В Уфе снова вернулись к идее внедрить систему платных парковок. На этот раз концепцию будут разрабатывать специалисты из Москвы. Однако прежде с подобной инициативой выступали местные эксперты. Почему они не смогли (или им не дали) урегулировать систему парковок в Уфе и что город ждет теперь — в материале UFA1.RU сегодня, 25 ноября.
Зачем нужны платные парковки?
Очевидно, что рост городского населения ведет к увеличению и числа машин, а это в свою очередь повышает нагрузку на транспортную систему, в том числе и на стоянки. Когда те заполняются, остальным владельцам приходится парковать авто где попало: вдоль дороги, на тротуарах и газонах. Эксперты отмечают, что Уфа, будучи городом-миллионником, с каждым годом всё острее ощущала эту проблему.
— То, что в этой сфере в городе надо навести порядок, ни для кого не секрет, — говорит директор Фонда развития городских проектов и председатель СПЧ при главе Башкирии Владимир Барабаш. — В том же историческом центре Уфы больше 60% автомобилей приезжают к девяти утра и уезжают в шесть вечера, в течение дня они практически не перемещаются.
В Россию эту проблему первой начала решать Москва силами государственного казенного учреждения «АМПП». Введение платы позволило снизить время парковки, а значит — оставляло свободным место для новых машин. Но самое главное — автовладелец, зная, что он собирается провести в центре города длительное время (не полчаса или час, в которые он может парковаться бесплатно), выбирал для перемещения общественный транспорт или такси, тем самым не «засоряя» пространства.
Однако стоит отметить, что платная парковка — лишь один из инструментов целой стратегии. Его применение, как отмечает транспортный эксперт Олег Арефьев, долгое время затрудняло ряд обстоятельств. Одно из них — законодательное.
— Это же не нарушение Правил дорожного движения, если вы заняли парковку и не заплатили, — объясняет Арефьев. — Это нарушение, которое разбирает административная комиссия города и выносит штраф. После того как эта комиссия определяет номер автомобиля, надо определить владельца. Такими данными обладает только ГИБДД, а она по закону не имеет права их передавать и не передавала. Доходило до смешного: платные парковки есть, а за неуплату никого не наказывают.
Как Уфа пыталась решить эту проблему?
Последний раз свою концепцию предлагали специалисты уфимской компании «Сити Р» Сурена Адамяна. В разговоре с UFA1.RU Адамян подчеркнул, что тогда задумкой было столько введение платы за парковки, сколько создание парковочных пространств, где горожане могли бы оставлять машины, не перегружая город. Допустим, житель окраин доезжал бы до центральных районов, оставлял бы машину, а дальше либо пересаживался бы на общественный транспорт либо и вовсе спешивался бы.
— Наш город давно созрел для платного парковочного пространства. В приоритете города должен был быть пешеход, на втором — общественный транспорт и только на третьем — личные авто. Сегодня 10–13% городской инфраструктуры отводится пешеходам, оставшиеся для транспорта, а из них лишь 30–35% — для движущегося транспорта. Остальное пространство съедают парковки, — рассказывает Сурен Адамян.
Тогда, в 2018 году, стоимость парковки для тех, кто все-таки предпочитал перемещаться по центру города на авто, оценивалась примерно в 50–60 рублей за час. Таким образом, если бы вы захотели приехать на работу и оставить на 8 часов свое авто, это обошлось бы вам в 400 рублей. Вырученные деньги шли бы на организацию парковочных зон (создание паркометров, услуги контроллеров и прочее) и в прибыль «Сити Р».
В компании заявляли, что готовы инвестировать в проект 2 миллиарда рублей и что уже достигли договоренности с мэрией (уфимскую администрацию тогда возглавлял Ирек Ялалов), но реализовать его так и не удалось. По словам источника UFA1.RU в отрасли, тогдашний градоначальник в последний момент отвернулся от Адамяна и его коллег. Впрочем, сам коммерсант опроверг эту версию. По его словам, причиной стало всё то же несовершенство законодательной базы, о котором говорит Олег Арефьев.
