В Уфе состоялся торжественный ввод в эксплуатацию современной автомобильной газонаполнительной компрессорной станции после реконструкции. Она оснащена энергоэффективными компрессорами повышенной мощности и высоконадежной автоматизированной системой управления. Автозаправка «Газпрома», действовавшая с 80-х в Уфе на улице Ахметова благодаря модернизации сможет принимать больше транспорта: увеличено количество заправочных модулей, а также расстояние между ними для удобства водителей.
Ясные перспективы
Председатель Совета директоров ПАО «Газпром» Виктор Зубков, участвовавший в торжественной церемонии открытия станции, назвал происходящее значимым событием «для Уфы и Башкирии». «Мы считаем, что это начало большой крупномасштабной работы по строительству подобных станций в других регионах. Сегодня мы вводим эту станцию. В планах «Газпрома» в этом году использовать почти 10 млрд рублей, это приличные деньги на строительство и реконструкцию таких станций в стране. До конца года введем в России еще 25, в 2016 году – более 40 таких станций. Конечно, это во многом зависит не только от «Газпрома». Там, где мы строим такую станцию, регион должен обеспечить ее полную загрузку. Здесь нам сказали, что эта станция будет полностью загружена. Конечно, мы придем в первую очередь в те регионы, которые вместе с нами, синхронно, будут загружать построенные комплексы», – сказал он.
Топливо будущего
Природный газ сегодня рассматривается как очень перспективное топливо. Он безопасен для окружающей среды – автомобиль на метане не выделяет вредных веществ в атмосферу. Он более чем в два раза дешевле, чем традиционное топливо. И, вопреки сложившимся убеждениям, не обладает взрывным характером. Метан, в отличие от пропана, легкий, поэтому в случае утечки газ поднимается вверх. Почти 22 млн автомобилей на планете уже работают на метане, и их количество постоянно увеличивается. Россия, которая обладает самыми большими запасами газа и самыми большими объемами его добычи, пока лишь в самом начале развития рынка газомоторного топлива.
В перспективе эксперты прогнозируют увеличение потребления природного газа и сокращение использования угля и нефти. Сейчас доли традиционных видов топлива в общем балансе энергоресурсов достигают 30%. Доля газа – около 23%. Но уже в ближайшие десятилетия нефть и уголь будут использоваться все меньше, роль газа возрастет до 30%. Программа по переходу автотранспорта на газомоторное топливо уже реализуется в России.
В первую очередь планируется перевести на природный газ общественный и коммунальный транспорт в городах-миллионниках, а также городах с численностью населения более 500 и 100 тысяч человек. Такие меры диктует ухудшающаяся в мегаполисах экология. Рост автопарков неизбежно ведет к экологическому неблагополучию в городах и, как следствие, ухудшению здоровья их жителей.
Переводить автомобили на более эффективное топливо подстегивает и экономика: литр метана по расходу аналогичен литру бензина, при этом на обновленной заправке «Газпрома» в Уфе он стоит всего 13,2 рубля. Еще одно важное преимущество – двигатель на метане работает на 30% дольше благодаря отсутствию в топливе загрязняющих веществ. Пока ставка делается на коммерческий и муниципальный транспорт. Компания готова войти в регион, который осознал потребность в метане. Башкирия – один из надежных субъектов-партнеров, и в «Газпроме» республику считают перспективным регионом для развития рынка газомоторного топлива. «С Башкирией заключено соглашение, оно позволяет нам к 2023 году построить 41 такую станцию, обеспечив потребности республики в газомоторном топливе. Тем более здесь есть завод, выпускающий автобусы. Еще несколько лет назад, когда мы только начали большую программу, КАМАЗ выпускал 100 автомобилей, потом 500, 800. А сейчас он готов выпускать восемь тысяч. И, конечно, эта программа пойдет легче, потому что заинтересованы и мы, и власти Башкирии. И завод заинтересован в том, чтобы производить не 400-500 автомобилей с газомоторным оборудованием в год, а 8000. Такие объемы позволяют нам более уверенно проводить работу по строительству и реконструкции заправок», – объяснил Виктор Зубков.
Он сказал, что перспективы строительства в Башкирии станцией «в полной мере ясны», как ясны и преимущества метана. Бизнес уже осознал выгоду использования природного газа: метан всегда хорошего качества, его нельзя подделать или разбавить, и он всегда доступен, поставки не зависят от производства, протяженность газовых магистралей России – более 170 км. «Мы получили подарок от «Газпрома», пользу от которого мы заметим и в виде чистого воздуха, и в виде экономии на топливе. У нас работает большая программа по энергоэффективности предприятий, частью которой является программа эффективности перевозок. Появление газовых заправок повышает ее в разы», – уверен заместитель премьер-министра правительства Башкирии Дмитрий Шаронов. Рынок традиционных видов топлива иногда необоснованно растет. Метан – это альтернативное топливо, и в условиях, когда на рынке появится конкурентный продукт, производители бензина будут вынуждены скорректировать ценовую политику.
Начни с себя
В самом «Газпроме» около 25% служебного транспорта перевели на природный газ. Руководство компании также ездит на метане. Полностью перейти на экологически безопасное топливо «Газпром» намерен к 2020 году, планируя ежегодно выделять на это порядка шести млрд рублей. Для тех, кто хочет перейти на топливо, но не может заплатить за переоборудование автомобиля, компания предусмотрела кредит. Представители малого и среднего бизнеса Башкирии, возможно, воспользуются предложением.
Развитие рынка газомоторного топлива пока сталкивается лишь с одним препятствием – небольшим количеством заправок. Водителю пока приходится следить за количеством топлива и вовремя планировать визит на станцию. Но уже совсем скоро «Газпром» намерен расширить сеть. Очень вероятно, что на газ начнут переходить и частные лица.
История газомоторного топлива началась в 30-е годы XX века. В 1936 году постановлением Совнаркома была начата активная газификация транспорта, начали строить заправки, первые газогенераторные машины появились в 1939 году. К середине 50-х годов на территории Советского Союза было более 30 АГС. С открытием в Западной Сибири месторождений углеводородов интерес к природному газу как топливу снизился. В 1981 году в Советском Союзе разработали программу развития газового транспорта. В 1996 году РАО «Газпром» совместно с правительством Московской области приняло программу перевода машин на газовое топливо с целью улучшения экологической обстановки. Аналогичные программы были приняты в других областях. В 1998 году завод «КамАЗ» разработал первый отечественный газовый двигатель, соответствующий стандарту «Евро-2». В 2011 году – первый автомобиль с двигателем «ИВЕКО», отвечающим экологическому стандарту «Евро-5», еще через год было запущено серийное производство газовых двигателей мощностью до 300 л.с.
Фото: Фото Натальи Балыковой и пресс-службы «Газпром»