UFA1.RU выяснил, какой компании принадлежит КАМАЗ дорожных рабочих, с которым в смертельной аварии сошелся автобус Ford Transit в Благоварском районе Башкирии. Напомним, тогда скончались шесть пассажиров и еще более десяти пострадали, а водитель «Форда» заявил, что не выставили предупреждающие знаки. Оказалось, что фирма, которая выполняла работы на этом участке, регулярно выигрывает крупные подряды по дорожному строительству и не впервые становится фигурантом разбирательств в громких ДТП. Подробности — сегодня, 28 июля, в нашем материале.
Авария произошла на 1413-м километре федеральной трассы М-5. Рабочие наносили дорожную разметку, а КАМАЗ, как озвучил глава Башкирии Радий Хабиров на совещании правительства, «прикрывал» их. Он также заявил, что момент ДТП зафиксировала камера видеорегистратора, однако он до сих пор не был обнародован. По данным ГИБДД, грузовик стоял на крайней полосе дороги. Было возбуждено уголовное дело, а водителя автобуса задержали, но сам он заявил, что не успел среагировать на препятствие, потому что дорожники не выставили предупреждающие знаки о проведении работ.
Незадолго до этого, 19 июля, на 1406-м километре той же трассы в грузовик рабочих врезалась «Лада-Ларгус». Водитель легковой машины скончался, а его 9-летнюю дочь госпитализировали. Также UFA1.RU стало известно, что месяцем ранее, 26 июня, подобная авария произошла на 1452-м километре: фура компании «Сельта», которая осуществляет доставку для сети магазинов «Магнит», въехала в КАМАЗ дорожников. Тогда обошлось без жертв, но, как рассказали UFA1.RU в «Сельте», виновником признали их водителя, несмотря на то, что тот тоже указывал: рабочие не выставили предупреждающие знаки, поэтому среагировать вовремя было невозможно.
— Перед нашим водителем ехала другая фура, она резко ушла в сторону, а наша машина въехала во впереди стоящую машину рабочих, — сообщил UFA1.RU инженер по безопасности «Сельты» Роман Завалищин. — Никаких знаков о том, что впереди препятствие, установлено не было (согласно правилам безопасности, предупреждающие таблички в ненаселенных пунктах должны быть установлены на расстоянии не менее 150 метров. — Прим. ред.). Только висел знак на самом грузовике рабочих. Но виновником признали нашего водителя, в определении указано, что он неверно выбрал скорость. Но он ехал 70 километров в час.
По словам Завалищина, компания пыталась оспорить вину своего шофера, а недавно он увидел, что на этом же участке произошли два аналогичных ДТП, притом куда более трагичных.
— Мы ведь по сути предупреждали, что дорожные рабочие допустили ошибку и она может повлечь новые аварии. И вот они случились — одна за другой. Всё из-за разгильдяйства и незнания Правил дорожного движения, — заявил инженер-безопасник.
Со ссылкой на материалы разбирательства ДТП Роман Завалищин сообщил данные КАМАЗа, в который врезалась их фура. Он принадлежит АО «Марийскавтодор» из соседней республики. Компания является преемником одноименного госпредприятия, которое сменило форму собственности в 2010 году и, согласно «Контур.Фокусу», владеет пухлым портфелем дорожных подрядов. Самый крупный госконтракт заключен на 992 миллиона рублей в 2020 году — на ремонт трассы Р-176 «Вятка», а из последних — три февральских и мартовских договора по ремонту участков на той же «Вятке» на общую сумму 314,4 миллиона рублей.
Вместе с кипой госзаказов за компанией числится ворох судебных исков о возмещении ущерба в ДТП и арбитражные претензии заказчиков на ненадлежащее исполнение договорных обязательств (многие из которых, впрочем, судом удовлетворены не были). Кроме того, автодорожный надзор выявлял нарушения на предприятии. Так, в июне 2021 года комиссия заключила, что смена водителей «Марийскавтодора», вопреки правилам, превышает 10 часов, режим их отдыха нарушен, не соблюдаются требования по обязательному медосмотру работников, специалист по контролю за техсостоянием автотранспорта не обладает должной квалификацией.