— Нормативно-правовая база в организации парковочного пространства была очень сырая. Был провал в плане доступа к конфиденциальной информации о владельцах автомобилей. У ГИБДД попросту не было маршрута для передачи этой информации, — объясняет Адамян.
Почему получилось у Москвы?
Сейчас организацией платных парковок по закону могут заниматься только муниципальные и государственные учреждения. Наши спикеры отмечают, что для властей российской столицы этот вопрос был принципиальным, а потому исполнители «парковочного» проекта «АМПП» пользовались их безоговорочной поддержкой и смогли пролоббировать необходимые поправки в местное законодательство. Кроме того, введение платных парковок было лишь одним из инструментов целой стратегии.
— Просто ввести платные парковки — это уже большая работа. При этом затраты существенно выше прибыли — во всяком случае, на первом этапе. Но при этом у них еще и развит общественный транспорт, на который и можно пересадить автовладельцев, — говорит Олег Арефьев.
Это же отмечает и Владимир Барабаш.
— Они сделали экономически невыгодным нахождение машины целый день в центре города. К тому же в пользу пешеходов, велосипедистов, самокатчиков пошло то, что проезды сузили. Но параллельно с этим надо дать комфортный общественный транспорт — переосмыслить маршрутную сеть, расположение остановок, пересмотреть интервалы движения автобусов, — добавляет он.
А в Уфе московская стратегия сработает?
Власти Уфы и Башкирии, кажется, готовы законодательно поддержать реализацию проекта. Во всяком случае, председатель Курултая Башкирии Константин Толкачев в сентябре 2020 года заявил, что необходимо вводить плату за парковку в центре города. Накануне, 23 ноября, проект «Мостранспроекта» расхвалил мэр Уфы Сергей Греков.
— Компания «Мостранспроект» готова приступить к работам по созданию транспортной стратегии Уфы, — сказал он. — В нее входит, в том числе, создание платных парковок в центре города. Это очень важный процесс, к которому мы приступим в будущем году. В центральной части города будет создано порядка 3700 парковочных мест, которые однозначно станут удобными для жителей.
Однако ряд экспертов сомневается, что проект удастся реализовать.
— Нельзя просто нарисовать линию и повесить знак «Платная парковка». Как это фиксировать? Куда будут передаваться эти данные? Как будут регулироваться спорные процедуры? А как избежать того, что, приезжая в центр, все начнут прятать машины во дворах? Будем огораживать, а как? В России единственный запрещающий знак — это бетонный блок. Кто будет устанавливать там шлагбаумы? Платные парковки — это не самоцель. Просто создать платные парковки — это глупость. Это надо использовать в совокупности с остальными инструментами, которые в себя включают нормальный общественный транспорт. Работать это будет исключительно в совокупности, — заявляет Олег Арефьев.
По его словам, Уфа пока нормальной системой общественного транспорта похвастаться не может. По словам частных перевозчиков, власти выдавливают их в угоду государственному предприятию «Башавтотранс», при том что последнее не в состоянии единолично обеспечить регулярное и достаточное сообщение по городу. Эксперты, в том числе и частники, признают, что до транспортной реформы, которую инициировал глава республики Радий Хабиров, автобусы курсировали гораздо чаще, но в целом в отрасли действительно творился хаос.
В то же время все наши спикеры поддерживают идею введения платных парковок. Однако не все жители Уфы настроены столь же положительно.
— Скоро за воздух начнут деньги собирать, — заключил один их многих критиков платных парковок среди читателей UFA1.RU.
По мнению же экспертов, эта мера — опять же, как один из инструментов — неизбежна.
— Город дожил и исчерпал возможности не использовать эту инициативу. Если эта мера не будет выполнена, не будет никакого порядка, — заключает Сурен Адамян.
Нужно ли в Уфе вводить плату за парковку?