начинается бардак, поэтому максимально пытаемся двигаться с участниками дорожного движения в одном направлении, в одном транспортном потоке. Просто одни занимаются контролем, другие просто передвигаются.