В то же время контрактов на обслуживание трассы М-5 у компании нет, зато есть у другой — уфимской «Стройблоктехнологии» (СБТ), которой «Марийскавтодор» приходится дочерним предприятием. Именно СБТ принадлежит КАМАЗ, в который въехал автобус 25 июля, вследствие чего шесть человек погибли. Информацию подтвердили UFA1.RU в приемной самой фирмы. За подробными комментариями мы обратились в пресс-службу СБТ. Помимо двух ДТП с автобусом и фурой, мы также спросили, не принадлежит ли компании грузовик, в который въехала «Лада-Ларгус». На момент публикации ответа не поступило. Но еще ранее у СБТ уже отсудили 700 тысяч рублей за аналогичное происшествие.
В 2021 году машина жительницы Оренбурга во время сильного тумана заехала на мост, который находился на реконструкции, сбила дорожные ограждения и вылетела в кювет. Как установил суд (акт опубликован на сайте. — Прим. ред.), на месте не были установлены соответствующие предупреждающие знаки, а потому автовладелице полагается компенсация в 700 тысяч рублей. Штраф присудили подрядчику — «Стройблоктехнологии». Предприятие пыталось оспорить судебное решение, но областная инстанция оставила его без изменений.
На трассе М-5 у СБТ, согласно данным «Контур.Фокуса», заключены договора на ремонт нескольких участков (в частности, 1318–1336 км за 1,17 миллиарда рублей 1243–1256 км за 2,2 миллиарда рублей), а также на содержание за 389 миллиона рублей участка 1401–1412 км. Именно на последнем и произошли аварии с автобусом и фурой. Всего компания заключила 79 госконтрактов в нескольких регионах России на общую сумму 21 миллиард рублей. По данным «КФ», ее уставной капитал составляет 2 миллиона рублей, а выручка за 2021 год — 2,5 миллиарда рублей.
Принадлежит предприятие Владимиру Бугаю, который также являлся соучредителем ООО «Эварго». Компания была создана в 2013-м и обещала запустить производство беспилотных грузовиков, но спустя четыре года обанкротилась. Однако название этого предприятия многим позже упоминалось на фоне заявления председателя правления группы компаний «Автодор» Вячеслава Петушенко об адаптации трассы М-12 под беспилотники. К тому времени, как писал ТАСС, «Эварго» уже протестировала одну из своих машин. Стоит отметить, что об этих планах Петушенко последний раз говорил в 2021 году.
Что касается «Стройблоктехнологии» Владимира Бугая, то, как и на «дочку» предприятия в Марий Эл, на нее тоже было подано несколько исков о причинении ущерба после ДТП, и также выявлены два нарушения в 2019 и 2020 годах: в области защиты труда и экологического надзора. Кроме разбирательства из-за оренбургской аварии на мосту отметим дело, которое рассматривал Ленинский суд Уфы. Тогда «Стройблоктехнология» выступала соответчиком с «Дорожным эксплутационным предприятием № 103». Последнему суд предписал выплатить местному жителю компенсацию за ремонт и прочие издержки, а вот в отношении СБТ требования пострадавшего не удовлетворил.
Но в республиканских СМИ компания ярче отметилась после объявления властей о проекте строительства асфальтобетонного завода в Иглинском районе. Представляли его лично главе региона Радию Хабирову руководители СБТ. Они заявляли, что объем инвестиций составит 500 миллионов рублей и будет создано 50 рабочих мест, но «главным преимуществом станет высокая экологичность». Хабиров идею одобрил, завод условились открыть уже в этом году. Встреча проходила в январе, и на данный момент, как сообщили UFA1.RU в Иглинской администрации, пока лишь выбран участок под строительство.
— Сейчас оформляются земельные участки, потом начнется строительство, ориентировочно он будет построен в следующем году, — рассказал замглавы по экономике Иглинского района Артур Идрисов.
По поводу ДТП с автобусом в Благоварском районе следует также напомнить, что водитель взял пассажиров больше положенного, некоторые ехали стоя. Маршрут осуществляла компания «Уфа-Лайн» Ильшата Хайруллина. О том, как произошло столкновение, читайте в рассказе одного из выживших пассажиров. UFA1.RU также выяснил, что известно о шести погибших.