Жители Башкирии вновь попали под волну ограничений из-за роста числа заболевших коронавирусом. Часть населения не может посещать рестораны, музеи и даже торговые центры — для этого требуется справка о вакцинации или перенесенном COVID-19. А если удается попасть внутрь заведения, необходимо носить маски, перчатки и соблюдать дистанцию, чтобы защититься от страшной болезни.
Однако возникает вопрос: как безопасно для здоровья ездить в общественном транспорте, если в нем о дистанции речи и быть не может, особенно в час пик? Власти республики не предлагают никаких мер для решения этой проблемы, ограничения введены только в междугородных маршрутах. 13 октября в вечерний час пик корреспонденты UFA1.RU проехали на нескольких уфимских автобусах и своими глазами увидели, безопасно ли находиться в общественном транспорте.
«Раз на раз не приходится»
Забитые автобусы и пробки — боль уфимцев. Вечером маршрутки мигом наполняются, потому что люди скорее хотят попасть домой, и им нет дела до количества людей в транспорте. Главное — смочь залезть в него, хотя это бывает и непросто. Так, мы попытались попасть в автобус № 30к, направляющийся в сторону микрорайона Затон. Мы сели в него в 18:10 на остановке «Округ Галле». Как и предполагалось, он приехал полный. Нам еле удалось протиснуться в толпу с заднего входа.
Кроме того, выходят люди через передний вход, а оплачивают проезд — у водителя. Чтобы добраться до начала автобуса, нужно проталкиваться через всех пассажиров. Женщина в автобусе нам сказала: «Вам туда не попасть». Уфимцы привыкли к таким условиям, но нормально ли это?
Впрочем, и сами горожане отличились — в период, когда ежедневно коронавирусом заболевает более 600 человек, люди не носят маски и перчатки, рискуя своим здоровьем. В этом автобусе средства защиты использовали единицы.
Далее мы проехали на автобусе № 75 в сторону торгового центра «Планета». Мы вошли в него в 18:30 на остановке «Аграрный университет». На этом маршруте наблюдалась аналогичная ситуация — транспорт забит, маски и перчатки практически никто не носит. Несмотря на то что на улице уже холодно, в транспорте из-за большого числа людей достаточно душно, тем более все уже носят теплые куртки и пальто. По словам одной из пассажирок, в прошлый вечер в этом автобусе было еще больше людей.
— Ехала примерно в это же время, по сравнению со вчерашним днем, народу еще не так много. Раз на раз не приходится, — отметила женщина.
В некоторые автобусы мы даже не стали заходить, ведь туда было не пробиться. Примерно в 18:50 на остановке «Универмаг Уфа» со стороны торгового центра «Семья» проехали подряд три маршрутки, напоминающие банки с селедками. Среди них — автобусы № 272, 110 и 277.
Толпа также ломилась в автобус № 115, направляющийся в сторону Алексеевки. Отметим, что ехать от города до поселка около 40 минут.
Транспортная реформа может усугубить эпидемиологическую обстановку
Можно сделать вывод, что ездить на автобусах стало опасно, ведь не знаешь, вакцинирован ли прижатый к тебе человек или, может быть, он вообще болеет. Проверить это невозможно. При этом с 12 октября уже ввели антиковидные меры в междугородных автобусах и пригородном поезде «Орлан». Чтобы ездить в другие города, нужно предъявить сертификат о прививке, справку о перенесенном в течение последних шести месяцев коронавирусе или отрицательный ПЦР-тест. Однако на городской транспорт, где, очевидно, людей ездит значительно больше, ограничения не распространяются.
Возможно, проблему помогло бы решить увеличение числа автобусов, но в республике ситуация складывается иначе. Транспортная реформа, которая началась в 2018 году после прихода на пост главы региона Радия Хабирова, была направлена на улучшение ситуации с автобусами. По словам Хабирова, он надеялся разобраться с проблемами общественного транспорта, усилив государственное предприятие «Башавтотранс» и убрав те маршруты, которые не соответствуют новым требованиям. В результате разгорелась война за маршруты — нововведения привели к конфликту чиновников с частными перевозчиками.
Так, в конце августа мэрия Уфы объявила о прекращении работы семи автобусов-частников — № 201, 239, 25, 52с, 260, 269, 223. В администрации объяснили отмену маршрутов низким пассажиропотоком, при этом сами перевозчики утверждали, что на их маршруты, наоборот, растет спрос. В период распространения коронавируса такие решения властей могут быть непонятны, ведь из-за сокращения количества маршруток в автобусах собирается больше народу.
Как справляются с проблемой транспорта в пандемию в других регионах
Рост заболеваемости наблюдается не только в Башкирии, но и в других субъектах страны. Власти соседних регионов уже начали вводить ограничения в городском транспорте. Так, глава Оренбургской области Денис Паслер поручил снимать с рейсов автобусы, в которых не соблюдаются антиковидные меры.
— Прошу усилить контроль за соблюдением масочного режима и увеличить число проверок в общественном транспорте региона. Вплоть до того, чтобы приостанавливать действие маршрутов, где систематически не соблюдают правила противоэпидемической безопасности, — сообщил глава региона на заседании оперативного штаба.
В августе 2020 года корреспонденты UFA1.RU также проверили, используют ли пассажиры средства защиты в общественном транспорте. Ситуация в прошлом году была аналогична — большинство людей пренебрегали масками и перчатками в пик коронавируса.