Новость о том, что уфимские власти хотят реанимировать в башкирской столице трамвай, горожане восприняли неоднозначно. Одни выступили категорически против, аргументируя это тем, что растянутые над городом электросети выглядят неэстетично, сам вид транспорта убыточен и вообще провоцирует ДТП. Другие же, наоборот, обрадовались: мол, быстрый и недорогой общественный транспорт нашему протяженному городу ой как нужен.
Популярный в городе блогер Кабзон тоже высказал свое мнение по этому поводу. Публикуем его полностью (орфография автора сохранена. — Прим. ред.).
28 миллиардов радости, или История про то, как уфимцы захотели задолжать ВЭБу 400 миллионов долларов
История проста, как апельсин. Был у нас в Уфе трамвай. Был да сплыл. Истерся и распался на «липовый мед». Весь пришел в негодность. От рельс и шпал до подвижного состава.
Что делать? Понятное дело — восстанавливать.
А как? Вариантов — ноль.
Ответ один. Никак.
В городе денег нет. В республике денег нет. Одна надежда на федеральные деньги и на кредиты.
Сколько денег нужно?
Есть два путя: или 10, или 30 миллиардов.
Второй путь самый простой. Зовем питерских варягов, они делают за нас проект, идут в банк и берут для нас деньги под наши же гарантии.
Мы зажмуриваем глазки, открываем, и ОППА! Новенькие, современные трамвайчики бегают по нашему городу по новеньким рельсам.
У этого пути есть несколько минусов. Главный из них — 30 арбузов мы должны будем отдать обратно. С процентами. В придачу к тем деньгам, которые мы уже обязались отдать за Восточный выезд.
Есть другой путь. Радий Хабиров назвал его «Местный промышленный патриотизм».
Мы собираем самых умных людей города. Докупаем умных людей в регионах. Умоляем приехать на помощь умных людей из двух столиц и «хозспособом» колхозим нашу трамвайно-троллейбусную сеть в несколько раз дешевле.
А что, так можно, что ли?
Давайте разбираться.
У нас есть на 99 процентов изношенный парк. Один процент — это железная основа трамвая, которой век нет сносу.
После небольшого ремонта на нее можно навесить колесные пары, новый движок и корпус.
Специалисты утверждают, что миллионов 6 тире 8 обойдется один вагон. Ну пусть даже 10 миллионов рублей нам обойдется один вагон. Это против 30 миллионов «синаровских».
Пускай нам нужно примерно 120 вагонов. Это 1 миллиард 200 миллионов рублей. Чувствуете разницу? (Цифры условные.)
Кто будет делать? У нас есть кому блоки собирать. Площадки есть. Специалисты остались.
Тот же Рассадников справится, были бы живые деньги. Напомню тем, кто забыл, что в Уфе есть целый тепловозоремонтный завод. Бери и делай, как говорится.
Вторая часть этого балета: пути и контактные линии. В этой теме наши специалисты кому хочешь фору дадут. Мы так красиво научились чинить наши сети, что положить новые для уфимских специалистов вообще нет проблем. Справимся. Тем более что столбы уже стоят. Меняй старое на новое да радуйся жизни и хорошей зарплате.
Что касаемо софта и прочих технологических мелочей, то на данный момент у нас в стране полно готовых решений. Выбирай на вкус. Были бы деньги.
Вот примерно такая математика.
Вот такие два путя, как говорится...
Со стороны мне подсказывают, что есть еще третий путь. Столкнуть «Синару» с «УралТрансМашем». Пусть торгуются друг с другом и предлагают меньшую цену.
Но похоже, что это не наш путь. Слишком тонкую игру нужно вести.
Для таких игр мы должны быть умными, хитрыми и денежными.
У нас с этим и раньше-то туго было, а сейчас вообще швах.
Нам бы сейчас собрать тех, кто поумнее, поговорить со всеми. Посоветоваться, посчитать.
Хотя кому я рассказываю. Вы слышали, чтобы собирался какой-нибудь координационный совет?
Слышали о «совещаниях, о мозговом штурме, общественных слушаниях, экспертных советах»?
Нет? И никто не слышал.
Главного архитектора — нет. Министра транспорта — нет.
Никого нет, и вдруг из-под ковра крик: «Нам дадут кредит 400 миллионов долларофф!!!»
П. С. Меня спросят: «Ты против того, чтобы в городе был современный трамвай? Ты против того, что "Синара" зайдет в республику?»
Нет. Нет и еще раз нет. Я ЗА! Двумя руками за!
То, в каком состоянии находится наш ТТ-парк, ни в какие ворота не лезет.
Не может такого быть, что бы в городе-миллионнике электротранспорт был в таком отвратительном состоянии. Не должно так быть, чтобы люди катались на этих ужасного вида монстрах и называли это трамваями. Нет. Не должно.
Не может такого быть, чтобы электротранспортная артерия города была разорвана на клочки и влачила столь жалкое существование.
Эксперты в унисон говорят: «Без магистрального транспорта все усилия приведут лишь к неоправданным затратам, росту загруженности дорог и снижению комфортности проживания в городе. Именно в трамвае — будущее транспорта Уфы».
И я не могу с ними не согласиться.
А как вы думаете, нужен в Уфе электротранспорт?