К двум годам условного лишения свободы приговорили женщину, которая за рулем Nissan X-Trail сбила девятилетнего ребенка на перекрестке возле торгового центра «Мир» в Уфе. Внедорожник поворачивал направо, как и положено, пропустив пешеходов. Мальчик пересекал проезжую часть на велосипеде и попал под переднее левое колесо начавшего движение автомобиля. Он погиб на месте.
Инструктор по контраварийному вождению Даниил Виноградов специально для UFA1.RU объяснил, из-за чего водитель мог не заметить юного велосипедиста и были ли шансы избежать трагических последствий. Этой публикацией редакция запускает новую рубрику, в которой мы будем разбирать сложные для новичков-водителей темы — их объясняют в теории, но понимают лишь на практике.
Почему зона — «слепая»?
Для человека в обычных условиях ограничение поля зрения опасности не представляет. Другое дело, поле зрения водителя автомобиля — средства повышенной опасности.
— От участников ДТП часто можно услышать: «Я его не видел». Что мешает водителю увидеть другой автомобиль или пешехода? Это могут быть причины ограниченной видимости, то есть препятствие снаружи автомобиля: деревья, поворот дороги, угол дома. За подобными препятствиями может оказаться другое транспортное средство или пешеход — все что угодно, что водитель не видит заранее, — рассказал Даниил Виноградов.
«Слепые» («мертвые») зоны — не столь очевидные причины ограниченности обозреваемого пространства. И, несмотря на то, что этот термин знаком не только автолюбителям, полное его понимание приходит с опытом.
— В большинстве случаев аварийная ситуация исчерпывается сюрпризом — вы собираетесь перестроиться, а вам сигналят с соседней полосы. И вроде бы посмотрели в зеркала — никого не было, включили поворотник, посмотрели еще раз — никого. Но как только начали смещаться в соседний ряд — слышите сигнал. Значит, автомобиль на соседней полосе был как раз в «слепой зоне», — объяснил Даниил Виноградов.
Чаще всего в таких ситуациях водитель возвращается на свою полосу и отделывается легким испугом. Но бывают и серьезные последствия. Вплоть до трагических — как в нашем примере с ДТП, где погиб девятилетний велосипедист.
Где искать «слепую зону»?
«Слепые зоны» автомобиля зависят от его конструкции.
— Кузов машины предполагает ограничение обзора в некоторых направлениях. Это и есть так называемые «слепые зоны». У легкового автомобиля самые большие «слепые зоны» находятся сзади по бокам. Они представляют собой секторы, которые водитель не может просматривать в боковые зеркала и не видит в окно двери, — объяснил инструктор. — «Слепые зоны» есть и впереди. Конструкция кузова современного автомобиля должна быть прочной для безопасности. И передние стойки крыши должны выдерживать приличную нагрузку. Красота тоже требует компромисса — как правило, передние стойки крыши значительно наклонены и закрывают еще больший сектор обзора.
У грузовика «слепые зоны» шире, и их больше, чем у легковушки. А при повороте водителю большегруза весь обзор закрывает фургон, что обязательно надо помнить другим участникам дорожного движения, ведь когда неприятность уже произошла — поиск виноватых ситуации не исправит.
Обзор закрывают и загрязнения на стеклах, например, во время непогоды. Вдоль передних стоек на лобовом стекле появляется полоса, куда не дотягиваются дворники. И уж точно не улучшают видимость всевозможные подвески, шторки и полосы тонировки на стеклах. Кроме того, постоянное мельтешение подвесок перед глазами отключает внимание — мозг считает, что любое движение в секторе, который закрывает подвеска, является нормальным.
— В «слепой зоне» впереди автомобиля даже при нормальных условиях запросто поместится пешеход или велосипедист, — объяснил Даниил Виноградов.
Примером такой ситуации может стать ДТП на пересечении проспекта Октября и улицы Бессонова в конце мая этого года.
Почему водитель не увидел маленького велосипедиста?
На проезжей части участники основную часть времени находятся в движении. «Слепые зоны» перемещаются вместе с автомобилем. А при поворотах непросматриваемое пространство еще и значительно увеличивается:
— Еще одно свойство «слепой» зоны проявляется при повороте автомобиля — непросматриваемый сектор смещается вслед за движением автомобиля и может скрывать движущийся объект — пешехода или велосипедиста. Именно так могло получиться в случае на проспекте Октября около «Фирмы "Мир"». На записи с места ДТП можно увидеть, как велосипедист движется синхронно с поворотом автомобиля, то есть как раз в «слепой зоне», — рассказал инструктор по контраварийному вождению.
Чтобы было нагляднее, UFA1.RU подготовил схему:
«Отклонитесь, загляните» — средства борьбы со «слепотой»
Даниил Виноградов объяснил, что делать и как избежать неприятностей, спровоцированных «слепой зоной»:
— Прежде всего надо вычислить, какую часть пространства закрывают стойки крыши вашего автомобиля. Сядьте в автомобиль и посмотрите, что видно в лобовое стекло и что видно в боковое. Отклонитесь влево и вправо, посмотрите, что скрывают стойки. Начиная поворот на светофоре, сделайте такое же движение, загляните за стойки. И однажды это нехитрое движение спасет чью-то жизнь. И конечно, очень важно правильно настроить зеркала, но это уже тема для отдельного разговора. Водите безопасно!
Расскажите нам свои истории про «слепые зоны», поделитесь опытом с начинающими водителями. Ждем ваши сообщения, фото и видео на почту редакции, в наши группы «ВКонтакте», Facebook и «Одноклассники», а также в WhatsApp или Viber по номеру +7 987 101–84–78. Подписывайтесь на наш канал в Telegram.